kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету Окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру составлена по программе Перспектива.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Окружающий мир»

Настоящая рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

• примерной основной образовательной программы начального общего образования;

• основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Татарская гимназия имени Р.Ш. Фардиева».

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса «Окружающий мир» учащимися 2 класса в количестве 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 2 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка*;

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

  • целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

  • представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

  • представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

  • познавательные мотивы учебной деятельности;

  • представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;

  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;

  • представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

  • этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

  • выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе, в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;

  • установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе, с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

  • называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

  • определять стороны горизонта;

  • находить на глобусе океаны и материки;

  • перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;

  • перечислять времена года в правильной последовательности;

  • измерять температуру;

  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

  • находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

  • называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

  • узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;

  • перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

  • определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;

  • различать перелетных и зимующих птиц;

  • приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;

  • соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;

  • перечислять правила охраны природы в разные времена года;

  • определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);

  • находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;

  • называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечения;

  • характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;

  • называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

  • находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Содержание курса

2 класс

Вселенная, время и календарь (14 ч.)

Мы - союз народов России. Россия на глобусе и на карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные рели народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм, Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии. культуре, истории - этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи

Мы - жители Вселенной. Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звезды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли.

Наш «космический корабль» - Земля Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобус.

Время. Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки. Неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов.

Сутки и неделя. Сутки и неделя – как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность.

Месяц и год. Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

Времена года. Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времен года. Явления природы. Сезонные явления.

Погода. Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр – прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. Практическая работа с термометром. Экскурсия на природу.

Календарь – хранитель времени, страж памяти. Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели

Красные дни календаря. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции.

Народный календарь. Народный календарь – сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях.

Экологический календарь. Что такое экология. Экологический календарь – проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря.

Осень (18ч.)

Осенние месяцы. Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени.

Осень в неживой природе. Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью.

Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.

Звёздное небо осенью. Красота и таинственность звездного неба. Созвездия в представлениях древних и современных ученых. Созвездия Большая медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звездных картах. Легендарная история Большой Медведицы. Трава у нашего дома. Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; особенности и значение для человека.

Старинная женская работа. Работа со льном в работе народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах- культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Кострома.

Деревья и кустарники осенью. Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад).

Красота осенней природы.

Чудесные цветники осенью. Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. Грибы. Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные.

Шестиногие и восьминогие. Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам.

Птичьи секреты. Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами.

Как разные животные готовятся к зиме. Осенние изменения в жизни зверей и других животных(лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе.

Невидимые нити в осеннем лесу.

Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Осенний труд. Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края.

Будь здоров! Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.

Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. Как помочь сохранить себе здоровье.

Охрана природы осенью. Правила поведения в природе, направленные на сбережения растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По старинам Красной книги России.

Зима (14ч.)

Зимние месяцы. Народные названия зимних месяцев (в том числе народов своего края). Зима в произведениях культуры.

Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето.

Зима-время наук и сказок. Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра.

Зима в неживой природе. Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней

природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе.

Звездное небо зимой. Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная

звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе.

Экскурсия № 4.Наблюдение за изменениями в природе в зимнее время.

Зима в мире растений. Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников. Травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой.

Зимние праздники. Зимние праздники в России и других странах – Рождество. Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев). Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.

Растения в домашней аптечке. Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила

сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей.

Зимняя жизнь птиц и зверей. Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей

зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.

Невидимые нити в зимнем лесу. Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

В феврале зима с весной встречается впервой. Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы.

Первая встреча зимы.

Зимний труд. Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах

и во дворах. Снегозадержание на полях. Труд в зернохранилищах, овощехранилищах. Уход за домашними животными. Комнатными

растениями.

Будь здоров! Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние

игры народов России, в том числе своего края.

Охрана природы зимой.

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.

Весна и лето (22ч.)

Весенние месяцы. Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края.

Весна в неживой природе. Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе.

Весна- утро года. Народные традиции встречи весны. Образ птицы - любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний

новый год в культуре народов России и мира.

Звездное небо весной. Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия

Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звездных картах.

Весеннее пробуждение растений. Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям.

Чудесные цветники весной. Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних

цветников.

Весна в мире насекомых. Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.

Весна в мире птиц и зверей. Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе.

Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

Невидимые нити в весеннем лесу. Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Весенний труд Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов).

Старинные весенние праздники. «Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ березы в культуре разных народов.

Будь здоров! Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.

Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. Правила езды на велосипеде.

Охрана природы весной. Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнезд для птиц. По страницам Красной книги России.

Лето красное. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников.

Летние праздники и труд. Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России.

Традиции летних праздников в культуре народов своего края.

Экскурсия № 5. Наблюдение за изменениями в природе в летнее время.




















Календарно-тематическое планирование



урока

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Дата проведения


План

Факт


I.Вселенная, время, календарь (14 ч)

1

Мы – союз народов
России. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка

1

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город и школа. Называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.

03.09.



2

Мы – жители Вселенной

1

Определять по моделям и рисунку форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет.

Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку.

Узнавать небесные тела по описанию

06.09.



3



Наш «космический корабль» – Земля

1

По своим представлениям рисовать Землю.

Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу.

Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради.

Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число, находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена; осуществлять самопроверку.

Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта

10.09.



4

Время

1

По рисункам ученика определять настоящее, прошлое и будущее, выделять примеры времени.

Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать свое решение.

По фотография в учебнике определять временныехар-ки изображенных событий.

Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения).

Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах.

Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.

13.09.



5

Сутки
и неделя

1

По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи.

Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации.

Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».

Придумывать сказочные объяснения смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком.

Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи.

Определять количество дней в неделе.

Называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресении.

Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю.

17.09.



6

Месяц и год


1

Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации.

Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяц.

Придумывать сказочные объяснения изменения облика Луны, иллюстрировать его.

Отгадывать народные загадки о Луне.

Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года.

Освоить старинный способ определения кол-ва дней в месяце.

Наблюдать изменения облика Луны, фиксировать результаты в виде рисунков.

20.09.


7

Времена
года


1

Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг) месяцы, предлагать для каждого времени год рисунки-символы.

Устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времен года, моделировать их.

Придумывать сказочное объяснение смены времен года, иллюстрировать их.

Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. Рассказывать о сезонных явлениях по рисункам.

Наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять специфические сезонные явления.

24.09.


8

Экскурсия: «Живая и не живая природа»


1

27.09.


9


Погода


1

Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике.

Рассказывать о явлениях погоды.

Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить виды термометров, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерения.

Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самоконтроль.

Учиться рисовать условные знаки погодных явлений.

01.10


10

Кален-
дарь – хранитель времени, страж
памяти

1


Сравнить календари разных типов.

Обсуждать правила пользования ими.

Сравнивать даты начала года в календарях разных религий.

04.10


11

Красные дни календаря

1

Определять различия между государственными праздниками России и международными.

Характеризовать содержание российский праздников.

Составлять рассказ о праздниках в своем городе (селе).

Иллюстрировать рассказ фотографиями, компьютерной презентацией.

08.10


12

Народный календарь


1

Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущением разных чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Отражать наблюдения в календаре.

Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

11.10



13

Экологический календарь

1

Высказывать предположения о том, что такое экология.

Находить в тексте учебника определение экологии как науки.

Рассказывать по рисунку о природе – нашем зеленом доме.

Выражать свое отношение к природе в собственном рисунке.

Выписывать в таблицу даты экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате. (работа в паре).

Организовывать праздники, посвященные экологическим дням (в течение года).

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, организованных в школе

15.10


14

Повторение и обобщение по разделу «Вселенная, время, календарь»

1

18.10


II. Осень (18 ч)

15

Осенние месяцы. Опасные и безопасные ситуации


1

Составлять схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка.

Сочинять устный рассказ по картине.

Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках народов России.

Соотносить особенности праздничных обычаев с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни народов России.

22.10


16

Осень
в неживой природе. Взаимодействие человека с окружающей средой

1


По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе.

Извлекать информацию из текста об осенних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради.

Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени.

Наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их, делать выводы.

25.10


17

Экскурсия «Осенние изменения в природе»

1

08.11


18

Народные праздники
в пору осеннего равноденствия


1

Соотносить текст и иллюстрации в учебнике, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников.

Обсуждать в паре сходство и различие осенних праздников.

Рассказывать об особенностях праздников.

Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе.

Осознавать значение осенних народных праздников, как выражение благодарности природе.

12.11


19

Звездное
небо
осенью

1

На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звездного неба.

Сравнивать древние и современные представления о созвездиях.

Анализировать схемы созвездий, соотносить схемы созвездий со старинными рисунками.

Достраивать схемы созвездий.

Наблюдать звездное небо, фиксировать результаты наблюдений.

Использовать дополнительную литературу для написания рассказа об одном из созвездий.

15.11


20

Трава у нашего дома


1

Рассказывать о состоянии травянистых растений осенью.

Описывать внешний вид наиболее распространенных травянистых растений.

Узнавать изученные растения, определять с помощью атласа-определителя.

Составлять собственный рассказ о растении.

19.11


21

Старинная женская
работа

1

Исследовать и сравнивать на ощупь лоскуты тканей из различных природных материалов.

Определять особенности натуральных тканей (лен).

Сравнивать и отмечать общее и различие в сезонной женской работе разных народов

22.11


22

Деревья
и кустарники осенью


1

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников.

Узнавать изученные кустарники и деревья по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.

Сравнивать состояние лиственных и хвойных деревьев осенью. Узнавать изученные хвойные растения.

Определять деревья и кустарники по плодам; в природе.

Наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результат.

26.11


23

Чудесные цветники осенью. ПДД.

1

Знакомиться с растениями цветника.

Определять растения цветника, узнавать изученные растения.

Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Сочинять сказочные истории из жизни цветника. Составлять рассказ о растении цветника.

29.11


24

Грибы


1

Сравнивать грибы по внешнему виду. Узнавать и рассказывать о строении гриба, рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам, приводить примеры. Обосновывать необходимость бережливого отношения к грибам.

03.12


25

Шестиногие и восьминогие

1

Отвечать на вопросы о насекомых и пауках. Рассказывать о многообразии насекомых. Узнавать изученных насекомых. Прослеживать по рисункам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращения. Приводить примеры насекомых различных групп. Использовать дополнительную литературу для написания рассказа об одном из насекомых. Обсуждать рассказ из книги «Великан на поляне».

06.12


26

Птичьи
секреты

1

Отвечать на вопросы о птицах. Выяснить какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим. Узнавать изученных птиц, классифицировать их (перелетные и зимующие). Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами, фиксировать результаты.

10.12


27

Как разные животные готовятся
к зиме.

1

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.

Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Узнавать изученных животных. Обсуждать рассказ из книги «Великан на поляне».

13.12


28

Невидимые нити в осеннем лесу

1

Извлекать из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, делать выводы. Рассказывать о невидимых нитях по схемам. Моделировать связи в осеннем лесу. Обсуждать рассказ из книги «Великан на поляне».

17.12


29

Осенний труд

1

Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней природы, выявлять общее и различное. Конструировать и контролировать свое поведение в ходе совместной работы (изготовление куклы).

20.12


30

Будь здоров!

1

Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать свое поведение по отношению к сверстниками соответствии с правилами игры

24.12


31

Охрана природы осенью. Противопожарная безопасность.

1

Знакомиться с правилами охраны природы. Работая в паре, анализировать условные знаки, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста информацию о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. Использовать дополнительную литературу для составления рассказа об одном из представителей Красной книги. Работать со взрослыми: изготовить кормушку и подкармливать птиц. Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке.

24.12



32

Повторение изученного
по разделу «Осень»

1

08.01



III. Зима (14 ч)

33

Зимние месяцы

1

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка. Сочинять устный рассказ по картине. Подобрать народные приметы и прогнозировать изменение природы. Наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето.

10.01



34

Зима – время науки
и сказок

1

Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение

14.01



35

Зима в неживой природе

1

По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе.

Извлекать информацию из текста о зимних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради.

Высказывать свое отношение к красоте зимней природы. Рассказывать о зимних видах отдыха детей, устанавливать между ними и зимними изменениями в неживой природе.

Работа с взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их, делать выводы.

17.01



36

Звездное небо зимой

1

Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион.

Работа с взрослыми: наблюдать звездное небо, применять способы поиска звезд и созвездий.

21.01



37

Зима в мире растений

1

Рассказывать о состоянии растений зимой. Извлекать из текста информацию о признаках. По которым можно узнать растения зимой. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными. Работа с взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде.

24.01


38

Зимние праздники


1

Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и различное в зимних праздниках. Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

28.01


39

Растения
в домашней аптечке. Осторожно химикаты.

1

Отвечать на вопросы о лекарственных растениях. Узнавать распространенные лекарственные растения, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения. Практическая работа в группах рассматривать лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнить таблицу. Работая в парах, распознавать лекарственные растения по сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста информацию о целебных свойствах растений. Работа со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия.

31.01


40

Зимняя жизнь птиц и зверей
Безопасность при общении с животными.

1

Работая в паре, извлекать информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц. Узнавать зимующих птиц по клювам (работа в паре). Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птиц. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им. Готовить сообщения оо особенностях зимней жизни зверей. Узнавать зверей по описанию. Работа со взрослыми: наблюдать за птицами в городе, определять их, продолжать подкармливать, написать рассказ, проиллюстрировать его.

04.02


41

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Извлекать из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, делать выводы, прослеживать по схеме связи между елью и другими животными. Рассказывать о невидимых нитях по схемам. Моделировать связи в зимнем лесу. Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса

07.02


42

В феврале зима с весной встречается впервой

1

Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы, инсценировать обход дворов на Масленицу. Планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края.

11.02


43

Зимний труд

1

Инсценировать мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе. Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой.

14.02


44

Будь здоров!

1

Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать свое поведение по отношению сверстниками в соответствии с правилами игры.

18.02


45

Охрана природы зимой

1

Знакомиться с правилами охраны природы. Работая в паре, анализировать условные знаки, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста информацию о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. Использовать дополнительную литературу для составления рассказа об одном из представителей Красной книги. Работать со взрослыми: изготовить кормушку и подкармливать птиц, наблюдать за ними у кормушки. Проектное задание: составить фоторассказ о зимней прогулке.

21.02


46

Повторение изученного
по разделу «Зима». ПДД.

1

25.02


IV. Весна и лето (22 ч)

47

Весенние месяцы

1

Сопоставлять старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка.

Сочинять устный рассказ по картине.

Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия.

28.02


48

Весна в неживой природе

1

По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе.

Извлекать информацию из текста о весенних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради. Рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и в селе. Устанавливать между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе.

Работа с взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их, делать выводы.

04.03


49

Весна –
утро года

1

Знакомиться с народными традициями встречи весны, инсценировать праздничные ритуалы. Изготавливать игрушку в виде весенней птички, украшать ими дерево (работа в паре). Участвовать в весеннем празднике по старинному календарю.

07.03


50

Звездное
небо весной. Безопасность на воде.


1

Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большой Медведицы в разное время, выявлять различия. Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Работая в паре, анализировать схему созвездия Лев. Определять с помощь атласа другие созвездия.

Работ со взрослыми: наблюдать звездное небо ,применять способы поиска звезд и созвездий. Придумать сказку о созвездиях весеннего неба.

11.03


51

Весеннее пробуждение растений

1

Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знакомиться с разными видами раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать раннецветущие растения. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Работа с взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений, фиксировать сроки цветения. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия раннецветущих растений.

15.03


52

Чудесные цветники весной

1

Знакомиться с растениями цветника.

Определять растения цветника, узнавать изученные растения.

Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Сочинять сказочные истории из жизни цветника. Составлять рассказ о растении цветника.

18.03


53

Весна в мире насекомых

1

Знакомиться с весенними изменениями в жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, рассказывать о них. Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Предлагать различные варианты поведения при встрече с насекомыми. Наблюдать весеннее появление насекомых.

21.03


54

Весна в мире птиц
и зверей


1

Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Знакомиться с жизнью птиц и зверей весной. Определять последовательность возвращения перелетных птиц. Находить изучаемых птиц. Обсуждать отношение людей к птицам, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Узнавать зверей по описанию. Придумывать диалоги зверей-родителей с их детенышми. Работа с взрослыми: наблюдать за птицами в городе, определять их, слушать весеннее пение птиц, написать рассказ, проиллюстрировать его.

04.04


55

Невидимые нити в весеннем лесу . Противопожарная безопасность.

1

Извлекать из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, делать выводы. Рассказывать о невидимых нитях по схемам. Моделировать связи в весеннем лесу. Использовать дополнительную литературу для написания рассказа о кукушке.

08.04


56.

Весенний труд

1

Инсценировать мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе. Объяснять значение пословиц о труде весной. Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами.

11.04


57.

Старинные весенние праздники

1

Характеризовать весенние народные праздники, сравнивать традиции отношения к березе в разных культурах, определить нравственный смысл легенд и песен березе в культуре народов Севера.

15.04


58.

Будь здоров!

1

Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных игр. Контролировать свое поведение по отношению к сверстниками соответствии с правилами игры

18.04


59.

Охрана природы весной

1

Знакомиться с правилами охраны природы. Работая в паре, анализировать условные знаки, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста информацию о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. Использовать дополнительную литературу для составления рассказа об одном из представителей Красной книги. Работать со взрослыми: изготовить домик для птиц и размещать его в подходящем месте. Проектное задание: составить фоторассказ о весенней прогулке.

22.04


60.

Лето красное

1

Сопоставлять старинные и современные названия весенних и летних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями летних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка.

Сочинять устный рассказ по картине.

Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и солнцеворота, характеризовать летние праздники и работу в старину. Наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты, сравнивать их, делать выводы. Сравнивать результаты наблюдений в течение всего года, делать выводы.

25.04


61.

Летние праздники
и труд. Безопасность на природе.

1

Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время. Сопоставлять традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

29.04


62.

Повторение изученного по разделу «Весна и лето» ПДД

1

Рассказывать о летних старинных праздниках и народных обычаях их проведения; о труде земледельцев и скотоводов летом, сравнивать традиции празднования Нового года в разные времена года народами России и обосновывать своё мнение;

оформлять прогноз погоды, используя условные обозначения.

02.05


63.

Промежуточная аттестация за 2 класс»

1


Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы.


06.05


64.

Анализ и работа над ошибками.

1

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; работать в паре.

09.05


65.



Повторение изученного о Вселенной.

1



Рассказывать о Вселенной; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять небесные тела по их описанию.

13.05


66.

Повторение изученного по временам года.

1

Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота.

Наблюдать за погодой летом, сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года.

16.05


67.


Повторение изученного за год

1


20.05


68.

Экскурсия «Изменения в живой и неживой природе». ТБ во время каникул.

1

Наблюдать весенне-летние изменения в природе;

оформлять фоторассказ о летней прогулке.

23.05





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету Окружающий мир

Автор: Абрамова Гульфира Салихяновна

Дата: 07.04.2019

Номер свидетельства: 506365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа предмета «Окружающий мир»"
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia_proghramma_priedmieta_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "463437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1521999510"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "122081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414148696"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства