Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Окружающий мир»»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса филиала МБОУ Сещинской СОШ Алешинской ООШ на 2017-2018 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2017г. № 28) на основании Примерной программы учебного предмета «Окружающий мир» //Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).- http://fgosreestr.ru/
Рабочая программа обеспечена УМК:
1.. Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 классдля общеобразовательных организаций в 2 ч. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011г.
2 Авторская программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2011г.
Программа рассчитана на 66 часов ( 2часа в неделю, 33 учебных недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностныерезультаты
У учащегося будутсформированы:
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
-понимание важности здорового образа жизни.
У учащегося могутбыть сформированы:
-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные
Первоклассник научится:
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов.
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
получит возможность научиться:
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных;
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Коммуникативные
Ученик научится:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметныерезультаты
Ученик научится:
• называть название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• определит общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• вести наблюдения в природе.
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• классифицировать группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатным и растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правилам уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы;знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
• правила сохранения и укрепления здоровья.
2. Содержание учебного предмета.
Введение. Экскурсии . 5часов
Что и кто? (19 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др.
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда?(10 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?(20 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение
3.Тематическое планирование
№ урока по порядку.
№ урокав теме.
Дата по плану.
Дата по факту.
Тема раздела, урока.
Кол-во часов.
Примеча
ния.
Введение. Экскурсии
5 часов
1
1
Введение. Знакомство с предметом.
1
2
2
Экскурсия «Наша школа».
1
3
3
Продолжение экскурсии «Наша школа».
1
4
4
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
1
5
5
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»
1
Раздел «Что и кто?»
19 часов
6
1
Что такое Родина?
1
7
2
Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?
1
8
3
Проект «Моя малая Родина»
1
9
4
Что у нас над головой?
1
10
5
Что у нас под ногами?
1
11
6
Что общего у разных растений?
1
12
7
Что растёт на подоконнике?
1
13
8
Что растёт на клумбе?
1
14
9
Что это за листья?
1
15
10
Что такое хвоинки?
1
16
11
Кто такие насекомые?
1
17
12
Кто такие рыбы?
1
18
13
Кто такие птицы?
1
19
14
Кто такие звери?
1
20
15
Что окружает нас дома?
1
21
16
Что умеет компьютер?
1
22
17
Что вокруг нас может быть опасным?
1
23
18
На что похожа наша планета?
1
24
19
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
1
Раздел «Как, откуда и куда?»
12 часов
25
1
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
1
26
2
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1
27
3
Откуда в наш дом приходит электричество?
1
28
4
Как путешествует письмо?
1
29
5
Куда текут реки?
1
30
6
Откуда берутся снег и лёд?
1
31
7
Как живут растения?
1
32
8
Как живут животные?
1
33
9
Как зимой помочь птицам?
1
34
10
Откуда берётся и куда девается мусор?
1
35
11
Откуда в снежках грязь?
1
36
12
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
1
Раздел «Где и когда?»
10 часов
37
1
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»
1
38
2
Когда придёт суббота?
1
39
3
Когда наступит лето?
1
40
4
Где живут белые медведи?
1
41
5
Где живут слоны?
1
42
6
Где зимуют птицы?
1
43
7
Когда появилась одежда?
1
44
8
Когда изобрели велосипед?
1
45
9
Когда мы станем взрослыми?
1
46
10
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда
1
Раздел «Почему и зачем?
20 часов
47
1
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
1
48
2
Почему Луна бывает разной?
1
49
3
Почему идёт дождь и дует ветер?
1
50
4
Почему звенит звонок?
1
51
5
Почему радуга разноцветная?
1
52
6
Почему мы любим кошек и собак?
1
53
7
Проект «Мои домашние питомцы»
1
54
8
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1
55
9
Зачем мы спим ночью?
1
56
10
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
57
11
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1
58
12
Зачем нам телефон и телевизор?
1
59
13
Зачем нужны автомобили?
1
60
14
Зачем нужны поезда?
1
61
15
Зачем строят корабли?
1
62
16
Зачем строят самолёты?
1
63
17
Почему в автомобиле, поезде, самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности?
1
64
18
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе.
Четверо лисят родились весной в глубокой норе на мягкой подстилке из мха и сухих листьев. Им было тепло и удобно. Мама-лиса кормила их молоком и согревала своим теплом. У неё была тёплая пушистая шерсть. Лисица уходила из норы на охоту очень редко. Хорошо жилось лисятам в норе рядом с матерью.
Один раз лиса взяла малышей за шиворот и вынесла из норы. Лисята ещёне открыли глаза и поэтому никуда не убегали. Они лежали на бугорке и грелись на солнышке. А мамаша сидела рядом и глядела вокруг. Вдруг неподалёку что-то зашуршало. Лисица насторожилась, огляделась кругом и начала быстро носить детей обратно в нору. Так продолжалось две недели, пока лисята не открыли глаза и не начали сами ходить. А через три месяца они станут совсем самостоятельными. Мама-лиса научит их быстро бегать, охотиться, выслеживать добычу.
Читательские компетенции
1. Сколько абзацев в тексте? Отметь знаком «х».
1 2
2. Сколько лисят родилось? Отметь знаком «х».
3 4 5
3. Как можно озаглавить текст. Отметь знаком «х».
Лисята. Весна. Нора в лесу.
4. Какая была мама-лисица?
Ленивая Заботливая Хитрая
Окружающий мир
1. В какое время года родились лисята? Отметь знаком «х».
Весной Летом Зимой Осенью
2. К какой группе животных относятся лисы? Отметь знаком «х».
Звери
Птицы
Насекомые
3. Почему маленьким лисятам не холодно в темной норке весной? Найди ответ в тексте и напиши.______________________________________________________________________