Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г. НОВОЗЫБКОВА»
ОБСУЖДЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
Руководитель МО
__________ Т.М. Беспалова
Протокол №_____от ____________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Л.Н. Анищенко
«_____»____________2020г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «СОШ №6
г. Новозыбкова»
___________ Г.Л. Резников
«_______»___________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
в 3 «» классе
учителя
2020-2021 уч.год
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы МБОУ «СОШ№6 г. Новозыбкова», на основе программы «Окружающий мир» (авт.А.А. Плешаков).
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе на уроки окружающего мира отводится по68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Используется учебник, соответствующий Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования:
А.А. Плешаков «Окружающий мир» для образовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях, 3 класс.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Ученик научится:
• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
• Оценивать отношение людей к окружающему миру.
• Соблюдать правила поведения в природе.
• Замечать и ценить красоту природы.
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми;
• Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.
• Уважать семейные традиции и бережно хранить.
• Соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками.
• Соблюдать правила культурного поведения в школе, в других общественных местах.
• Соблюдать правила безопасного поведения в школе, на улице и в быту.
• Различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу.
• Соблюдать основные правила противопожарной безопасности.
• Соблюдать правила безопасного поведения на воде и в лесу.
• Правильно вести себя при контактах с незнакомцами.
• Правильно строить режим дня.
• Соблюдать правила питания и личной гигиены.
• Следить за правильной осанкой на уроке и вне его.
• Обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.
Ученик получит возможность научиться:
• Использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
• Участвовать в природоохранной деятельности.
• Ценить дружбу и взаимопомощь между людьми, добро и справедливость.
• Понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
• Оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
•Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.
• Ориентироваться в своей системе знаний.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.
• Находить нужную информацию в учебнике и из других источников.
• Готовить рассказ на основе наблюдений.
• Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.
• Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
• Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды.
• Находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий.
• Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
• Слушать и понимать речь других.
• Участвовать в диалоге на уроке.
• Совместно договариваться о правилах общения.
• Выполнять различные роли в группе.
• Уметь работать в парах: находить главные мысли учебного текста, проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждении, осуществлять взаимопроверку, выполнять практическую работу
• Работать со взрослыми.
• Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
• Работать по плану.
• Отличать верно выполненное задание от неверного.
• Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
• Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.
• Оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
Ученик получит возможность научиться:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
• Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.
• Осуществлять самопроверку.
• Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.
• Выполнять тестовые задания, работать с терминологическим словариком
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
Предметные результаты
Ученик научится:
•. Различать компоненты живой и неживой природы, объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком.
• Отличать человека от животного как существа разумного. Выделять ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.
• Определять герб, флаг России.
• Определять что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия.
• Определять состав и свойства воздуха
• Определять основные свойства воды
• Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.
• Распознавать основные свойства почвы, состав почвы.
•Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.
• Относить животное к определённой группе.
• Составлять цепи питания.
• Распознавать съедобные и несъедобные грибы.
• Выполнять правила сбора грибов.
• Определять внутреннее строение организма человека.
• Определять строение и значение опорно-двигательной системы. Выполнять правила посадки за столом.
• Ориентироваться на дороге.
• Выполнять правила личной экологической безопасности
• Определять понятие экономика, главную задачу экономики.
• Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
• Отличать культурные растения от дикорастущих.
• Распознавать современные российские монеты.
Ученик получит возможность научиться:
• Различать чем человек отличается от других объектов живой природы.
• Различать понятия государство, территория.
• Определять отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы.
• Отличать экологию от других похожих наук.
• Определять экологические связи.
• Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.
• Очищать воду с помощью фильтра
• Отличать растения одной группы от другой, их характерные особенности.
•Составлять схему дыхания и питания растений.
• Вести наблюдения.
• Описывать объекты, сравнивать их
• Классифицировать животных по их групповым признакам.
• Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди.
• Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними.
•Показывать основные кости скелета.
• Различать продукцию каждой отрасли промышленности.
• Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.
• Основам семейного бюджета.
• Определять роль денег в экономике.
• Соблюдать правила питания.
• Определять взаимосвязь и взаимозависимость дыхательной, выделительной и кровеносной систем.
• Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.
• Показывать на карте ближайших соседей России.
• Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте.
• Показывать страны Бенилюкса на карте.
• Распознавать страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.
• Распознавать о страны, расположенные на юге Европы, показывать их на карте.
Содержание учебного предмета
Раздел «Как устроен мир» (6ч)
Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей
Человек. Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира
Проект «Богатства, отданные людям»Подготовка к выполнению проекта.
Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России
Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие
Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова,
странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории
Раздел «Эта удивительная природа» (18ч)
Тема, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества
Разнообразие веществ. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди
Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха
Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды
Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе
Берегите воду! Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию
Как разрушаются камни. Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия
Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях
Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека
Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян
Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе
Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта.
Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп
Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира
В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники
Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ
Раздел «Мы и наше здоровье «(10ч)
Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система
Органы чувств. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств
Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)
Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц
Наше питание. Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Проект «Школа кулинаров» Подготовка к выполнению проекта.
Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота
Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закалива-
ния организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания
Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
Раздел «Наша безопасность» (7ч)
Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте
Дорожные знаки. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса
Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта.
Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д.
Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)
Экологическая безопасность. Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности
Раздел «Чему учит экономика» (12ч)
Для чего нужна экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике
Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых
Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов
Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов
Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность
Проект «Экономика родного края».Подготовка к выполнению проекта.
Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения
Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства
Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи
Экономика и экология (2 ч) Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15ч)
Золотое кольцо России (3 ч) Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности
Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта.
Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы
На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди
Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности
В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди
По Франции и Великобритании (Франция). Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди
По Франции и Великобритании (Великобритания). Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди
На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города
По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч)
Тематическое планирование
№
урока
Дата
по плану
Дата
по факту
Тема урока
Раздел «Как устроен мир» (6ч)
1
Природа Ценность природы для людей
2
Человек. Проект «Богатства, отданные людям» Тест
3
Общество
4
Что такое экология
5
Природа в опасности! Охрана природы
6
Обобщение знаний по разделу «Как устроен мир» Проверочная работа
Раздел «Эта удивительная природа» (18ч)
7
Тела, вещества, частицы
8
Разнообразие веществ. Практическая работа
9
Воздух и его охрана
10
Вода. Практическая работа
11
Превращения и круговорот воды
12
Берегите воду! Тест.
13
Что такое почва? Практическая работа
14
Разнообразие растений
15
Итоговый тест за 1 четверть.
Солнце, растения и мы с вами.
16
Размножение и развитие растений
17
Охрана растений
18
Разнообразие животных
19
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Тест.
20
Размножение и развитие животных
21
Охрана животных
22
В царстве грибов
23
Великий круговорот жизни
24
Обобщающий урок по разделу «Эта удивительная природа» Проверочная работа
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч)
25
Организм человека. Практическая работа
26
Органы чувств
27
Надёжная защита организма. Практическая работа
28
Опора тела и движение. Тест.
29
Итоговый тест за 2 четверть.
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
30
Дыхание и кровообращение. Практическая работа
31
Умей предупреждать болезни
32
Здоровый образ жизни. Тест.
33
Обобщающий урок по разделу «Мы и наше здоровье» Проверочная работа
34
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
Раздел «Наша безопасность» (7ч )
35
Огонь, вода и газ
36
Чтобы путь был счастливым
37
Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает» Тест.
38
Опасные места
39
Природа и наша безопасность
40
Экологическая безопасность. Тест.
41
Обобщающий урок по разделу «Наша безопасность» Проверочная работа
Раздел «Чему учит экономика» ( 12ч)
42
Для чего нужна экономика
43
Природные богатства и труд людей- основа экономики.
44
Полезные ископаемые. Практическая работа
45
Растениеводство. Практическая работа
46
Животноводство. Тест.
47
Какая бывает промышленность.
48
Итоговый тест за 3 четверть. Проект «Экономика родного края»
49
Что такое деньги. Практическая работа
50
Государственный бюджет
51
Семейный бюджет
52
Экономика и экология. Тест.
53
Обобщающий урок по разделу «Чему учит экономика»
Раздел «Путешествие по городам и странам»(15ч)
54
Золотое кольцо России.
55
Золотое кольцо России
56
Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий»
57
Наши ближайшие соседи. Тест.
58
На севере Европы
59
Что такое Бенилюкс
60
В центре Европы
61
Путешествие по Франции
62
Путешествие по Великобритании
63
На юге Европы. Тест.
64
По знаменитым местам мира
65
Обобщающий урок по разделу «Путешествие по городам и странам» Проверочная работа
66
Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации
67
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
68
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».