• Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 1–4 классы; автор: А.А.Плешаков, – М., «Просвещение»,2013 •Основной образовательной программы НОО СОШ № 24 имени Бориса Рукавицына на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.
понимать суть исторических по бед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Вклад России в развитие мировой культуры и науки;
освоение основ экологической грамотности. Выявление экологических связей в окружающем мире, моделирование этих
связей, применение знаний о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе - знать некоторые современные экологические проблемы;
.
3. | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба. | Знакомство со звездами. Созвездия, как участники звездного неба. Созвездия на карте и на звездном небе. | Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров | | Тест, кроссворд |
4. | Мир глазами географа. Практическая работа: показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. | | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью | | Тест |
5. | Мир глазами историка. Практическая работа: знакомство с историческими картами. | История как наука, изучающая длинный путь развития человечества. Летоисчисление. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. | | Практическая работа |
6. | Когда и где? | Понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление» Работа с исторической картой. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач. Различать способ и результат действия. Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника. | | Кроссворд |
7. | Прошлое и настоящее глазами эколога. Игра «Планета – это мы». | Взаимосвязи человека и окружающей среды. Ответственность человека зп состояние окружающей среды. | Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания | | Тест. Работа с карточками |
8 -9. | Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» | Объектами Всемирного наследия., красота и неповторимость этих достопримечательностей. Международная Красная книга. | Знакомство с объектами Всемирного наследия. Знакомство с Международной Красной книгой. Определение основных причин сохранения численности растений и животных. Меры, необходимые для охраны растений и животных. Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы. | | Проверочная работа |
Природа России (11 часов) | |
10 (1) | Равнины и горы России. Равнины и горы России. Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов. | Понятия равнины, горы. Их признаки. Равнины и горы на территории России. Равнины и горы на физической карте России. | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказ. Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Принимать и сохранять учебную задачу. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач | | Графический диктант. |
11(2) | Моря, озёра и реки России. Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов. | Моря, озера и реки России. Их местонахождение. Работа с картой. | Находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника | | Тест Практическая работа с картой |
12(3) | Природные зоны России. | Понятие природные зоны. Чередование природных зон на территории планеты. | Знакомство с природными зонами, т.е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхности Земли. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника | | Тест |
13.(4) | Зона арктических пустынь. Практическая работа: поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон. | Понятие «Арктика», нахождение и показ ее на карте полушарий. Особенности природы ( условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе). Значение природы данной зоны для человека, её использование. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон | | Тест Практическая работа с картой |
14(5) | Тундра. Практическая работа: поиск и показ зоны тундры на физической карте и карте природных зон. | Природная зона Тундра, географическое положение этой природной зоны. Климатические условия. Растительный и животный мир. Деятельность человека в этой природной зоне. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон | | Тест Практическая работа с картой |
15(6) | Леса России. Практическая работа: поиск и показ зоны лесов на физической карте и карте природных зон. | Лесная зона. Географическое положение зоны лесов. Части зоны лесов ( тайга, смешанные и широколиственные леса). Растительный и животный мир лесов. Деятельность человека в зоне лесов. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью. | | Тест. Графический диктант |
16.(7) | Лес и человек. «По природным зонам России» (контрольная работа №1). | Роль леса в жизни человека и природы. Экологические проблемы леса, возникшие по вине человека. Охранная деятельность людей в зоне лесов. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью. | | Контрольная работа |
17(8) | Зона степей. Практическая работа: поиск и показ зоны степей на физической карте и карте природных зон | Степь. Особенности степей. Географическое положение зоны степей. Животный и растительный мир. Деятельность человека в зоне степей. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. | | Тест Практическая работа с картой |
18(9) | Пустыни. Практическая работа: поиск и показ зон полупустынь и пустынь на физической карте и карте природных зон. | Пустыня. Географическое положение зоны пустынь, её особенности, растительный и животный мир, деятельность людей. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | | Тест. Кроссворд Работа с картой |
19 (10) | У Чёрного моря. Практическая работа: поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон. | Субтропики. Субтропическая зона Черноморского побережья Кавказа. Географическое положение субтропической зоны России. Растительный и животный мир. Деятельность человека. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Использовать общие приёмы решения задач. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. | | Тест Работа с картой |
20(11) | Экологическое равновесие. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» | | Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | | Проверочная работа |
Родной край – часть большой страны ( 14 ч) |
21(1) | Наш край. | Особенности природы. Разнообразие растительного и животного мира своего края, их значение в природе и жизни человека. | Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Принимать и сохранять учебную задачу. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | | Работа с картой |
22(2) | Поверхность нашего края. | Поверхность родного края. Основные понятия; овраг, балка, карьер, терриконы. | Характеризовать формы земной поверхности Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | | Тест |
23(3) | Экскурсия «Формы поверхности нашей местности». | | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Принимать и сохранять учебную задачу. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | | |
24 (4) | Водоёмы нашего края. | Пресный водоем. Растения и животные. Жизнь пресного водоёма. Охрана водоемов | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмы нашей местности Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Формулировать своё мнение и позицию. Использовать речь для регуляции своего действия. | | Тест. Графический диктант |
25 (5) | Наши подземные богатства. Практическая работа: свойства полезных ископаемых . | Подземные богатства. Полезные ископаемые, их применение. Свойства полезных ископаемых. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описыватих применение в хозяйстве человека (на примере нашего края Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | | Тест. Кроссворд |
26 (6) | Земля-кормилица. (проверочная работа №2) | Почва. Виды почв. Природоохранительная деятельность человека. Значение почвы для растений и живых организмов. Состав почв. | Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. Оценивать плодородие почв нашего края. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициям партнёров | | Словарный диктант. Проверочная работа. |
27(7) 28 (8) | Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса. Практическая работа: работа с гербарием растений леса. | Природное сообщество – лес. Разнообразие лесных обитателей. Ярусы леса. Лесные подстилки. Микроорганизмы. Роль грибов. | Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Формулировать своё мнение и позицию. | | Тест Практическая работа |
29(9) | Жизнь луга. Практическая работа: работа с гербарием растений луга. | Луг, как природное сообщество. Разнообразие живых организмов луга. Роль человека. | Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Формулировать свои затруднения, задавать | | Графический диктант. Тест |
30(10) | Жизнь пресного водоёма. Практическая работа: работа с гербарием растений пресного водоёма. | Понятие пресный водоем. Жизнь пресного водоема. Растительный и животный мир пресного водоема. Роль человека. | Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Различать способ и результат действия. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | | Тест. Индивидуальная работа на карточках. |
31(11) | Экскурсия к пресному водоему. | | Знакомство с обитателями водоема, бережное отношение к обитателям водоема. Строить сообщения в устной форме. Принимать и сохранять учебную задачу. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | | |
32 (12) | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа: работа с гербарием полевых культур. «Я знаю родной край». (проверочная работа №3). | Понятие - растениеводство. Отрасли растениеводства. | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Ставить и формулировать проблемы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | | Кроссворд. Тест Проверочная работа. |
33 (13) | Животноводство в нашем крае. | Животноводство . Отрасли животноводства. Породы домашних животных. | Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Соотносить правильность выбора с требованиями конкретной задачи. Использовать речь для регуляции своего действия Проявлять активность во взаимодействии для решения | | Кроссворд. Тест. Словарный диктант |
34(14) | Обобщающий урок-игра.«Я знаю родной край». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов. | | Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осуществлять обобщение на основе имеющихся знаний. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | | Кроссворд. Контрольная работа. |
«Страницы всемирной истории» (5ч+1ч) |
35 (1) | Начало истории человечества | История, как наука. Первобытный человек. Жизнь первобытного человека. Понятие орудие и оружие. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, . Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Принимать и сохранять учебную задачу. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | | Тест. Карточки для индивидуальной работы. |
36 (2) | Мир древности: далёкий и близкий. | Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | | Работа по карточкам |
37 (3) | Средние века: время рыцарей и замков. | Средневековье. Эпоха средних веков: достижения, особенности, нормы морали. Рыцари. Замки. Рыцарские турниры. Христианство. Ислам. Буддизм, Иудизм. Книгопечатание. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Формулировать собственное мнение и позицию. | | Тест |
38 (4) | Новое время: встреча Европы и Америки. | Новое время. Знаменитые люди Нового времени, их изобретения. Географические открытия. Отличие эпохи Нового времени от других эпох. | Нахождение в современной жизни явлений, открытий, достижений, сохранившихся с эпохи Нового времени. Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | | Тест. |
39 (5) | Новейшее время: история продолжается сегодня. | | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | | Тест, кроссворд |
40 (6) | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». Игра «Путешествие на «машине времени». (проверочная работа ) | | Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. . Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. Допускать возможность существования у партнёров различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | | Проверочная работа |
«Страницы истории Отечества» (20ч) |
41(1) | Жизнь древних славян. Работа с картой. | Славяне. Жизнь древних славян. Жилище древних славян. Занятия славян. Во что верили славяне. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно создавать алгоритм деятельности. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров | | Работа с картой, индивидуальная работа с карточками |
42 (2) | Во времена Древней Руси Работа с картой. | Древняя Русь. Русские князья. Князь Олег. Владимир Красное Солнышко. Города Древней Руси. Богатыри. Работа с картой. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. Задавать вопросы, обращаться за помощью | | Тест. |
43 (3) | Страна городов. (столица Древний Киев). Работа с картой. | Города Древней Руси X – XI вв. Киев, Новгород. Ярослав Мудрый. Юрий Долгорукий. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком. Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | | Кроссворд |
44 (4) | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Славянская азбука (кириллица). Кирилл и Мефодий Повесть временных лет. Письменность. Как люди научились писать. Книги. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | | Тест |
45 (5) | Трудные времена на Русской земле. Работа с картой. | Военное дело на Руси. Золотая Орда. Дань. Хан. Нашествие Батыя. Крестоносцы. Князь Александр Невский. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Ставить и формулировать проблемы. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Формулировать своё мнение и позицию. | | Тест |
46 (6) | Русь расправляет крылья. Работа с картой. | Возрождение Руси. Сергий Радонежский. Троице – Сергиев монастырь. Московский князь Иван Калита. Кремль. Шапка Мономаха. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Формулировать свои затруднения. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций | | Тест |
47(7) | Куликовская битва. Работа с картой. | Золотая Орда. Мамай. Дмитрий Донской. Куликовская битва. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | | Индивидуальные задания на карточках |
48(8) | Иван Третий. | Москва времен Ивана III. Сравнение времен правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». | | Тест |
49(9) | Мастера печатных дел. | Первые книги на Руси, первые печатные книги на Русм, книгопечатание. Иван Федоров. | Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | | Тест |
50(10) | Патриоты России. (проверочная работа ) | Понятие «Патриот», «патриотизм». Народное ополчение. Его Значение. Землепроходцы. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Использовать речь для регуляции своего действия Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | | Проверочная работа |
51 (11) | Пётр Великий. Работа с картой. | Петр I, время его правления. Потешные полки. Реформы Петра Первого. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции своего действия Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | | Тест |
52 (12) | Михаил Васильевич Ломоносов. | Жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции своего действия Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | | Индивидуальная работа на карточках, игра «Домино» |
53 (13) | Екатерина Великая. | Жизнь в России во времена Екатерины Великой. Александр Васильевич Суворов. Федор Федорович Ушаков. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Учиться высказывать своё предположение. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | | Индивидуальная работа на карточках, кроссворд |
54 (14) | Отечественная война 1812 года. Работа с картой. | Отечественная война, Основные этапы и события. Наполеон. Бородинская битва. М.И.Кутузов. Изгнание Наполеона из Москвы. Строительства Храма Христа Спасителя. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | | Тест |
55 (15) | Страницы истории ХIХ века. Работа с картой. | Жизнь людей в 19 веке. Технические изобретения того времени. | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | | Тест. |
56 (16) | Россия вступает в ХХ век. | Николай II. Временное правительство. Партия большевиков во главе с В.И.Лениным. Гражданская война. Первая Мировая война. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Задавать вопросы, обращаться за помощью | | Блицтурнир, кроссворд, |
57 (17) | Страницы истории 20 - 30-х годов. Работа с картой. | Жизнь страны в 1920-30-е гг. Появление нового государства – СССР. Борьба с неграмотностью. Строительство новых городов, заводов, фабрик. Создание колхозов. | Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Задавать вопросы, обращаться за помощью | | Индивидуальные задания на карточках |
58 (18) | Великая Отечественная война и Великая Победа. | ВОВ и ее герои. ВОВ – тяжелейшее испытание, выпавшее на долю всех жителей страны. Г.К.Жуков, К.К.Рокосовский, А.М.Василевский и другие полководцы. | Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | | Тест |
59 (19) | Страна, открывшая путь в космос. | Жизнь страны в послевоенное время. Первый искусственный спутник Земли. Полет Ю. А.Гагарина в космос. | Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Задавать вопросы, обращаться за помощью | | Индивидуальные задания на карточках, блицтурнир, тест |
60 (20) | Обобщение по теме «Страницы истории Отечества». Игра «Что? Где? Когда?» | | Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | | Проверочная работа. |
Современная Россия (8) |
61 (1) | Основной закон России и права человека. Работа с картой современной России. | Государственное устройство России. Основные документы, защищающие права человека. Конституция о правах ребенка, ее главная идея. Всеобщая декларация прав человека. | Подготавливать рассказ об основном законе на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | | Тест |
62 (2) | Мы – граждане России. | Гражданин. Глава государства. Федеральное собрание и его работа. | Подготавливать рассказ о правах на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. | | Блицтурнир, индивидуальная работа по карточкам |
63 (3) | Славные символы России. Игра «Крестики-нолики». Итоговая комплексная работа | Флаг, герб, гимн. Положения о государственном гербе и флаге. | Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов. Знать текст Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его. Узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других стран. Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России | | Итоговая комплексная работа. |
64 (4) | Такие разные праздники. | Государственные праздники в России, их различия и особенности. Новый год в разных странах. | Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | | Кроссворд |
65 (5)- 66 (6) | Путешествие по России. Работа с картой. | Народы, населяющие Россию. Население России, их обычаи. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской части, Золотое Кольцо России, по Волге, юг России. | Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия Строить монологическое высказывание. | | Тест |
67(7) | Обобщение по теме «Современная Россия». | | Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Перерабатывать полученную информацию. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. | | Тест |
68 (8) | Презентация проектов. | | Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Перерабатывать полученную информацию. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. | | Проекты |