Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век», 2014 года к учебнику О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, 2 части, издательство «Ассоциация XXI век», 2014 года, в соответствии с ФГОС начальной школы.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности младшие школьники должны
Содержательные линии | Знания и умения (выпускник научится) |
Человек и природа | различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы); приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся); описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности); сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям; различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки; различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья; различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых; характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения; определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы; использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра); находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России; объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года; объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах; находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения; выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека; выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа). |
Человек и общество | воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.; использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач; узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России; готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства; объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России; рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). |
Правила безопасной жизни | осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; |
№ | Содержание программного материала | Виды деятельности |
1. | Ориентирование в пространстве и во времени (6 ч) Как человек познает окружающий мир. Как человек научился считать время. Какие часы изобрел человек. Как считают время в истории. Какие бывают календари. Как ориентироваться на местности. Путешествие с компасом. Путешествие с компасом. Практическая работа по теме «Ориентирование по компасу». | Читают текст, выделяют новые понятия и объясняют их. Рассматривают иллюстрации и обсуждают, что изображено. Соотносят даты событий, записанные арабскими и римскими цифрами, дату и век, когда происходили события, дополняют пропуски в записи последовательности веков, находят и исправляют ошибки в записях, отмечают условными знаками даты исторических событий на «ленте времени». Оценивают своё знание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи: узнать, чем карта отличается от плана местности, какую информацию и как можно представить с помощью географических, исторических карт. Сравнивают и различают план местности и географическую карту, физическую и историческую карты, объясняют, что и как изображают на разных картах. Рассматривают физическую карту, называют её условные знаки, анализируют информацию, данную на физической карте с помощью послойной окраски, декодируют условные знаки карты. Обобщают и систематизируют знания, осуществляют самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений. |
2. | Способы изображения объектов окружающего мира (6 часов) Как изображают предметы и местность. Что такое масштаб. План местности. Что изображают на картах. Как изображают земной шар. Как устроен глобус. Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий. | Выделяют основную и второстепенную информацию, представленную разными формами. Составляют план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, обобщают результаты исследований, делают выводы. Участвуют в выполнении коллективных проектов: планируют своё участие, находят источники информации, предлагают форму презентации и др. Представляют текстовую информацию в наглядной форме (рисунок, схема, модель). Называют и характеризуют способы изображения предметов и местности. Различают рисунок, план, разрез предмета. Объясняют, что показывает численный масштаб, для чего и когда его используют, переводят численный масштаб в именованный. Указывают стороны горизонта, различают топографические знаки плана местности. Сравнивают план местности и географическую карту, отличают физическую и историческую карты. Анализируют информацию, данную на физической карте с помощью послойной окраски, условных знаков, масштаба. Сравнивают глобус и карту полушарий, определяют их сходства и различия. Находят и показывают на глобусе Земли, карте полушарий полюсы, меридианы, параллели, экватор; материки, океаны, горы, равнины, озёра, реки, моря. Обобщают и систематизируют знания, осуществляют самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений. |
3. | Объекты космического пространства, их изображение (4 часа) (Путешествие в космос) Путешествие в космос. Солнце и звезды. Земля – планета Солнечной системы. Исследование космоса. Исследование космоса. Обобщение. | Рассматривают карту звездного неба, называют и находят звезды и созвездия, анализируют информацию, данную карте. Читают текст, выделяют новые понятия о солнечной ситеме. Обобщают и систематизируют знания, осуществляют самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений. |
4. | Природные богатства России (8 часов) (Путешествие по поверхности и недрам России) Россия на географической карте. Какой была первая карта России. Кладовые Земли. Как добывают полезные ископаемые. Как используют полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые применяют в строительстве. Из чего и как выплавляют металлы. Где и как используют горючие ископаемые. Безграничны ли запасы полезных ископаемых. | Оценивают свои знания по изучаемой теме и ставят познавательные задачи: узнать, как образовался торф, каменный уголь, нефть, природный газ, какими свойствами они обладают, где используются, какие экологические проблемы возникают при освоении их месторождений. Выделяют основную мысль каждого абзаца учебного текста, рассматривают иллюстрации, приводят примеры использования горючих ископаемых в народном хозяйстве и в быту, обсуждают возникающие экологические проблемы, предлагают способы их решения. Находят на карте России месторождения каменного угля, нефти, природного газа. Исследуют свойства торфа, угля, нефти, делают выводы по результатам опытов. Систематизируют знания, готовят презентацию одного из опытов (по выбору). |
5. | Природные зоны и природные сообщества (11 часов) (Путешествия по экосистемам) Природа России . Суровая Арктика. Ранимая тундра. Россия-страна лесов. Степные просторы. Чем занимаются жители степей. Жаркие пустыни. Путешествие в горы. Жизнь в пресных водоёмах. Богатство болот. Как живёт луг. | Ставят познавательные и учебные задачи – узнать, какие природные зоны находятся на территории нашей страны, какие группы растений и животных обитают в разных природных зонах, каковы их взаимосвязи, какая деятельность людей может нарушить природное равновесие. Читают учебные тексты, рассматривают иллюстрации, составляют образ природной зоны. Обсуждают, какую информацию о природных сообществах они получили, выделяют существенные признаки. Выполняют задания в тестовой тетради, проверяют свои предметные знания и метапредметные умения. Преобразуют словесную информацию в другие формы (табличную, схематическую, модельную, предметную и графическую). Находят и исправляют ошибки, оценивают результаты учебного труда по изученному разделу. |
6. | Важнейшие события в истории Отечества (23 часа) (Путешествие в прошлое России) Откуда пошла Русь. Государство Русь. Как менялась Русь. Как распалась Русь. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Как объединяли и освобождали Русь. Куликовская битва. Когда Русь освободилась от ордынской зависимости. Россия в XVI веке. Россия в XVII. Как образовалась Российская империя. Что изменилось в России за время правления Петра I. Развитие Российской империи. Правление Екатерины II. Российская империя в XIX веке. Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России Годы «великих потрясений». Образование СССР. Какие преобразования произошли в СССР в 20-30е годы XX века. Великая Отечественная война. Трудные послевоенные годы. Современная Россия. Государственное управление, законы современной России. Кем и чем гордится Россия. Важнейшие события из истории родного края. | При работе с учебной статьёй выделяют основную информацию, новые понятия, обсуждают причины поражений и побед русских дружин, высказывают своё мнение. Рассматривают изображения осадных орудий монголов, предполагают, как они действуют. Анализируют иллюстрации, описывают события, изображённые на них. Работают с картой: описывают направления военных походов ордынцев и русских дружин, место Куликовской битвы. Извлекают нужную информацию, представленную в разной форме, преобразовывают её из одной формы в другую, устанавливают соответствие, работают с исторической картой (в тестовой тетради). Кратко пересказывают своими словами события XVIII века, информацию, собранную из текста, иллюстраций, карты, Интернета. Обсуждают изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним, кратко пересказывают собранную информацию. |
7. | Материки, океаны, страны и народы Земли (10 часов) (Путешествие по океанам и материкам Земли) Океаны Земли. Жизнь в море. Крупнейший материк Земли. Как открывали Африку. Кто исследовал Австралию. Кем была открыта Антарктида. Страны и народы мира. Китай. Страны и народы мира. США. Живая планета - Земля. | Работают с картой полушарий, находят и показывают океаны, их проливы, моря, крупные острова, характеризуют их географическое положение. Рассказывают о великих географических открытиях. Характеризуют и сравнивают материки, описывают их растительный животный мир, отмечают их особенности. Работают с картой полушарий, глобусом и контурной картой, находят и показывают материки, наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), описывают их географическое положение, прокладывают маршруты великих путешественников, наносят географические объекты на контурные карты. Сравнивают условия жизни коренных народов разных континентов. Обсуждают экологические проблемы планетарного масштаба, делают вывод: сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей планеты, мирного сосуществования народов мира – важнейшая задача всего человечества. |
Примечание | № п\п | Тема урока | Количество часов по теме | Домашнее задание |
Ориентирование в пространстве и во времени (6 ч) |
| 1 | Как человек познает окружающий мир. ПДД №1Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 | учебник, с. 7, задание с «домиком»); с. 9, задание № 2. |
| 2 | Как человек научился считать время. Какие часы изобрел человек. | 1 | с. 11-17, пересказ; ТПО, № 8, 9, 11. |
| 3 | Как считают время в истории. Какие бывают календари. | 1 | учебник, с. 22, пересказ; с. 27, задание с «домиком»; ТПО, с.10-11. ТПО, № № 13, 14, 16. |
| 4 | Как ориентироваться на местности. | 1 | С. 28-31, читать; вопросы, с. 29, 31, 33. |
| 5 | Путешествие с компасом. | 1 | С. 34-36, пересказ. |
| 6 | Путешествие с компасом. Практическая работа по теме «Ориентирование по компасу». | 1 | составить кроссворд с ключевым словом «горизонт» |
Способы изображения объектов окружающего мира (6 часов) |
| 7 | Как изображают предметы и местность. | 1 | С. 39, вопросы; |
| 8 | Что такое масштаб. | 1 | С. 41, вопросы; с. 42, пересказ. |
| 9 | План местности. ПДД №2 Дорожная разметка. | 1 | С. 45, учить топографические знаки, с. 47, задание с флажком. |
| 10 | Что изображают на картах. РК №1Карта Ставропольского края. | 1 | с. 49, 51, 54, ответы на вопросы. |
| 11 | Как изображают земной шар. Как устроен глобус. | 1 | С. 55, 57, подготовить ответы на вопросы. |
| 12 | Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий. | 1 | С. 60, вопросы 1-3; сообщение о материке. |
Объекты космического пространства, их изображение (4 часа) (Путешествие в космос) |
| 13 | Путешествие в космос. Солнце и звезды. | 1 | С. 62-64, пересказ; с. 65, задания. |
| 14 | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | С. 66-67, пересказ; сообщение о планетах Солнечной системы. |
| 15 | Исследование космоса. | 1 | С. 71-74, пересказ. |
| 16. | Исследование космоса. Обобщение. | 1 | подготовить сообщение о первых космонавтах |
Природные богатства России (8 часов) (Путешествие по поверхности и недрам России) |
| 17 | Россия на географической карте. | 1 | С. 77-79, пересказ; с. 79, задания. |
| 18 | Какой была первая карта России. | 1 | Подготовить сообщение о реке Волге. |
| 19 | Кладовые Земли. | 1 | С. 82- 84, пересказ. |
| 20 | Как добывают полезные ископаемые. | 1 | С. 85-87, пересказ, с. 87, в. 1-3, задания. |
| 21 | Как используют полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые применяют в строительстве. | 1 | С. 88-91, пересказ |
| 22 | Из чего и как выплавляют металлы. ПДД №3 Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 | С. 92-93, пересказ, с.93, в. 1. |
| 23 | Где и как используют горючие ископаемые. | 1 | С.94-97, пересказ; с.97, в. 1-3, задания. |
| 24 | Безграничны ли запасы полезных ископаемых. Обобщение. РК №2 Полезные ископаемые СК. | 1 | С.98-100, пересказ; с. 100, задание. |
Природные зоны и природные сообщества(11 часов) (Путешествия по экосистемам) |
| 25 | Природа России . РК №3 Природные зоны СК. | 1 | С. 103- 105, пересказ; с. 104, задания. |
| 26 | Суровая Арктика. | 1 | С. 106-113, читать; с. 113, в. 1-7. |
| 27 | Ранимая тундра. | 1 | 114- 123, читать; с. 115, 118, 121, 123, вопросы. |
| 28 | Россия-страна лесов. ПДД №4 Что надо знать о перекрестках? | 1 | 124- 133, читать; с. 127, 131, вопросы. |
| 29 | Степные просторы. | 1 | С. 135-142, читать; с. 136, 140, вопросы. |
| 30 | Чем занимаются жители степей. РК № 4 /Красная книга СК. | 1 | С. 141-142, пересказ, с. 142, в. 1-3, задание. |
| 31 | Жаркие пустыни. ПДД №5 Когда ты становишься водителем. | 1 | С. 143-149, читать; с. 147-, 149, вопросы. |
| 32 | Путешествие в горы. | 1 | С. 151- 155, читать; с. 153, 155, вопросы, задание. |
| 33 | Жизнь в пресных водоёмах. | 1 | С. 156- 163, читать; с. 163, подготовить сообщение по плану. |
| 34 | Богатство болот. | 1 | С. 164-168, читать; с. 168, сообщение по плану. |
| 35 | Как живёт луг. | 1 | С. 170-172, пересказ, с. 171, 173, вопросы. |
Важнейшие события в истории Отечества (23 часа) (Путешествие в прошлое России) |
| 36 | Откуда пошла Русь. | 1 | С. 4-9, пересказ; с. 9, вопросы, задание. |
| 37 | Государство Русь. | 1 | С. 9-19, читать, с. 14, в. 1-7, подготовить сообщение о князе. |
| 38 | Как менялась Русь. ПДД №6 Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 1 | С. 20-25, читать, с. 23-25, вопросы. |
| 39 | Как распалась Русь. | 1 | С. 26-33, читать, с. 29-33, вопросы, задания. |
| 40 | Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. | 1 | С. 39-41, пересказ, с. 38-41, вопросы. |
| 41 | Как объединяли и освобождали Русь. Куликовская битва. | 1 | С. 42-47, читать; с. 47, в. 1-3. |
| 42 | Когда Русь освободилась от ордынской зависимости. | 1 | С. 48-49, пересказ, с. 49, вопросы. |
| 43 | Россия в XVI веке. | 1 | С. 50-53, пересказ, с. 53, в.1-2, задание. |
| 44 | Россия в XVII. | 1 | С. 54-60, читать, с. 57-60, вопросы. |
| 45 | Как образовалась Российская империя. Что изменилось в России за время правления Петра I. | 1 | С. 61- 68, читать; с. 68, в. 1- 4; рассказ об эпохе Петра I. |
| 46 | Развитие Российской империи. Правление Екатерины II. | 1 | С. 69- 73, пересказ; с. 73, в 1-4. |
| 47 | Российская империя в XIX веке. Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России | 1 | С. 74- 77, пересказ, с. 81, в.1-2. |
| 48 | Обобщающий урок. | 1 | подготовить сообщения о М. В. Ломоносове, А. В. Суворове |
| 49 | Годы «великих потрясений». Образование СССР. | 1 | С. 82-86, читать; с. 86, в. 1-2, задание. |
| 50 | Какие преобразования произошли в СССР в 20-30е годы XX века. | 1 | С. 87-92, читать; с. 92, в. 1-4; сообщение по теме. |
| 51 | Великая Отечественная война. РК № 5 / СК в годы Вов. | 1 | С. 93-95, пересказ; сообщение о городах- героях. |
| 52 | Великая Отечественная война. ПДД №7 Государственная инспекция безопасности дорожного движения. | 1 | С. 98-100, пересказ; с. 104, вопросы, задания. |
| 53 | Трудные послевоенные годы. | 1 | С. 105-109, читать, с. 109, в. 1-2, задание. |
| 54 | Современная Россия. | 1 | С. 110-114, читать; с. 114, задание; с. 112-113, учить карту. |
| 55 | Государственное управление, законы современной России. | 1 | С. 115-117, читать; с. 117, в. 1-4; сообщение о символах России. |
| 56 | Кем и чем гордится Россия. Р/К №6. Герои—земляки. | 1 | С. 118-120, читать; с. 120, в. 1-5; сообщение о выдающихся земляках. |
| 57. | Важнейшие события из истории родного края. | 1 | Найти материалы о прошлом Ставропольского края |
| 58. | Важнейшие события из истории родного края. | 1 | Разработать туристический маршрут по родному краю. |
Материки, океаны, страны и народы Земли (10 часов) (Путешествие по океанам и материкам Земли) |
| 59 | Океаны Земли. Жизнь в море. | 1 | С. 122- 134, читать; с. 134, в. 1-4, задание. |
| 60 | Крупнейший материк Земли. | 1 | С. 136-140, читать; с. 139, 140, вопросы. |
| 61 | Как открывали Африку. ПДД №8 Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 1 | С. 143-146, читать; с. 146, в. 1-4; сообщение о семи чудесах света. |
| 62 | Кто открывал Америку. | 1 | С. 147-150, пересказ; с. 10, задания. |
| 63 | Кто исследовал Австралию. | 1 | С. 151-153, пересказ; с. 156, в. 1-3. |
| 64 | Кем была открыта Антарктида. | 1 | С. 158, 160-162, пересказ; с. 162, в. 1-2. |
| 65 | Страны и народы мира. Китай. ПДД №9 Итоговое занятие. | 1 | С. 165-167, пересказ: с. 164, в.1. |
| 66 | Страны и народы мира. США. | 1 | С. 168-170, пересказ; дополнительный материал. |
| 67 | Живая планета - Земля. РК №7/Проблемы экологии в СК. | 1 | С.171- 173, читать; с. 173, задание. |
| 68 | Обобщение. ПДД №10 /Итоговое занятие | 1 | Расширять кругозор через чтение книг. |