Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"»
Пояснительная записка
- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа 2 вида по окружающему миру составлена на основе «Программы по окружающему миру» авторы О.Н Федотова, Г.В.Трафимова, Л.Г.Кудрова в сб. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [Текст]: 1 - 4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2.
Причина составления рабочей программы 2 вида: количество часов в учебном плане не совпадает с количеством часов в авторской учебной программе на 34 часа (с 68 часов до 34 часов).
Таблица тематического распределения количеств часов
№
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1.
Человек и природа
52
26
2.
Человек и общество
12
6
3.
Правила безопасного поведения
4
2
Итого:
68
34
- Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
«Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признакии на их основе проводить обобщение;
-развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
-воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
• находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
• определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
• сравнивать и различать формы земной поверхности;
• находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
• моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
• называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
• находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
• характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
• ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
• приводить примеры веществ;
• сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• сравнивать свойства воды и воздуха;
• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• характеризовать кругооборот воды в природе;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
• характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
• различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
• проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
•извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
• опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
• называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
• называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
• использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
• извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
• осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
• выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить место изученного события на ленте времени;
• находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
• описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить на ленте времени место изученного исторического события;
• проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
•понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
•пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
•соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
• соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
•осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
1 класс –66 часов, 33 недели по 2часа в неделю.
2 класс – 68 часов, 34 недели по 2 часа в неделю.
3 класс – 34 часа, 34 недели по 1 час в неделю.
4 класс – 68 часов, 34 недели по 2 часа в неделю.
Всего: 236 часов
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
• патриотизм — любовь к родине, своему краю, своему народу, служение отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
• гражданственность — долг перед отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
• свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармо-ния, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, способность к лич-ностному и нравственному выбору;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных окружающих задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к окружающему миру.
Метапредметнымирезультатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения окружающего мира, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения и поиска информации.
Предметнымирезультатами обучающихся являются: освоенные знания об окружающем мире, знакомство с новыми понятиями: стороны горизонта, глобус, небесные тела, вещества; умения выбирать и использовать в ходе изучения дневник наблюдений за погодой, определять температуру воздуха, направление ветра; умения использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для характеристики глобуса, карты, плана местности.
6.Содержание учебного предмета.
- Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.
Человек и природа (26 ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели–мыши–кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество (6 ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские за-
поведники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) – весна (март, апрель, май) – лето (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век – деревянный, XIV век – белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей – основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий –Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – XII в.).
Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения(2 ч)
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
- Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий
1.Экскурсия «Основные формы поверхности родного края».
2.Практическая работа «Измерение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра»
3.Практическая работа «Изучение свойств полезных ископаемых».
4.Практическая работа «Определение примерного состава почв»
5.Экскурсия по родному краю «Почвы родного края»
6.Практическая работа «Определение последовательности исторических событий, соотнесение века с годами по ленте времени».
- Направления проектной деятельности обучающихся.
- Использование резерва учебного времени (не имеется)
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Разделы программы
Содержание
(тема урока)
Кол-во час
Основные виды учебной деятельности
(УУД)
Человек и природа
(26 ч)
Наш мир знакомый и загадоч-ный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и ок-ружающий мир»
1
Регулятивные: Самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления
Познавательные:знать признаки нежи-вой и живой природы, что глобус – модель земного шара, понятия «меридианы», «па-раллели», «нулевой меридиан», «экватор».
Приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии. Различать объекты неживой и живой природы.
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.
Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека.
Приводить примеры живых организмов разных «профессий».перечислять особенности хвойных и цветковых растений.
Изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы.
Личностные:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни
Коммуникативные: научиться вза-имодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Глобус – модель земного шара. Материки и океаны на глобусе.
1
Формы поверхности Земли. Обобщение по теме«Изображе-ние земли на глобусе».
1
Географическая карта и план местности. Условные обозна-чения плана.
1
Карта полушарий. Северное и южное полушария. Западное и Восточное полушария.
1
Холмы и овраги. Материки и океаны на глобусе. Экскурсия «Основные формы поверхности родного края».
1
Стороны горизонта. Ориенти-рование на местности. Компас
1
Обобщение по теме «О чем рассказала карта».
1
Тела, вещества, частицы. Твердые вещества, жидкости и газы.
1
Вода – необыкновенное вещество. Круговорот воды в природе.
1
Вода - растворитель.Очистка воды от примесей с помощью фильтра.
1
Свойства воды в твердом сос-тоянии. Свойства воды в газо-образном состоянии.
1
Три состояния воды. Туман, облака, осадки.Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе».
1
Термометр и его устройство.
1
Практическая работа. Измерение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра.
1
Воздух – смесь газообразных веществ. Почва- единство жи-вого и неживого.
1
Практическая работа. Определение примерного состава почв.
1
Движение воздуха, температу-ра воздуха. Первые представ-ления о погоде.
1
Практическая работа. Изучение свойств полезных ис-копаемых.
1
Почва- единство живого и не-живого. Примерный состав почвы.
1
Разрушение почв под действи-ем потоков воды, ветра. Охра-на почв.
1
Экскурсия по родному краю «Почвы родного края»
1
Лес, луг, водоем, поле, болото и их обитатели.Взаимосвязи в сообществах.
1
Единство живой и неживой природы. Разнообразие живых организмов почвы: микроорга-низмы
1
Безопасное поведение в лесу, на болоте.
1
Взаимосвязь живой и неживой природы. Охрана природы родного края.
1
Человек и общество
(6 ч)
Права и обязанности человека по охране природы. Право че-ловека на благоприятную сре-ду.
1
Регулятивные:отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Познавательные: уметь называть расте-ния и животных из Красной книги родного края.
Иметь представление о ленте времени. знать города России, называть города России, их достопримечательности;
Личностные:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Растения и животные Красной книги России.
1
Лента времени. Города России – «Золотое кольцо» России. Пр. раб. Определение после-довательности исторических событий, соотнесение века с годами по ленте времени
1
Названия городов «Золотого кольца». Работа с картой – го-рода Золотого кольца России.
1
Основные достопримечатель-ности городов « Золотого Кольца». Имена великих кня-зей – основателей городов.
1
Расположение Санкт- Петер-бурга. Основание Санкт- Пете-рбурга. Достопримечательнос-ти города.
1
Правила безопасного поведения (2 ч)
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил безопас-ного поведения на дороге при гололёде, переход дороги по «зебре».
1
Регулятивные: составлять план решения проблемы совместно с учителем. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: иметь представление о правилах поведения в быту, на дороге, в лесу, уметь охранять природные богатства.
Личностные:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в груп-пе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Правила безопасного поведе-ния в лесу, в заболоченных местах. Телефоны службы спасения МЧС.
1
8.Описание материально технического - обеспечения образовательного процесса.
- Печатные пособия
«Программа по окружающему миру» авторы О.Н Федотова, Г.В.Трафимова, Л.Г.Кудрова в сб. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [Текст]: 1 - 4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1,2 – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Тетрадь для самостоятельной работы, №1, №2
Степанов Ю.Г., Артемов В.В. Книга «Великие люди России». Сборник.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.-448с.:ил.
-Экранно-звуковые пособия
мультимедийные презентации, соответствующие содержанию обучения