Календарные сроки | № уро-ка | Тема (раздел) | Материал учебника | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся//формы контроля | Домашнее задание |
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия |
I четверть(18ч) |
| -
| Наш мир знакомый и загадочный | ч.1: с.5-6 | Ознакомление с учебником, тетрадью | смыслообразование и самоопределение | коллективная | |
| -
| Изображение Земли на глобусе и карте Глобус - модель земного шара | ч.1: с.7-11; Т1: с.2 | Модель Земли – глобус. Понятия «меридиан», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор». Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария. | Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, выявления признаков и свойств объектов. | коллективная, работа в паре | |
| -
| Материки и океаны на глобусе | ч.1: с.12-14 Т1: с. 3-4 | Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Формы поверхности Земли | ч.1: с.15-18 Т1: с. 5 | Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины, горы. | Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | коллективная, работа в паре | |
| -
| О чем рассказала географическая карта Географическая карта | ч.1: с.19-24 Т1: с. 6-7 | Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.). Умение работать с картой. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | работа с картой, работа в паре | |
| -
| Учимся читать карту | ч.1: с.25-27 Т1: с. 8-9 | Карта полушарий. Формирование умения находить и показывать на карте физические объекты | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | работа с картой | |
| -
| План местности | ч.1: с.28-30 Т1: с.10 | Понятие «план местности». | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | коллективная, работа в паре | |
| -
| Холмы и овраги | ч.1: с.31-34 Т1: с.11-12 | Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги». | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания. | чтение по цепочке | |
| -
| Стороны горизонта | ч.1: с.35-37 Т1: с.13-15 | Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Ориентирование на местности. Компас | ч.1: с.38-43 Т1: с.16-17 | Определение сторон горизонта на местности по различным признакам природы. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков. Проводить несложные наблюдения, используя простейшие измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | работа в паре, практическая работа | |
| -
| Урок-соревнование Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности | ч.1: с.42 | Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений. | Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион, главный город своего региона, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией и др. | работа в группе | |
| -
| Из чего все на свете Тела, вещества, частицы | ч.1: с.43-48 Т1: с.18-20 | Тела, вещества, частицы | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в паре, практическая работа | |
| -
| Твердые вещества, жидкости и газы | ч.1: с.49-52 Т1: с.21 | Тела, вещества, частицы (молекулы) | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | |
| -
| Вода – необыкновенное вещество | ч.1: с.53-56 Т1: с.22 | Свойства воды. Три состояния воды | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | |
| -
| Вода и ее свойства Первое заседание клуба Свойства воды в жидком состоянии | ч.1: с.57-62 Т1: с.23 | Свойства воды при нагревании и охлаждении. проведение опытов и фиксация их результатов. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в группе, практическая работа | |
| -
| Термометр и его устройство | ч.1: с.63-67 Т1: с.24-25 | Устройство термометра. Использование термометра. | Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | работа в паре, практическая работа | |
| -
| Второе заседание клуба Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) | ч.1: с.68-71 Т1: с.26 | Свойства льда | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | работа в группе, практическая работа | |
| -
| Свойства воды в газообразном состоянии | ч.1: с.72-75 Т1: с.27 | Три состояния воды. Свойства водяного пара | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | коллективная, индивидуальная | |
II четверть (14ч) |
| -
| Чудесные превращения воды в природе Круговорот воды в природе | ч.1: с.76-80 Т1: с.28 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | коллективная, работа в паре | |
| -
| Туман и облака | ч.1: с.81-84 Т1: с.29 | Превращения воды в природе (туман, облака). Виды облаков. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. | коллективная, работа в паре | |
| -
| Осадки | ч.1: с.81-84 Т1: с.29 | Осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град). Осадки, выделяющиеся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморось) | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Третье заседание клуба Вода – растворитель | ч.1: с.85-87 Т1: с.30 | Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | работа в группе, практическая работа | |
| -
| Растворы в природе | ч.1: с.88-90 Т1: с.31-33 | Вода как растворитель. Значение природных растворов. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | |
| -
| Почему воду надо беречь? | ч.1: с.91-95 Т1: с.34-35 | Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. | работа в паре | |
| -
| Воздух и его свойства Океан, которого нет на карте и глобусе | ч.1: с.96-99 Т1: с.36 | Атмосфера – воздушный океан Земли. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | |
| -
| Воздух – это смесь газов | ч.1: с.100-102 Т1: с.37-38 | Воздух – смесь газов. Свойства кислорода и углекислого газа. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | практическая работа | |
| -
| Четвертое заседание клуба Свойства воздуха | ч.1: с.103-110 Т1: с.39-40 | Проведение опытов: воздух занимает пространство; воздух можно сжать; воздух можно взвесить; свойства воздуха при охлаждении и нагревании. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. | работа в группе, индивидуальная, практическая работа | |
| -
| |
| -
| Движение воздуха Температура воздуха | ч.1: с.111-114 Т1: с.41 | Почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. | Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов. | коллективная, работа в паре | |
| -
| Ветер | ч.1: с.115-119 Т1: с.42 | Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. Созидательная и разрушительная работа ветра. Приборы: флюгер и анемометр. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Что такое погода? | ч.1: с.120-122 Т1: с.43-33 | Понятие о погоде. Наблюдение за погодой, фиксация их в дневнике наблюдений. | Использовать готовые модели (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. | работа в паре, индивидуальная | |
| -
| Урок-соревнование Заключительный урок по теме: «Вода и воздух» | ч.1: с.123-124 | Повторение и закрепление знаний о воде, воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека. | Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | работа в группе | |
III четверть (20 ч) |
| -
| Тайны недр земли Горные породы | ч.2: с.5-8 Т2: с.2-3 | Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Разрушение горных пород | ч.2: с.9-11 Т2: с.2-3 | Образование осадочных горных пород. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа, индивидуальная | |
| -
| Что такое минералы? | ч.2: с.12-15 Т2: с.4 | Минералы как составная часть горных пород. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | групповая | |
| -
| Полезные ископаемые | ч.2: с.16-21 Т2: с.5 | Понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в паре, индивидуальная | |
| -
| Пятое заседание клуба Свойства полезных ископаемых | ч.2: с.22-25 Т2: с.6-7 | Выявление (с помощью опытов) свойств известняка, мрамора, песка, глины. | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать готовые модели (условные знаки, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | практическая работа, групповая | |
| -
| Почему надо беречь полезные ископаемые | ч.2: с.26-30 Т2: с.8-9 | Необходимость охраны полезных ископаемых. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Почва Как образуется почва | ч.2: с.31-34 Т2: с.10-11 | Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в паре | |
| -
| Шестое заседание клуба Почва и её состав | ч.2: с.35-38 Т2: с.12-14 | Состав почвы | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | |
| -
| Седьмое заседание клуба Зачем и как люди заботятся о почве | ч.2: с.39-42 Т2: с.15 | Мероприятия по охране почв в родном крае. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. | групповая | |
| -
| Природные сообщества Лес и его обитатели | ч.2: с.43-49 Т2: с.16-17 | Многообразие растительного и животного мира леса, возможность их совместного обитания. Лес как природное сообщество. Цепи питания. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работ в паре | |
| -
| Лес и его обитатели | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Луг и его обитатели | ч.2: с.50-54 Т2: с.18 | Луг как природное сообщество. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | индивидуальная | |
| -
| Поле и его обитатели | ч.2: с.55-58 Т2: с.19 | Поле как природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в паре | |
| -
| Пресные водоемы и его обитатели | ч.2: с.59-64 Т2: с.20-22 | Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком. Пресный водоем как природное сообщество. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. | работа в паре | |
| -
| Пресные водоемы и его обитатели | ч.2: с.59-64 Т2: с.20-22 | работа в паре | |
| -
| Болото и его обитатели | ч.2: с.65-68 Т2: с.23-24 | Болото как природное сообщество | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Человек и природные сообщества Значение лесов | ч.2: с.69-73 Т2: с.25-26 | Необходимость бережного отношения к лесным богатствам. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. | работа в паре | |
| -
| Восьмое заседание клуба Безопасное поведение в лесу | ч.2: с.74-78 Т2: с.27-28 | Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу. | Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | работа в группе, индивидуальная | |
| -
| Луг и человек | ч.2: с.79-82 Т2: с.29-30 | Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Надо ли охранять болота? | ч.2: с.83-85 Т2: с.31 | Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | коллективная, индивидуальная | |
IV четверть (14ч) |
| -
| Дары рек и озёр | ч.2: с.86-89 Т2: с.32 | Реки и озера родного края, их практические использование людьми. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | работа с картой | |
| -
| Девятое заседание клуба Безопасное поведение у водоемов | ч.2: с.90-93 Т2: с.33 | Безопасное поведение у водоемов в разное время года. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Человек-защитник природы | ч.2: с.94-96 Т2: с.34 | Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | коллективная, индивидуальная | |
| -
| Природа будет жить | ч.2: с.97-102 Т2: с.35-37 | Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | работа в паре | |
| -
| Путешествие в прошлое Лента времени | ч.2: с.103-107 Т2: с.38 | Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. | работа в паре | |
| -
| Золотое кольцо | ч.2: с.108-123 Т2: с.39-41 | Наследие городов Золотого кольца России | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. Различать прошлое, настоящее и будущее, ориентироваться в важнейших для страны событиях, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. | работа в паре, групповая, индивидуальная | |
| -
| Золотое кольцо |
| -
| Десятое заседание клуба Путешествие по Санкт-Петербургу | ч.2: с.124-136 Т2: с.42-44 | Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе составлении плана рассказа. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте г.Санкт-Петербург. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени. | групповая, индивидуальная | |
| -
| Десятое заседание клуба Путешествие по Санкт-Петербургу |
| 62-65 | Уроки-экскурсии по изучению окружающего мира Достопримечательности родного края | | | Работать с картой: находить и показывать на карте свой регион, главный город своего региона. Описывать достопримечательности своего края. Соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени. | | |
| 66 | Заключительный урок | ч.2: с.137-139 | | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | коллективная, индивидуальная | |
| 67-68 | Резервные уроки | | | | | |