kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе по программе ПНШ. Контрольные работы за 1 полугодие и год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе»



Ростовская область Верхнедонской район х. Парижский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



Верхнедонского района Парижская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии и Уставом)



«Утверждаю»



Директор МБОУ Парижской ООШ



Приказ от _____________ № _______



Подпись руководителя _____________О. П. Курлынина



Печать







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературному чтению

(указать учебный предмет, курс)



Уровень общего образования (класс)



Начальное обще образование, 4 класс

(начальное общее, основное общее образование с указанием класса)



Количество часов 102



Учитель Савченко Наталья Викторовна

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А. Чураковой - «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/Учебник, 2012 г.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





2018 г

  1. Раздел « Пояснительная записка»

1.Нормативные акты и учебно – методические документы

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена:

-в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

-На основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чураковой, «Литературное чтение» в соотвтствии с требованием ФГОС НОО, «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник, 2012 г;

-Оценки достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Стандарты второго поколения. ч. 1,2. М: «Просвещение» 2011 г;

- Планируемых результатов начального общего образования. Стандарта второго поколения. М: «Просвещение» 2011 г;

-Учебного плана МБОУ Парижской ООШ на 2018 – 2019 учебный год, утвержденный от 28.08.2018 г № 40;

Федерального перечня учебников от 08.06.2015г. №576 приказ Министерства Образования и науки Р.Ф. о внесении изменений в федеральный перечень рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственной аккредитации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденным приказом Министерства Образования и науки Р.Ф. от 31.03.2014г. №253

  1. Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

  1. Раздел «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане

В учебном плане МБОУ Парижской ООШ (приложение №1 к приказу № 21 от 29.08.2016г) на изучение предметной области «Литературное чтение» из обязательной части на предмет литературное чтение отводится 3 часа в неделю, 102 часов в год.

Программа будет выполнена за 100 часов, т.к. 2 часа выпали на праздничные дни5 ноября 2018 г и 1 мая 2019 года.

  1. Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искус­ства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эсте­тического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении об­ряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольк­лора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жан­ровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью автор­ской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекре­стной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверен­ность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеж­даются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможно­стей онегинской строфы.

Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продол­жают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматиче­ским произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по компо­зиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, до­ступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает форми­рование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как ре­шение:

  • проблемы выражения чувств в лирике;

  • проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматрива­ет только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);

  • проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год заверша­ет формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю ос­новной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературно­го произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочине­ние на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

*умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

*способности критично относиться к результатам собственного творчества;

*способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

Формирование библиографической культуры

Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.

Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.

Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

  • роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

  • участие воображения и фантазии в создании произведений;

  • диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения че­ловека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях че­ловека.

Волшебная сказка.

Отражение древних (мифологических) пред­ставлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о вол­шебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, вол­шебных числах и словах.

Особенности сюжета (нарушение социаль­ного (природного) порядка как причина выхода героя из дома; доро­га к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восста­новление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на­родных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествова­ние).

Характеристика эпического (исторического) героя (победи­тель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торгов­лей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет кон­кретно-исторического времени, исторических и географических на­званий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Народная и авторская сказка.

Сохранение структурных (жанровых и сюжет­ных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торже­ству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нрав­ственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Приро­де» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рас­сказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превраще­ния, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и ре­чи, развитие характера во времени. Перенесение победы над вол­шебным миром в область нравственного смысла: не знание волшеб­ного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспита­ние в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии.

Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин ми­ра, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современ­ной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Рассказ.

Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рас­сказа:

* событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

* сложность характера героя и развитие его во времени;

* драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

* формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в кон­тексте вымысла и воображения;

*выразительность художественного языка.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.

Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).

Круг чтения

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки

«Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист – ясный сокол»*.

Зарубежная волшебная сказка

«Алтын-сака – золотая бабка».

Былины:

Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

Новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы 18 – первой половины 20 веков

В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок); А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»; М. Лермонтов «Парус»; Ф. Тютчев «как весел грохот летних бурь…»; А. Фет «Это утро, радость эта…»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»; Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»; В. Хлебников «Кузнечик»; В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»; А. Чехов «Ванька», «Мальчики»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.

Классики русской литературы второй половины 20 века

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»; С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»; Д. Самойлов «Красная осень»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; Ю. Коваль «Лес, Лес! Возьми мою грусть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*; Л. Улицкая «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*; Б. Сергуненков «Конь Мотылёк»; С. Маршак «как поработала зима»!..»; А. Пантелеев «Главный инженер».

Зарубежная литература

Древнегреческий «Гимн Природе»; древнегреческое сказание «Персей»; Плиний Младший «Письмо Тациту».

Авторские волшебные сказки:

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

5.Раздел «Тематическое планирование»

Наименование разделов

Кол – во часов

Кол-во контрольных работ

Постигаем законы волшебной сказки:

отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

15 ч


Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем
в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств.

13ч


Учимся у поэтов и художников видеть красоту
природы и красоту человека

14 ч


Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи


13 ч

1

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота

10 ч


Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

160


Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда

14 ч


Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего

11 ч

1

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее


итого

102ч








6.Раздел «Календарно-тематическое планирование»

Дата

Тема

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Постигаем законы волшебной сказки:

отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

1

03.09

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей». Ч.1 с. 6-13

1

Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира

в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения

беседа

2

04.09

Древнегреческое сказание «Персей». Особенности сюжета.


1

Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире.

Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьeро ди Кoзимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде XIX века, композицию на египетском папирусе

Выразительное чтение

3

05.09

Древнегреческое сказание «Персей».

Отношения человека с миром природы.

1

Знать: понятие «герой волшебной сказки».

Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена.

Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Перро

Ответы на вопросы

4

10.09

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности героя волшебной сказки.

1

Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

Выразительное чтение

5

11.09

Стартовая проверочная работа. Поход в «Музейный Дом. Икона «Христос спускается в ад»


Знать связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Контрольная работа

6

12.09

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». Особенности героя волшебной сказки

1

Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»

Выразительное чтение

7

17.09

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

1



пересказ

8

18.09

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

1

Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

Выразительное чтение

9

19.09

Русская народная сказка «Морозко».

1

Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке

Выразительное чтение

10

24.09

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол».

1

Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке

Выразительное чтение

11

25.09

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол».

1

Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать

изображение героев в литературном и музыкальном произведениях

пересказ

12

26.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

1

Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой

Выразительное чтение

13

01.10

Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка».

1

Уметь: работать с толковым словарем; доказать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

Выразительное чтение

14

02.10

Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка».

1

Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

пересказ

15

03.10

Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества.

1

Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы
по прочитанному произведению

беседа

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем
в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств.

16

08.10

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Отличие былин.

1

Знать: жанр «былина».

Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народ-го юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица

Выразительное чтение

17

09.10

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Характеристика эпического героя.

1

Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы нар-го юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь – это часть сказ-го леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

Выразительное чтение

18

10.10

Илья Муромец
и Святогор. Репродукция картины В. Васнецова «Богатырь»

1

Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы нар-го юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь – это часть сказ-го леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

Выразительное чтение

19

15.10

Былина «Садко». Связь былины с волшебной сказкой.


1

Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой

Выразительное чтение

20

16.10

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сохранение жанровых и сюжетных связей с народной сказкой.

1

Знать: творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена

и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена

Выразительное чтение

21

17.10

Контрольная работа за 1 четверть.


Контрольная работа

22

22.10

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Ответы на вопросы

23

23.10

Г.-Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик».

1

Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя.

Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных
и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

Выразительное чтение

24

24.10

Г.-Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик».

1

Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

Ответы на вопросы

25

06.11

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».

1

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог

Выразительное чтение

26

07.11

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».

1

Ответы на вопросы

27

12.11

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».

1

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог
детей

пересказ

28

13.11

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре».

1

Знать: изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

беседа

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

29

14.11

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Выразительность художественного языка.

1

Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины

Выразительное чтение

30

19.11

Д. Самойлов «Красная осень».

Н. Заболоцкий «Сентябрь»..


1

Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства

Чтение наизусть по выбору

31

20.11

Н. Заболоцкий «Оттепель».

1

Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков

Чтение наизусть

32

21.11

И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство».

1

Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения

Выразительное чтение

33

26.11

В. Набоков «Обида».

1

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники

Выразительное чтение

34

27.11

В. Набоков «Обида». Анализ характера героя.

1

Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

пересказ

3

28.11

В. Набоков «Обида».

1

Беседа по вопросам

36

03.12

В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

1

Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора

Выразительное чтение

37

04.12

Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».

1

Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

Выразительное чтение

38

05.12

В. Драгунский «Красный шарик в синем небе».

1

Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

Выразительное чтение

39

10.12

Б. Сергуненков «Конь Мотылек».

1

Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

Выразительное чтение

40

11.12

Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом».

1

Иметь представление об изготовлении офорта.

Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения

Выразительное чтение

41

112.12

Промежуточный контроль за 1 полугодие.

1


Контрольная работа


42

17.12

Обобщение
по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Беседа по вопросам

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи


43

18.12

Л. Андреев «Петька на даче».

1

Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

Выразительное чтение

44

19.12

Л. Андреев «Петька на даче».

1

пересказ

45

24.12

Л. Андреев «Петька на даче».

1

Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев

Беседа по вопросам

46

25.12

А. Чехов «Ванька».


1

Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

Выразительное чтение

47

26.12

А. Чехов «Мальчики».

1

Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения

Выразительное чтение

48

14.01

А. Чехов «Мальчики».

1

Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения

пересказ

49

15.01

А. Погорельский «Черная курица, или

подземные жители».

1

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»

Выразительное чтение

50

16.01

А. Погорельский «Черная курица, или

подземные жители».

1

Беседа по вопросам

51

21.01

А. Погорельский «Черная курица, или

подземные жители».

1

Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию

Выразительное чтение

52

22.01

А. Погорельский «Черная курица, или

подземные жители».

1

Выразительное чтение

53

23.01

А. Погорельский «Черная курица, или

подземные жители».

1

Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части

Выразительное чтение

54

28.01

А. Погорельский «Черная курица, или

подземные жители».

1

Уметь: выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст

Выразительное чтение

55

29.01

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас».

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

беседа

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота

56

30.01

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде.

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Работа по вопросам

57

04.02

И. Пивоварова «Как провожают пароходы».

1

Уметь: работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения

Выразительное чтение

5

05.02

Л. Улицкая «Бумажная победа».

1

Уметь: пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент

Выразительное чтение

59

06.02

С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

1

Уметь смотреть на происходящее
с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию

Выразительное чтение

60

11.02

В. Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

Выразительное чтение

61

12.02

Б. Пастернак «Опять весна!»

1

Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

Выразительное чтение

62

13.02

В. Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши».

1

Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова

«Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения

Выразительное чтение

63

18.02

И. Пивоварова «Мы пошли в театр».


Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини


64

19.02

С. Козлов «Лисичка».

1

Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений

Выразительное чтение

65

20.02

Обобщение
по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА».

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Беседа по вопросам

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

66

25.02

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения

Выразительное чтение

67

26.02

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

Ответы на вопросы

68

27.02

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части

пересказ

69

04.03

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану

Выразительное чтение

70

05.03

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

Ответы на вопросы

71

06.03

К. Паустовский «Теплый хлеб».

1

Уметь: дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа

Выразительное чтение

72

11.03

К. Паустовский «Теплый хлеб».

1

Ответы на вопросы

73

12.03

К. Паустовский «Теплый хлеб».

1

Уметь: доказывать свое мнение; объяснять название произведения; определять, есть ли в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения

Выразительное чтение

74

13.03

Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

1


Выразительное чтение

75

18.03

Контрольная работа за 3 четверть.

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Ответы на вопросы

Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда

76

19.03

Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Связь произведений литературы с живописными произведениями.

1

Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

беседа

77

20.03

М. Вайсман «Шмыг и мышь».

1

Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

Выразительное чтение

78

01.04

А. Ахматова «Тайны ремесла». «Перед весной бывают дни

такие…».

1

Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения

Выразительное чтение

79

02.04

А. Кушнер «Сирень».

1

Уметь: сравнивать литературное произведение А. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения

Выразительное чтение

80

03.04

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1

Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать


Выразительное чтение

81

08.04

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1

Выразительное чтение

82

09.04

А. Фет «Это утро, радость эта…»

1

Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

Чтение наизусть

83

10.04

Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»

1

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

Выразительное чтение

84

15.04

М. Лермонтов «Парус».

1

Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

Чтение наизусть

85

16.04

М. Волошин «Зеленый вал …».

1

Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение

и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

Выразительное чтение

86

17.04

С. Маршак «Как поработала зима!»

1

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме.

Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения

Выразительное чтение

87

22.04

А. Пушкин «Евгений Онегин»
(отрывки): «В тот год осенняя погода».

1

Чтение наизусть

88

23.04

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «Зима! Крестьянин торжествуя».

1

Чтение наизусть

89

24.04

Обобщение
по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда».

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Беседа по вопросам

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего


90

29.04

А. Пантелеев «Главный инженер».

1

Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

Выразительное чтение

91

30.04

А. Пантелеев «Главный инженер».


1

Выразительное чтение

92

06.05

А. Пантелеев «Главный инженер».


1

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

Ответы на вопросы

93

07.05

А. Ахматова «Памяти друга».

1

Знать понятие «контраст».

Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой.

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности – контраст

Выразительное чтение

94

08.05

Н. Рыленков «К Родине».


Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения

Чтение наизусть

95

13.05

Н. Рубцов «Доволен я буквально всем!»


1

Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

Выразительное чтение

96

14.05

Д. Кедрин

«Все мне мерещится поле с гречихою…».


1

Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

Выразительное чтение

97

15.05

Древнегреческий гимн природе.

1

Знать, что гимн – это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость.

Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, к кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов

Выразительное чтение

97

15.05

Государственный гимн Российской Федерации.

1

Чтение наизусть

98

15.05

А. Пушкин
«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…»

1

Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А. Пушкина

Выразительное чтение

99

20.05

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество».

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

беседа

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее


100

21.05

Контрольная работа за год.

1


тест

101

21.05

Путешествие в Казань. В мастерской художника. Репродукции картин И. Колмогорцевой.

1

Уметь рассказывать о творчестве художника

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности

Ответы на вопросы беседа

102

22.05

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря».

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее».

1


беседа

Программа будет выполнена за 100 часов, т.к. 2 часа выпали на праздничные дни: 5 ноября 2018 г, 1 мая 2019 г

7.Раздел «Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса»

Учебно – методическое пособия:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия./ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  3. Малаховская, О. В. Литературное чтение : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник 2011

Учебные пособия:

- В.А. Крутецкая Читательский дневник младшего школьника. Издательский Дом «Литера» Санкт-Петербург 2010

- Под редакцией Н.А. Сениной Литературное чтение 2,3,4 класс. Тесты, тренировочная тетрадь. Легион. Ростов –на-Дону 2011

Дополнительная литература и средства обучения

- Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс /С.В.Кутявина / Издательство Москва «Вако» , 2009г.

- Чтение 1-4 класс. Тексты для проверки техники и выразительности чтения / Издательство « Учитель», Волгоград, 2010г.

Л. Л. Иванова, В.Н. Суслов Комбинированные тесты (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) 4-5 классы «Легион» Ростов –на – Дону 2012 г.

Интернет ресурсы.

  • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

  • Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net

Технические средства: ПК

Демонстрационные пособия: портреты писателей

8. Раздел «Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоение конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модуля) и система их оценки

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два ‑ три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

  • читать по ролям литературное произведение;

  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получит возможность научиться:


  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;

  • уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научится:

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

  • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).


Знания учащихся оцениваются баллами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), «Портфолио»























































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

МБОУ Парижской ООШ

от ________ 20 ____ года № _________

______________ Савченко Н.В.

Подпись руководителя МО Ф.И.О.



Контрольно – измерительные материалы

Промежуточный контроль (за 1 полугодие) по литературному чтению в 4 классе

Вариант 1

Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

– Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.



Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ

2) басня

3) сказка

4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

1) он отличался от всех внешним видом

2) он всегда гулял с собакой

3) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

________________________________________________________________

________________________________________________________________



5. Кто стал верным другом бывшего лётчика?

_______________________________________________________________



6. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Подбери синоним к слову выбоина.

_______________________________________________________________



8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

1) лаял на молодого человека

2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

3) начинал рычать на пассажира

9. Восстанови последовательность событий рассказа.

 1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.

 2) Джек ведёт к автобусу.

 3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

 4) Он лишился одной руки и обоих глаз.

 5) Бывший лётчик доволен другом.



10. Определи главную мысль текста.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Административный контроль (за 1 полугодие)

по литературному чтению в 4 классе

Вариант 2

Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

– Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

– Мама, мы тебе водички принесли.

– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ 2) басня 3) сказка 4) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

1) трое

2) двое

3) четверо

4) запиши свой вариант ответа

3. Почему заболела мать?

1) простыла

2) заразилась

3) от тяжёлой жизни

4) запиши свой вариант ответа

4. О чём просила мать своих детей? Выпиши ответ из текста.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Подбери синоним к слову чум.

________________________________________________________________

6. В какую птицу превратилась мать?

________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?

1) русские

2) азербайджанцы

3) ненцы

4) запиши свой вариант ответа

8. Где происходили события?

1) в степи

2) в лесу

3) в пустыне

4) в тундре

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

 Превращение в птицу.

 Навсегда бросила детей мать-кукушка.

 Мать просит пить.

 Не слушались дети матери.

 Тяжело заболела мать.

 Мать улетает.

 Дети просят вернуться.

10. Определи главную мысль текста.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________



Ответы к контрольной работе

Вариант 1

  1. 1

  2. 1, 3

  3. от взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.

  4. Тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь.

  5. Собака Джек.

  6. Собака Джек смотрит за него.

  7. Яма, ухаб.

  8. 2

  9. 3, 4, 1, 2, 5



Вариант 2

  1. 1

  2. 3

  3. 3

  4. Детки, пересохло горло, принесите мне водички.

  5. Дом.

  6. В кукушку.

  7. 3

  8. 4

  9. 4, 5, 3, 1, 6. 7, 2





Административный контроль по литературному чтению в 4  классе

(май) 2018 – 2019 уч. год.

Чернушка

Прочитай текст.

Жил-был барин; у него была жена добрая, а дочь красавица — звали её Машею.

Только жена-то померла, а он на другой женился — на вдове; у той своих было две дочери, да такие злые, недобрые! Заставляли они бедную Машу на себя работать, а когда работы не было, приказывали ей сидеть у печки да выгребать золу; оттого была Маша всегда и грязна, и черна, и прозвали они её Чернушкой.

Вот как-то заговорили люди, что их князь жениться хочет, что будет у него большой праздник и что на том празднике выберет он себе невесту.

Так и случилось. Созвал князь всех в гости. Стали собираться и мачеха с дочерьми, а Машу не хотят брать; сколько та ни просилась — нет да нет!

Вот уехала мачеха с дочерьми на княжий праздник, а падчерице оставила целую меру ячменя, муки и сажи — всё вместе перемешано — и приказала до их приезда разобрать всё по зёрнышку, по крупинке. Маша вышла на крыльцо и горько заплакала; прилетели  два голубка, разобрали ей ячмень, и муку, и сажу, потом сели ей на плечи — и вдруг очутилось на девушке прекрасное новое платье.

— Ступай, — говорят голубки, — на праздник, только не оставайся там долее полуночи.

Только взошла Маша во дворец, так все на неё и загляделись; самому князю она больше всех понравилась, а мачеха и сёстры её совсем не узнали. Погуляла, повеселилась Маша с другими девушками; видит, что скоро и полночь, вспомнила, что ей голубки наказывали, и побежала поскорей домой. Князь — за нею; хотел

было допытаться, кто она такова, а её и след простыл!

На другой день опять у князя праздник; мачехины дочери о нарядах хлопочут да на Машу то и дело кричат да ругаются:

— Эй, девка, Чернушка! Переодень нас, платье вычисти, обед приготовь!

Маша всё сделала, а вечером опять повеселилась на празднике и ушла домой до полуночи; кинулся князь за нею — нет, не догнал.

На третий день у князя опять пир горою; вечером голубки обули-одели Машу лучше прежнего. Пошла она во дворец, загулялась, завеселилась и забыла про время. Вдруг ударила полночь; Маша бросилась скорей домой бежать, а князь загодя приказал всю лестницу улить смолою и дёгтем. Один башмачок её прилип к смоле и остался на лестнице; князь взял его и на другой же день велел разыскать, кому башмачок впору.

Весь город обошли — никому башмачок по ноге не приходится; наконец, пришли к мачехе. Взяла она башмачок и стала примерять старшей дочери — нет, не лезет, велика нога!

— Нет, — говорят княжие посланные, — не годится!

Мачеха стала примерять башмачок средней дочери, и с этой, то же самое было.

Увидали, посланные, Машу, приказали ей примерить; она надела башмачок — и в ту же минуту очутилось на ней прекрасное блестящее платье. Мачехины дочери только ахнули!

Вот привезли Машу в княжие терема, и на другой день была свадьба.

Свадьба была весёлая, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало.

(Из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»)





РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ

На выполнение работы отводится 10-25 минут

(в зависимости от уровня подготовленности класса).

Работа не содержит ошибок – оценка «5»;

выполнено не менее 75% объёма работы – оценка «4»;

не менее 50% объёма работы – оценка «3»;

менее 50% объёма работы – оценка «2».







































































Часть А

Выбери верный ответ.

А1.   Кто является главным персонажем в произведении?

1) князь                                              3) барин

2) Маша                                             4) мачеха



А2.   Сколько дочерей было у вдовы?

1) три                                        3) одна

2) ни одной                              4) две



А3.   Кто помогал разбирать Маше ячмень?

1) воробьи                              3) вороны

2) голуби                                4) стрижи



А4.  Сколько дней длился пир у князя?

1) два дня                             3) три дня

2) один день                       4) один день и ночь



А5.  Почему произведение называется Чернушка?

1) по прозвищу главной героини произведения

2) Маша была одета во всё чёрное

3) у Маши были чёрные волосы

4) Маша всегда выполняла грязную работу



А6.   Что означает выражение «ударила полночь»?

1) в полночь прогремела гроза

2) наступила полночь

3) часы пробили 12 часов

4) в полночь раздался гром



А7.   Каким словом можно заменить слово «загодя»?

1) за год до события                                  3) заранее

2) загадать                                                  4) замазать



А8.   Какая из пословиц точнее всего передаёт главную мысль текста?

1) Счастье придёт и на печи найдёт.

2) Береги платье снову, а честь смолоду.

3)  Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает.

4) Без гроша — слава не хороша.



А9.   В каком предложении отражена развязка повествования?

1)  Вот привезли Машу в княжие терема, и на другой день была свадьба.

2)  Жил-был барин; у него была жена добрая, а дочь красавица — звали её Машею.

3)  Один башмачок её прилип к смоле и остался на лестнице.

4)  Вот как-то заговорили люди, что их князь жениться хочет, что будет у него большой праздник и что на том празднике выберет он себе невесту.



А10.   К какому жанру относится данное литературное произведение?

1) рассказ                                3) былина

2) сказка                                 4) басня



Часть B

В1.   Расставь части плана к тексту в нужной последовательности.

1) Как Машу искали и привели в терем князя.

2) Как Маша очутилась на празднике.

3) Как князь решил поймать незнакомку.

4) Барин женится на вдове.

5) Князь решил жениться.

6) Машина свадьба.



В2.    Прочитай фрагмент текста. Вставь на место пропущенных слов цифры, соответствующие словам из списка. Если ты не знаешь, какую цифру писать на месте пропуска, пиши цифру 0.



На ___ день у князя опять пир горою; вечером голубки обули-одели Машу лучше прежнего. Пошла она во дворец, загулялась,  завеселилась  и ___ про время. Вдруг ___ полночь; Маша бросилась скорей домой бежать, а князь загодя приказал всю лестницу улить смолою и  дёгтем. Один ___ её прилип к смоле и остался на лестнице; князь взял его и на другой  же день велел ___, кому башмачок впору.

1) ударила                                           4) третий

2) разыскать                                       5) забыла

3) башмачок



Ответы к заданиям В3–В5 запиши словами.

В3.   Продолжи предложение:

Маша вышла на крыльцо и горько заплакала; прилетели два голубка, разобрали ей ячмень, и муку, и сажу, потом сели ей на плечи — и вдруг ____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













В4.   Выпиши из текста предложение, доказывающее недоброе и пренебрежительное отношение мачехиных дочерей к Маше.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В5.   Как ты думаешь, почему голубки помогали  Маше?




















































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе

Автор: Савченко Наталья Викторовна

Дата: 03.10.2018

Номер свидетельства: 479552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Литературное чтение" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "110738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406538167"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Рабочие программы для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochiie-proghrammy-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "144348"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418708597"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс ."Школа России"."
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie-1-klass-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "292486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455284160"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства