Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском языке)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
• Программы общеобразовательных учреждений.Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы:
/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
• Образовательной программы НОО МБОУ«Средняя школа с.Александровка»
на 2019-2020 уч.г.
Литературное чтение в начальных классах является первым звеном непрерывной системы литературного образования учащихся, которое призвано содействовать формированию разносторонне развитой, гармоничной и грамотной личности.
Цель учебного предмета – формирование у младшего школьника читательской компетенции.
Задачами учебного предмета являются:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности;
- одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие творческих способностей детей.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
1.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.
М.: «Просвещение» 2018
2. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 3-х частях — М., ACT, Астрель.
3. Л.А.Виноградская, М. В. Бойкина. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 4 класс М.: «Просвещение»2018
4.С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс.
М.: «ВАКО» 2018
На изучение литературного чтения на родном языке (русском) в 4 классе выделяется 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
II. Содержание учебного предмета.
Мифы
Славянские мифы. Боги славянской мифологии.
Духи и мифические существа у славян. Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». Изобразительные средства языка и их истоки.
Народные сказки
Народные сказки. Отличительные особенности сказки как жанра. Сравнение сказки и мифа.
Классификация сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Концовка, зачин, устойчивые сочетания слов, характерные для русских народных сказок.
«Находчивый солдат», «Мужик и царь», «По колено ноги в золоте».
Басни
Басня как литературный жанр. И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Любопытный»; И.И.Дмитриев «Рысь и кот», А.Е.Измайлов «Филин и Чиж»
Родные поэты
Стихи для детей поэтов -классиков XIX – начала XX века.
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». А .Плещеев «Сельская песенка»
О Родине, о подвигах, о славе
А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.
Д. Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Д. Донском
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Р. Рождественский. «Реквием». Проект «Они защищали Родину»
III. Учебно-тематический план.
№
Тема раздела
Количество часов
Количество проектов
1
Мифы
3
2
Народные сказки
4
3
Басни
3
4
Родные поэты
3
5
О Родине, о подвигах, о славе
4
1
Итого
17
1
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
по плану
по факту
Мифы(3ч.)
1
Мифы. Славянские мифы
2
Поэтические приёмы, пришедшие из мифов
3
Научно – популярная статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев».
Народные сказки (4 ч)
4
Народные сказки
5
«Находчивый солдат»
6
«Мужик и царь»
7
«По колено ноги в золоте»
Басни (3 ч.)
8
И. Крылов «Трудолюбивый медведь
9
И. Крылов «Любопытный»
10
И.И.Дмитриев «Рысь и кот»,
А.Е.Измайлов «Филин и Чиж»
Родные поэты(3 ч.)
11
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети
12
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».
13
А. Плещеев «Сельская песенка»
О Родине, о подвигах, о славе (4 ч.)
14
А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.
15
Д. Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Д. Донском