Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском). 1 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)
для 1 класса составлена на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
• Пособия для работы по внеклассному чтению «Учимся любить книгу» /Составители
Джежелей О.В., Светловская Н.Н.
• Образовательной программы НОО МБОУ«Средняя школа с.Александровка»
на 2019-2020 уч.г.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями.
Задачи программы:
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
• обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
(В связи с отсутствием учебников по курсу «Литературное чтение на родном языке» обучение ведется по пособию «Учимся любить книгу»)
1. Учимся любить книгу. Пособие для работы по внеклассному чтению в 1 классе. Составители Джежелей О.В., Светловская Н.Н.
На изучение литературного чтения на родном языке (русском) в 1 классе выделяется 17 часов
(0,5 ч в неделю, 33 учебные недели):
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
Личностные
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;
стремиться к успешной учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
• составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;
• оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
• принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель и смысл выполняемых заданий;
самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;
самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;
читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативных УУД
Учащиеся научатся:
слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
принимать участие в обсуждении прочитанного;
принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Учащиеся получат возможность научиться:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;
самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);
участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);
представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).
Учащиеся получат возможность научиться:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;
находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в организации выставки книг в классе;
находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;
находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять особенности сказочного текста;
характеризовать героя произведения;
самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.;
иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.
II. Содержание учебного предмета.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Устное народное творчество.
Русские народные песенки, потешки и прибаутки.
Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»
Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений. Рассмотрение понятия «фольклор». Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, скороговорки, загадки); узнавание, различение, определение основного смысла.
О животных
С.Маршак «Усатый полосатый». Ю.Коринец «Лапки». Е.Чарушин «Волчишко». Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал».
Произведения детской литературы о животных. Работа с текстом произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Иллюстрирование текста.
Сказки
«Петушок – золотой гребешок». Русская народная сказка. «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. «Жадность». Черногорская сказка. «Волк-ябедник». Афганская сказка.
Русские народные сказки и сказки российских писателей. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые и особенности каждой из них, умения их различать. Знакомство с особенностями структуры сказки: зачин, сюжет, концовка и их нахождение в текстах. Определение идеи (главной мысли) сказки, её нравоучительный характер.
О хороших людях
Б. Ласкин «Три танкиста». С.Георгиевская. «Галина мама».
С.Сахарнов». Два радиста.
Произведения детской литературы. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?», определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое).
О детях
Н.Носов «Затейники».
В.Осеева «Добрая хозяюшка».
Знакомство с произведениями классиков детской литературы. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование, описание, рассуждение (монолог героя, диалог героев). Реализация творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
III.Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
1
Устное народное творчество
2
2
О животных
4
3
Сказки
6
4
О хороших людях
3
5
О детях
2
Итого
17 ч.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Характеристика видов деятельности обучающихся
Дата
по плану
по факту
Устное народное творчество
1
Русские народные песенки, потешки и прибаутки
Узнают, почему некоторые литературные произведения относят к устному народному творчеству, малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, потешки и прибаутки. Умение выполнять словесное рисование картин природы, читать осознанно текст художественного произведения.
2
Русская народная игра «Вася – гусёночек»
Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам. Инсценировка с элементами хоровой декламации.
О животных
3
С.Маршак «Усатый полосатый»
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.
4
Ю.Коринец «Лапки»
5
Е.Чарушин «Волчишко»
Слушание, чтение и рассматривание книги. Пересказ по вопросам, составление характеристики героя. Словесное рисование портрета главного героя. Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг»
6
Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал».
Сказки
7
«Петушок – золотой гребешок». Русская народная сказка
Чтение и рассматривание книги. Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя.
8
«У солнышка в гостях». Словацкая сказка.
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.
9
«Жадность». Черногорская сказка.
Рассматривание книги, чтение сказки. Составление характеристики героев, выборочное чтение.
10
«Волк-ябедник». Афганская сказка.
11
К.Чуковский «Доктор Айболит»
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. Запись на карточках героев. Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания. Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по Гью Лофтингу) и прозе
.
12
В.Берестов «Мастер птица»
Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжете по вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору:
а)Птицы посылают аиста и соловья учиться пению,
б)Аист у мудреца,
в)Соловей у мудреца
О хороших людях
13
Б. Ласкин «Три танкиста»
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ
(с помощью учителя) причины поступка персонажа. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое).
14
С.Георгиевская. «Галина мама»
15
С.Сахарнов». Два радиста.
О детях
16
Н.Носов «Затейники»
Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка. Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.