kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском). 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе пособия для работы по внеклассному чтению «Учимся любить книгу» /Составители Джежелей О.В., Светловская Н.Н.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском). 1 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)

для 1 класса составлена на основе:

• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

• Пособия для работы по внеклассному чтению «Учимся любить книгу» /Составители

Джежелей О.В., Светловская Н.Н.

• Образовательной программы НОО МБОУ«Средняя школа с.Александровка»

на 2019-2020 уч.г.



Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями.


Задачи программы:

• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

• обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.


Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

(В связи с отсутствием учебников по курсу «Литературное чтение на родном языке» обучение ведется по пособию «Учимся любить книгу»)

1. Учимся любить книгу. Пособие для работы по внеклассному чтению в 1 классе. Составители Джежелей О.В., Светловская Н.Н.



На изучение литературного чтения на родном языке (русском) в 1 классе  выделяется  17 часов 

(0,5 ч в неделю, 33 учебные недели):

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке (русском)»


Личностные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

  • оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;

  • стремиться к успешной учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД


Учащиеся научатся:

•  понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

•  составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;

• оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

• принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель и смысл выполняемых заданий;

  • самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;

  • самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;

  • самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;

  • читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);

  • определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;

  • представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;

  • осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе словесные  модели  для создания высказывания.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).


Коммуникативных УУД


Учащиеся научатся:


  • слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

  • принимать участие в обсуждении прочитанного;

  • принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

  • работать  в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;

  • следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

    • воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу;

  • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

  • читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;

  • самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

  • вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);

  • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);

  • представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

  • самостоятельно определять главную мысль произведения;

  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

  • называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;

  • находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).


Учащиеся получат возможность научиться:


  • участвовать в организации выставки книг в классе;

  • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;

  • различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;

  • различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;

  • находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять особенности сказочного текста;

  • характеризовать героя произведения;

  • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • создавать небольшое  высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

  • придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;

  • создавать свои собственные творческие  объекты: фотогазета, плакат и др.;

  • иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;

  • разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

  • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

  • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.






II. Содержание учебного предмета.


В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.


Устное народное творчество.

Русские народные песенки, потешки и прибаутки.

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений. Рассмотрение понятия «фольклор». Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, скороговорки, загадки); узнавание, различение, определение основного смысла.


О животных

С.Маршак «Усатый полосатый». Ю.Коринец «Лапки». Е.Чарушин «Волчишко». Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал».

Произведения детской литературы о животных. Работа с текстом произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Иллюстрирование текста.


Сказки

«Петушок – золотой гребешок». Русская народная сказка. «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. «Жадность». Черногорская сказка. «Волк-ябедник». Афганская сказка.

К.Чуковский «Доктор Айболит». В.Берестов «Мастер птица»

Русские народные сказки и сказки российских писателей. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые и особенности каждой из них, умения их различать. Знакомство с особенностями структуры сказки: зачин, сюжет, концовка и их нахождение в текстах. Определение идеи (главной мысли) сказки, её нравоучительный характер.


О хороших людях

Б. Ласкин «Три танкиста». С.Георгиевская. «Галина мама».

С.Сахарнов». Два радиста.

Произведения детской литературы. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?», определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое).


О детях

Н.Носов «Затейники».

В.Осеева «Добрая хозяюшка».

Знакомство с произведениями классиков детской литературы. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование, описание, рассуждение (монолог героя, диалог героев). Реализация творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация.



III.Тематическое планирование



Тема

Количество часов

1

Устное народное творчество

2

2

О животных

4

3

Сказки

6

4

О хороших людях

3

5

О детях

2

Итого


17 ч.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

п/п


Тема урока


Характеристика видов деятельности обучающихся

Дата

по плану

по факту


Устное народное творчество




1

Русские народные песенки, потешки и прибаутки

Узнают, почему некоторые литературные произведения относят к устному народному творчеству, малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, потешки и прибаутки. Умение выполнять словесное рисование картин природы, читать осознанно текст художественного произведения.



2

Русская народная игра «Вася – гусёночек»

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам. Инсценировка с элементами хоровой декламации.




О животных




3

С.Маршак «Усатый полосатый»


Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.



4

Ю.Коринец «Лапки»




5

Е.Чарушин «Волчишко»


Слушание, чтение и рассматривание книги. Пересказ по вопросам, составление характеристики героя. Словесное рисование портрета главного героя. Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг»



6

 Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал».




Сказки




7

«Петушок – золотой гребешок». Русская народная сказка


Чтение и рассматривание книги. Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя.



8

«У солнышка в гостях». Словацкая сказка.


Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.



9

«Жадность». Черногорская сказка.


Рассматривание книги, чтение сказки. Составление характеристики героев, выборочное чтение.



10


«Волк-ябедник». Афганская сказка.




11

К.Чуковский «Доктор Айболит»


Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. Запись на карточках героев. Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания. Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по Гью Лофтингу) и прозе


.

12

В.Берестов «Мастер птица»

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжете по вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору:

а)Птицы посылают аиста и соловья учиться пению,

б)Аист у мудреца,

в)Соловей у мудреца




О хороших людях




13

Б. Ласкин «Три танкиста»


Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ

(с помощью учителя) причины поступка персонажа. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое).




14

С.Георгиевская. «Галина мама»




15

С.Сахарнов». Два радиста.




О детях




16

Н.Носов «Затейники»


Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка. Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.



17

В.Осеева «Добрая хозяюшка»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском). 1 класс

Автор: Павлова Тамара Семёновна

Дата: 21.09.2020

Номер свидетельства: 558054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (русский)» для обучающихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_rodnoi_iazyk_russkii_dlia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "646891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1710013056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Литературное чтение" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "110738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406538167"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_iazyke_rus"
    ["file_id"] => string(6) "639332"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1699119792"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства