__________ Бюдюева М. Ч.
Приказ № _____ «___» _____2018 г.
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности. Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: – осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; – читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; – различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; – использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): – для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; – использовать различные формы интерпретации содержания текстов: – для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); – различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); – передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); – участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться: – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; – высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; – устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов). Выпускник научится: – осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; – составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться: – работать с тематическим каталогом; – работать с детской периодикой; – самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов).
Выпускник научится: – распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); – отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; – различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; – находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); – определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится: – создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; – восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; – составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться: – вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; – писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; – создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; – создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; – работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Основной формой организации учебной деятельности является урочная форма. При проведении учебных занятий используются такие формы занятий как: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др. Основные виды учебной деятельности, используемые на уроках для освоения учебного материала обучающимися: лекции, семинары, экскурсии, деловые игры, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы и т. д.
Содержательные линии | Требования ФГОС к планируемым результатам по предмету | Требования ФГОС к планируемым результатам по предмету |
| Базовый уровень (обучающийся научится) | Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться) |
Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы, определение последовательности событий. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя Отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста. Умение работать с разными видами информации Пересказ текста, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательность событий. | осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. | понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения. пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ. участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения; формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей. домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла. выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.). находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке. |
Творческая деятельность Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроения людей, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием. пересказывать содержание произведения выборочно и сжато. сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках. | пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов). подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях. писать отзыв на прочитанную книгу. |
Литературоведческая пропедевтика Нахождение в тексте с помощью учителя синонимов, антонимов, эпитетов и осмысление их значения. Сравнение прозаической и стихотворной речи, жанровое разнообразие произведений: малые жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки о животных, бытовые, волшебные, литературные (авторские). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре. | понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства. находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). | сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. |
Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Знакомство с творчеством А,С, Пушкина, М,Ю, Лермонтова Л.Н.Толстого и других классиков детской литературы и зарубежной литературы, доступной для детского восприятия. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения | ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника; - выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги, грамотно использовать понятия: “сюжет”, “герои”, “персонажи”, “образ”, “эпизод”, “репродукция”, “эпиграф” и др.; - находить разделы “Твой город”, “Проверь себя”, ориентироваться в заданиях учебника по значкам; - пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания “Прочитай дополнительно”; - дополнительно ознакомиться с произведениями в хрестоматии; - представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов. | - различать тематику книг, понимать назначение различных книг; - ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы; - определять особенности произведений зарубежной литературы; - рассказывать ( в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах; - ориентироваться в публичной библиотеке; - называть одно периодическое детское литературно – художественное издание. |
№ урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
| | Самое великое чудо на свете | | |
1 | Рукописные книги Древней Руси. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | 03.09 | |
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. | Читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, | 06.09 | |
3 | Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете». Проверь себя. Стр12.Тест. | Читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, | 07.09 | |
| | Устное народное творчество. | | |
4 | Русские народные сказки. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества. | 10.09 | |
5 | Докучные сказки. | Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. | 13.09 | |
6-7 | Русская народная сказка ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. | Принимать участие в коллективном сочинении сказок. | 14.09 17.09 | |
8-9 | Иван- царевич и Серый волк”. Русская народная сказка. | Ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок. | 20.09 21.09 | |
10 | “Сивка – Бурка”. Русская народная сказка. Тест. | Делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | 24.09 | |
11 | Обобщение по теме: Устное народное творчество. Проверь себя. Стр. 51 – 55. | Употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему. | 27.09 | |
| | Великие русские писатели | | |
12 | Ф И Тютчев Весенняя гроза | Самостоятельно оценивать свои результаты. Читать выразительно стихотворение. Поиск необходимой информации из прослушанных и прочитанных самостоятельно произведений. | 28.09 | |
13 | Ф И Тютчев Листья | Самостоятельно оценивать свои результаты. Читать выразительно стихотворение. | 01.10 | |
14 | А А Фет Мама, глянь –ка из окошка | Самостоятельно оценивать свои результаты. Читать выразительно стихотворение. | 04.10 | |
15 | И С Никитин Встреча зимы | Смысловое чтение. Поиск и выделение необходимой информации. | 05.10 | |
16 | А.С. Пушкин Отрывки из романов. | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты. | 08.10 | |
17 | И. З. Суриков «Детство» | Смысловое чтение. Поиск и выделение необходимой информации. | 11.10 | |
18 | А.С.Пушкин “Зимнее утро”. | Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой | 12.10 | |
19 | АС Пушкин Уж небо осенью дышало | Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение. | 15.10 | |
20 | Зимнее утро | Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение. | 18.10 | |
21-22 | А. С. Пушкин. “Зимний вечер”. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». | Читать выразительно, выражая авторское настроение. | 19.10 22.10 | |
23,24,25 | И. А. Крылов Басни «Мартышка и очки». «Зеркало и обезьяна» «Ворона и лисица». | Делить текст на части, пересказывать басню по самостоятельно составленному плану | 25.10 26.10 05.11 | |
26 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | Читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности | 08.11 | |
27 | М. Ю. Лермонтов. «Утёс». М. Ю. Лермонтов. «Осень». Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). | Читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности | 09.11 | |
28 | Л. Н. Толстой. «Акула». | Определять нравственный смысл, давать характеристику героев. | 12.11 | |
29 | Л. Н. Толстой. «Прыжок». | Определять нравственный смысл, давать характеристику героев. | 15.11 | |
30 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». | Определять нравственный смысл, давать характеристику героев. | 16.11 | |
31-32 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | Определять нравственный смысл, давать характеристику героев. | 19.11 22.11 | |
33 | Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного | 23.11 | |
34 | Н Н Некрасов Не ветер бушует над бором | Определять основную идею произведения | 26.11 | |
35 | Некрасов Дедушка Мазай и зайцы | Уметь определять основную идею произведения | 29.11 | |
36 | К Д Бальмонт Золотое слово | Уметь определять основную идею произведения | 30.11 | |
37 | И Бунин Детство Полевые цветы | Уметь определять основную идею произведения | 03.12 | |
38 | Полевые цветы | Учиться выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. | 06.12 | |
39 | Литературные сказки. | Учиться выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. | 07.12 | |
40 | Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | Определять основную идею произведения, осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут. | 10.12 | |
41 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Уметь составлять план. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. | 13.12 | |
42-43 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. | 14.12 17.12 | |
44 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. | 20.12 | |
45 | Урок-КВН. Проверь себя. Стр. 209 - 212. | Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). | 21.12 | |
46 | Были- небылицы. | Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). | 24.12 | |
47 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. | 27.12 | |
48 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». | Следить за выражением и развитием событий в произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать выразительно. | 11.01 | |
49 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. | 14.01 | |
50 | А. Куприн. «Слон». | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. | 17.01 | |
51 | А. Куприн. «Слон». | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. | 18.01 | |
52 | Саша Черный Что ты тискаешь утенка | Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Читать стихотворение отражая настроение. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. | 21.01 | |
53 | Воробей | Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе | 24.01 | |
54 | Слон | Рассказывать о прочитанных книгах. Читать стихотворение отражая настроение. | 25.01 | |
55 | А А Блок Ветхая избушка | Читать стихотворение отражая настроение. | 28.01 | |
56 | Сны | Читать стихотворение отражая настроение. | 31.01 | |
57 | Ворона | Читать стихотворение отражая настроение. | 01.02 | |
58 | СА Есенин Черемуха | Читать стихотворение отражая настроение. | 04. 02 | |
59 | Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя.стр. 42 – 44. | Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.
| 07.02 | |
60 | Люби живое. | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | 08.02 | |
61 | М. Пришвин. «Моя Родина». (Из воспоминаний). | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. | 11.02 | |
62 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Составлять план произведения. | 14.02 | |
63 | В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». | Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Составлять план произведения. | 15.02 | |
64 | В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». | Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | 18.02 | |
65 | В. Бианки. «Мышонок Пик». | Читать и воспринимать на слух произведения. | 21.02 | |
66 | В. Бианки. «Мышонок Пик». | Читать и воспринимать на слух произведения. | 22.02 | |
67 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | Пересказывать произведения на основе плана. | 25.02 | |
68 | В Ю Драгунский Он живой и светится | Составлять план произведения.
| 28.02 | |
69 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям. | 01.03 | |
70 | В. Л. Дуров. «Наша Жучка». | Различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев. | 04.03 | |
71 | В. П. Астафьев. «Капалуха». | Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа. | 07.03 | |
72 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». | Передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст. | 11.03 | |
73 | СЯ Маршак Гроза днем | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | 14.03 | |
74 | С Я Маршак В лесу над росистой поляной | Читать и воспринимать на слух произведения. Составлять план произведения. | 15.03 | |
75 | А Л Барто Разлука | Читать и воспринимать на слух произведения. | 18.03 | |
76 | А Л Барто В театре | Читать и воспринимать на слух произведения. Составлять план произведения.
| 21.03 | |
77 | С В Михалков Если | Читать и воспринимать на слух произведения. | 22.03 | |
78 | Е А Благинина Кукушка | Читать и воспринимать на слух произведения. | 01.04 | |
79 | Котенок | Читать и воспринимать на слух произведения. | 04.04 | |
80 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». (обобщающий урок по теме «Люби живое»). Проверь себя. Стр.109 – 110. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. Составлять план произведения.
| 05.04 | |
81 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. | Читать и воспринимать на слух произведения. | 08.04 | |
82 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | Читать и воспринимать на слух произведения. | 11.04 | |
83 | А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». | Определять основную мысль текста. Наблюдать за особенностями речи героев. | 12.04 | |
84-85 | А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». | Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; Определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. | 15.04 18.04 | |
86 | М. Зощенко «Золотые слова» | Читать и воспринимать на слух произведения. | 19.04 | |
87 | М. Зощенко «Великие путешественники». | Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | 22.04 | |
88 | Н. Носов. «Федина задача», «Телефон». | Читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое. | 25.04 | |
89-90 | Н. Носов. «Федина задача», «Телефон». | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | 26.04 29.04 | |
91 | В. Ю. Драгунский. «Друг детства». | Читать и воспринимать на слух произведения. | 02.05 | |
92 | Л Кассиль Отметки Риммы Лебедевой | Читать и воспринимать на слух произведения. | 03.05 | |
93 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверь себя. Стр 176. Проверочная работа № 9 по разделу. | Читать и воспринимать на слух произведения. Составлять план произведения.
| 06.05 | |
94 | По страницам детских журналов. | Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или паре. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. | 10.05 | |
95 | Ю. Ермолаев. «Проговорился» | Читать и воспринимать на слух произведения. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. | 16.05 | |
96 | Ю. Ермолаев “Воспитатели”. | Читать и воспринимать на слух произведения. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). | 17.05 | |
97 | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». | Читать и воспринимать на слух произведения. | 20.05 | |
98 | Р. Сеф. «Весёлые стихи». | Читать и воспринимать на слух произведения. | 23.05. | |
99 | Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Проверь себя. | Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Читать и воспринимать на слух произведения. | 24.05 | |
100 | Зарубежная литература. | Читать и воспринимать на слух произведения. Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. | 27.05 | |
101 | Мифы Древней Греции. | Читать и воспринимать на слух произведения. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. | 30.05 | |
102 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». | Читать и воспринимать на слух произведения. Составлять план произведения. Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. | 31.05 | |
Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина