Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 28.08.2014 № 47-12136/14-14 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2014-2015 учебный год».
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- на основе следующих учебно-методических документов:
1. Требований ФГОС основного общего образования (19.5.);
2. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназия;
3. Методических рекомендаций ККИДППО в 2015-2016 учебном году.
4. Авторской программы по литературному чтению. Авторы: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова « Литературное чтение»: программа:1-4 классы - М.: Вентана – Граф, 2012. – с.224
5. С учетом планируемых к использованию учебно-методических комплектов (УМК), включающих в себя авторскую программу по предмету, учебник «Литературное чтение»: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / (авт.-сост.Л.А.Ефросинина).- 6-е изд.,дораб.- М.:Вентана-Граф, 2011.-176с.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных, метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.
2. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей.
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно – познавательных произведений;
формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
3.Описаниеместа учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане.
Программа учебного курса «Литературное чтение» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. Курс «Литературное чтение» во 2 классе – 4 часа на 34 учебных недели
( 136 часов).
№
п/п
Разделы, темы.
Авторская программа
Рабочая
программа
I
О нашей Родине.
5
5
II
Народная мудрость.
6
6
III
О детях и для детей.
13
13
1
Делу время…
4
2
Учимся уму-разуму
9
IV
Мир сказок
6
6
V
Уж небо осенью дышало…
6
6
VI
Снежок порхает, кружится
18
18
1
Идет волшебница-зима
7
2
И вот уже трещат морозы
11
VII
Здравствуй, праздник новогодний.
10
10
VIII
О братьях наших меньших.
12
12
IX
Лис Миккель и другие (зарубежные сказки).
13
13
1
Сказки народов мира
6
2
Зарубежные сказки
7
X
Семья и я.
15
15
1
Произведения разных жанров о семье
7
2
При солнышке тепло, при матери добро
5
3
День Победы
3
XI
Весна, весна красная…
24
24
1
Произведения о весне
10
2
Весенний гам
7
3
Весенние деньки
7
XII
Там чудеса…(волшебные сказки)
8
8
Итого:
136
136
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению).
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.
Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
К концу обучения во 2 классе ученик достигает следующих результатов.
Ученик научится:
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
- читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
6. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
2 класс (136 часов)
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение.Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объёму тестов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделений сравнений.Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина.Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика.Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и лжи.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из её персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией.
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
7. Тематическое планирование.
Раздел программы
Программное содержание
Характеристика деятельности учащихся
Виды речевой
и читательской деятельности
Аудирование(слушание)
Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения.
Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.
Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.
Использование знаково-символических средств для получения информации о произведении: теме, жанре, авторе.
Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся.
Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.
Усвоение орфоэпических норм: что — [што], конечно — коне[ш]но, -ого — -о[ва], сегодня — се[во]дня.
Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).
Чтение смысловых частей текста, абзацев.
Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).
Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.
Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.
Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида
Работа с разными видами текста
Знакомство с текстами: учебным, художественным, научно-популярным.
Структура текста: абзацы, части.
Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.
Форма текста: стихотворная и прозаическая.
Деление текста на части.
Главная (основная) мысль.
Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстрации и выбор соответствующего отрывка (абзаца или эпизода).
Понятия:текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль
Работа с текстом художественного произведения
Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.
Понимание заглавия произведения и его соответствия содержанию произведения.
Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей (В.А. Осеевой, Е.А. Пермяка, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и других отечественных и зарубежных писателей).
Восприятие и оценка содержания произведений с точки зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе).
Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.
Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных.
Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно)
Работа с текстом научно-популярного произведения
Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В.В. Бианки, В.Ф. Одоевского и др.).
Деление текста на микротемы или части, выделение ключевых слов и предложений.
Пересказ подробный и краткий по готовому плану
Работа с учебным текстом
Чтение вступительных статей и выделение основных учебных задач.
Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов
Библиографическая культура
Книга учебная, художественная.
Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.
Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.
Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.
Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.
Говорение (культура речевого общения)
Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов и полилогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).
Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценирование произведения фольклора или детской литературы.
Нахождение в речи обращений, слов приветствия и выражений вежливости.
Монологическая речь автора, героев произведений.
Построение монологов (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3–4 предложения).
Разножанровые произведения детской литературы как образцы письменной речи.
Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме.
Выделение в текстах произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы).
Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами и антонимами.
Выявление особенностей художественного слова
Воспринимать литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное чтение).
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам.
Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности.
Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема).
Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях.
Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения
Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога).
Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: приглянувшийся).
Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первогои т. д.
Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.).
Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами.
Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев. «Яблоко»).
Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой.
Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге.
Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев.
Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров
Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически).
Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).
Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре.
Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины).
Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста.
Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль
Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.).
Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности.
Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д.
Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали.
Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним.
Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое.
Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д.
Сравнивать фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету.
Сравнивать сказки литературные и фольклорные.
Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Определять положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение.
Воспроизводить текст произведения (пересказ подробный и краткий)
Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте.
Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка и рассказ) и темам.
Пересказывать текст о предметах, животных, человеке или явлении природы, точно излагая факты.
Собиратьинформацию и оформлять её в виде схем и таблиц
Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи.
Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, вывода)
Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заглавие), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).
Определять жанр и тему книги.
Моделировать обложки книг и находить книги по модели.
Отбирать книги по заданной модели.
Выбирать книгу по теме или жанру, по жанру и авторской принадлежности.
Находить в детских журналах произведения по изучаемой теме, жанру или авторской принадлежности
Находить и выделять в тексте произведения диалоги и полилоги героев, обращения, реплики.
Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях.
Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них.
Инсценировать отрывки из произведений.
Читатьпо ролям диалоги и полилоги героев произведений.
Находить в произведениях монологи автора, героев.
Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4 предложения).
Доказывать свою точку зрения.
Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану.
Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости
Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы.
Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).
Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности.
Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, и вписывать их.
Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы
Круг чтения
Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т. д. Сходство сюжетов
и тем; особенности.
Рассказы о родной природе, детях и животных детских писателей, писателей-классиков.
Произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм).
Художественная, научно-популярная, юмористическая и справочная детская книга; детские периодических издания: «Мурзилка», «Геолёнок» и др.
Сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения.
Моделировать обложки к изученным произведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность).
Сравнивать басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре.
Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или теме, или авторской принадлежности.
Выбирать и читать книги по изучаемому разделу.
Находить в детском журнале произведения по теме, жанру или авторской принадлежности; информацию об авторах