Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс»
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
Рабочей программы по литературному чтению предметная линия учебников системы «Школа России» программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение 1-4 классы» М.: «Просвещение», 2015 г.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ – Первомайской ООШ, утверждённой приказом от 28.08.2015 года №31
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина– М.: Просвещение, 2015г.
Учебник для общеобразовательных организаций. Соответствует ФГОС ООО. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Срок реализации рабочей программы: 2018 /2019 учебный год
В соответствии с учебным планом МБОУ – Первомайской ООШ рабочая программа рассчитана на119 учебных часов в год (3/4 ч/неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
-овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
-наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
-умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
-развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Круг детского чтения.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:способ чтения – чтение целыми словами;
-правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
-темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
-установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.
К видам чтения относятся:
-ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
- изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
-поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
-выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения
Летописи, былины, жития (11 ч)
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».
Былины. «Ильины три поездочки».
«Житие Сергия Радонежского»
Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики (20 ч)
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»
А.П. Чехов «Мальчики»
Поэтическая тетрадь (12 ч)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»
И. А. Бунин «Листопад»
Литературные сказки (13 ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
Делу время - потехе час (8 ч)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Страна детства (8 ч)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
М. М. Зощенко «Елка»
Поэтическая тетрадь (5 ч)
В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Природа и мы (10 ч)
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
М. М. Пришвин «Выскочка»
Е. И. Чарушин «Кабан»
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Проект «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь (7 ч)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
С. А. Клычков «Весна в лесу»
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
Н. М. Рубцов «Сентябрь»
С. А. Есенин «Лебедушка»
Родина (7 ч)
И. С. Никитин «Русь»
С. С. Дрожжин «Родине»
А. В. Жигулин «О, Родина!»
Проект «Они защищали Родину»
Страна Фантазия (6 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Зарубежная литература (12 ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема
Количество часов
Дата
План
Факт
1
Вводный урок по курсу литературного чтения. Стартовая диагностика. Постановка учебных задач на год
1
2
Вводный урок к разделу «Летописи. Былины. Жития». Знакомство с летописями.
1
3
Летопись – источник исторических фактов. Сравнение летописи со стихотворением А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»
1
4
Былина «Ильины три поездочки» Прозаический пересказ И.В. Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца» Сказочный характер былины. Сравнение поэтического и прозаического текстов
1
5
Былина «Ильины три поездочки». Характеристика героя как защитника Русского государства
1
6
Герой былины - защитник Русского государства. Выставка книг.
1
7
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
1
8
Образ Сергия Радонежского в произведениях искусства. «Житие Сергия Радонежского»
1
9
Работа с текстом «Житие Сергия Радонежского». Картина М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» Подготовка сообщения о Сергии Радонежском
1
10
Куликовская битва в произведениях искусства. Подготовка сообщения о Куликовской битве
1
11
Создание календаря исторических событий
1
12
Проверим себя и оценим свои достижения
1
13
Вводный урок по разделу «Чудесный мир классики». Выставка книг
1
14
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Основные события литературной сказки. Сравнение народной и литературной сказок
1
15
Характеристика героев сказки П.П. Ершова « Конёк –Горбунок»
1
16
Сравнение словесного и изобразительного искусства. Обобщающий урок по сказке П.П.Ершова «Конёк – Горбунок»
1
17
А.С. Пушкин- великий русский поэт. А.Л. Слонимский об А.С. Пушкине. Создание презентации на основе текста
1
18
А.С. Пушкин «Няне», «Туча». Авторское отношение к изображаемому.
1
19
А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства
1
20
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Структура сказочного текста, герои сказки
1
21
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
1
22
Вводный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Картины природы в стихотворении «Дары Терека»
1
23
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Сравнение русской и турецкой сказок
1
24
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».Турецкая сказка. Характеристика героев произведения
1
25
Л.Н. Толстой «Детство» События повести
1
26
Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
1
27
Рассказ А.П.Чехова «Мальчики»
1
28
Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «Мальчики»
1
29
Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики»
1
30
Контрольная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»
1
31
Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Выставка книг. Мастерская письма
1
32
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид…» Отбор средств выразительности для создания художественного образа. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания, как отражение особого настроения в стихотворении.
1
33
Анализ стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» Картины природы в лирическом стихотворении. Анализ стихотворения А.А. Фета «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения.
1
34
Анализ стихотворения Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шёпот моих лесов?»
1
35
Анализ стихотворения А.Н.Плещеева «Дети и птичка»
1
36
Анализ стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении
1
37
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»
1
38
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад». Картина осени в стихах
1
39
Проверим себя и оценим свои достижения
1
40
Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь»
1
41
Вводный урок по разделу» Литературные сказки». Выставка книг по теме
1
42
В.Ф. Одоевский. Произведения для детей
1
43
Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Особенности научно-познавательной сказки
1
44
Композиция сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»
1
45
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Специфические особенности жанра. Текст-описание в содержании сказки
1
46
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Главная мысль сказки. Характеристика героев
1
47
Написание отзыва о «Сказке о жабе и розе» В.М. Гаршина
1
48
П.П. Бажов. Сказ «Серебряное копытце»
1
49
П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте
1
50
П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного произведения и авторское отношение к ним
1
51
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народной сказки в литературной сказке.
1
52-53
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Сравнительная характеристика героев разных сказок. Составление плана. Выборочный пересказ.
2
54
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
55
Контрольная работа.
1
56
Вводный урок по разделу «Делу время- потехе час». Создание текста по серии сюжетных картинок
1
57-58
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл сказки. Характеристика героев сказки. Инсценирование диалогов.
2
59
Юмористические рассказы В.Ю. Драгунского. Выставка книг. Рассказ «Главные реки». Особенности юмористических произведений.
1
60
Смешное в произведениях В.Ю. Драгунского. Рассказ «Что любит Мишка»
1
61
Рассказ В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
1
62
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
63
Контрольная работа по разделу «Делу время – потехе час»
1
64
Вводный урок по разделу «Страна детства»
1
65-66
Б.С. Житков. Рассказ «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения
2
67
К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками»
1
68-69
К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками». Сюжет и герои рассказа
2
70-71
Рассказ М.М. Зощенко «Ёлка». Характеристика героев произведения
2
72
Проверим себя и оценим свои достижения. Исследовательская работа по теме «Страна детства»
1
73
Контрольная работа по теме «Страна детства»
1
74-75
Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Выставка книг. Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом произведении.
2
76
Стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении
1
77
Стихотворения М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
1
78
Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь»
1
79-80
Вводный урок по разделу «Природа и мы». Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Смысл названия. Выборочный пересказ.
2
81-82
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. Сравнение рассказов о животных А.И. Куприна, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева
2
83
М.М.Пришвин «Выскочка» Характеристика героев. Отзыв о произведении
1
84
Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»
1
85
Рассказ В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»
1
86-87
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Сюжет. Характеристика героев. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов
2
88
Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа
1
89
Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Выставка книг. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ стихотворения. Выразительное чтение.
1
90
Сочинение по картине В.Э. Борисова-Мусатова «Осенняя песня»
1
91
Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н.П. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи
1
92-93
Д.Б. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение картин природы в лирическом стихотворении
2
94
С.А. Есенин «Лебёдушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении
1
95
Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа
1
96
Вводный урок по разделу «Родина». Выставка книг
1
97
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте
1
98
С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому
1
99
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому
1
100-101
Проекты «Они защищали Родину»; «Россия – Родина моя»; «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»
2
102
Проверим себя и оценим свои достижения
1
103
Вводный урок по разделу «Страна Фантазия». Создание текста по серии сюжетных картинок
1
104-105
Е.С. Велтистов «Приключения электроника». Особенности фантастического жанра. Герои произведения
2
106
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического рассказа. Сравнение героев фантастических рассказов
1
107
Проверим себя и оценим свои достижения
1
108
Вводный урок по разделу «Зарубежная литература», Выставка книг
109-110
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета. Характеристика героев
2
111-112
Ганс Христиан Андерсен. Создание презентации о жизни и творчестве автора. Выставка книг. Знакомство со сказкой «Русалочка»
2
113-114
Характеристика героев сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок
2
115-116
Рассказ Сельмы Лагерлёф «В Назарете». Повторение раздела «Зарубежная литература»