Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; -знакомство с культурно – историческим наследием росс, общечеловеческими ценностями; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - полноценное восприятие художественной литературы; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - полноценное восприятие художественной литературы; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- освоение приёмов поиска нужной информации; – овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; - освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; - формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; - овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: - формирование необходимого уровня читательской компетентности; - элементарными приёмами интерпритации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов; - умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочками; - осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; - умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; -восприниматьна слуххудожественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; – осмысленно, правильно читатьцелыми словами; - овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – подробно пересказыватьтекст; – составлять устный рассказ по картинке; – заучиватьнаизусть небольшие стихотворения; – соотноситьавтора, название и героев прочитанных произведений; – различатьрассказ и стихотворение. - умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями. - умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
ЧТЕНИЕ Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини – сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ
ПО ПЛАНУ
ПО ФАКТУ
1
Введение.
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.
1
01.09
Самое великое чудо на свете
4 ч
2
Рукописные книги Древней Руси.
Диагностическая
работа.
1
02.09
3
РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ.ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЯ.
1
06.09
4
Первопечатник Иван Фёдоров.
1
07.09
5
Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».
Тест №1.
1
08.09
Устное народное творчество
14 ч
6
Знакомство с названием раздела. Русские
народные песни.
1
09.09
7
Шуточные народные песни.
1
13.09
8
Докучные сказки.
1
14.09
9
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда; дымковская и богородская игрушка.
1
15.09
10
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Сравнение содержание сказки и иллюстрации.
1
16.09
11
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Выборочный пересказ.
1
20.09
12
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Характеристика героев сказки.
1
21.09
13
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Составление синквейна.
1
22.09
14
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Пересказ текста от лица главных героев.
Проверка техники чтения.
1
23.09
15
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Выразительное чтение.
1
27.09
16
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Характеристика героев сказки.
1
28.09
17
Художники и иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.
1
29.09
18
Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
1
30.09
19
Обобщающий урок по разделу «Устное
народное творчество».
Проверочная работа.
1
04.10
Поэтическая тетрадь 1
11 ч
20
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
1
05.10
21
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.
1
06.10
22
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». Олицетворение- средство художественной выразительности.
1
07.10
23
Ф.И. Тютчев «Листья».
Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
1
11.10
24
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».
«Зреет рожь над жаркой нивой…».
Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы.
1
12.10
25
И.С. Никитин «Полно, степь моя…». Подвижные картины природы.
1
13.10
26
И.С. Никитин «Встреча зимы». олицетворение как приём создания картин природы.
1
14.10
27
И.З. Суриков «Детство».
1
18.10
28
И.З. Суриков «Зима».Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
1
19.10
29
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
1
20.10
30
Оценка достижений.
Проверочная работа «Поэтическая тетрадь».
1
21.10
Великие русские писатели
24 ч
31
Знакомство с названием раздела.
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».