примерной (авторской) программы по обучению грамоте 1 кл., авторы Н.Г.Агаркова, Н.М.Лаврова и программы по литературному чтению 1 кл., авторы Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская
г. Аксай
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана:
I триместр – 48 ч.
II триместр – 40 ч.
III триместр – 42 ч.
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к уроку литературного чтения; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; – способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; – первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; – восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении; – чувство любви к природе родного края; – основы для развития творческого воображения. | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к чтению; - мотивации обращения к книге; – основы для эмоционального переживания художественного текста; - способности выражать свои эмоции в выразительном чтении; – понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина; – умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; – стремления к взаимопониманию детей и взрослых; – позитивной самооценки; – ориентации на здоровый образ жизни; – стремления к успешности в учебной деятельности. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Обучающийся научится: – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. | Обучающийся получит возможность научиться: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; – понимать важность планирования своей деятельности; – выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; – осуществлять первоначальный контроль своих действий; – участвовать в оценке результатов деятельности. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Обучающийся научится: - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – понимать фактическое содержание текста; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; – выделять в тексте основные части; – выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); – работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков; – пользоваться словарными пояснениями учебника. | Обучающийся получит возможность научиться: – выделять и формулировать познавательную цель; – структурировать знания; – группировать тексты по заданному основанию; – различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; – работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Обучающийся научится: - работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; - выполнять работу по цепочке; - видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. | Обучающийся получит возможность научиться: - задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; – проявлять интерес к общению на уроке; – уважать мнение собеседников; – преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; – следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; – входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. |
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Виды речевой и читательской деятельности |
Обучающийся научится: - читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; - понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части; - читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного; - рассказывать наизусть 3—4 стихотворения разных авторов. | Обучающийся получит возможность научиться: - находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»; - задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст. |
Круг детского чтения |
Обучающийся научится: – определять автора и название книги; – называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; – понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»; - ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию; - работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии; – понимать назначение библиотеки. | Обучающийся получит возможность научиться: – ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения; – определять заинтересовавший круг текстов и произведений; – делать сообщение о понравившейся книге; – ориентироваться в профессиях, связанных с книгами; – использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях; – рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке. |
Литературоведческая пропедевтика |
Обучающийся научится: - отличать прозаическое произведение от стихотворного; - различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу; - находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы) | Обучающийся получит возможность научиться: - различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка- цепочка) и докучной сказок; - обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д.) |
Творческая деятельность учащихся |
Обучающийся научится: - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; - читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование; - рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте. | Обучающийся получит возможность научиться: - осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация); - находить в разделе «Музейный Дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации. |
Название крупных темы, разделов, модулей курса | Основное содержание крупных темы, разделов, модулей курса | Кол-во часов |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 90 ч |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД | 10 ч |
| Знакомство с первой учебной книгой — «Азбукой». Иллюстрации. Модели единиц русского языка. Речь устная и письменная. Сказки «Заюшкина избушка» и «Колобок». Соотнесение частей сказки с иллюстрациями к ней. Устные высказывания на тему «Как хлеб на стол пришёл». Текст, предложение, слово, интонация. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Слово как часть предложения. Слова-названия предмета. Живые и неживые предметы. Слова-названия действий. Звуки речевые и неречевые. Слово- название признака. Обобщающее слово. Служебные слова (слова-помощники) в предложении. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв. | |
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД 71 ч |
Звуки и буквы. Буква как знак звука. Гласные звуки. | Артикуляция гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг. | 11 ч |
Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости). | Согласные звуки [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’]. как ртосмыкатели. Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение согласных звуков [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’]. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом ’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа ) — твердые звонкие звуки. Противопоставление сонорных* согласных звуков по твердости- мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных —[а], [о], [у], [э], [ы], для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и [и] для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений. | 11 ч |
Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Я, Ё, Ю, Е и мягкого знака Ь. | Функция букв Я, Ё, Ю, Е. Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв Я, Ё, Ю, Е ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме). Буква Ь. Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова с помощью Ь. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений. | 8 ч |
Парные звонкие и глухие согласные звуки. | Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Модели звонких и глухих согласных звуков (твердых и мягких). Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Отличие звонких и глухих звуков: [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков: [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Звуки [ж]-[ш] — парные по звонкости-глухости и всегда твердые. Сочетания ЖИ, ЖО, ЖЁ, ЖЕ, ШИ, ШО, ШЁ, ШЕ. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений. Работа над текстами. | 25 ч |
Звук [й’] после разделительных знаков: мягкого знака Ь и твёрдого знака Ъ. | Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Звуковые модели слов. Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. | 4 ч |
Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]. | Артикуляция звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений. Работа над текстами. Сочетания ЧА, ЧУ, ЧЁ, ЧО, ЩА, ЩУ, ЩЁ, ЩО, ЦЕ, ЦИ, ЦЫ. | 12 ч |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД 9 ч |
| Работа над текстами «Верблюжонок», «Что у нас во дворе?», «Белая акация». Работа над текстами загадок, скороговорок. Работа над текстами в стихотворной форме. Закрепление элементарного навыка чтения. | 9 |
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 40 ч |
Виды речевой и читательской деятельности | Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении. Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение. | 9 |
Литературоведческая пропедевтика | Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки). Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы. Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы. | 10 |
Элементы творческой деятельности | Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов. Сравнительный анализ текстов и музейных иллюстраций к ним с выражением эмоционального отношения. Чтение по ролям. Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора. Навык чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звуко-буквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. | 10 |
Круг чтения | Малые жанры фольклора Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички. Русские народные сказки Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*. Русские писатели и поэты Л. Толстой «Косточка»*; М. Горький «Воробьишко». Современная русская и зарубежная литература Поэзия А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз. Проза Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок); Г. Остер «Эхо»; С. Воронин «Необыкновенная ромашка»; Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»; Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»; Н. Друк «Сказка»; Б. Заходер «Серая звездочка»*. Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию. | 11 |