Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ №6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
КЛАСС
3 А
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ
ВСЕГО
5
170
УЧИТЕЛЬ
ШИРЯЕВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МБОУ СОШ №6
Наименование рабочей программы
Наименование основной образовательной программы ОО приложением которой является (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования)
Срок реализации
УМК, используемый при реализации рабочей программы
Составитель
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Основная образовательная программа начального общего образования
2017 - 2018 учебный год
УМК «Перспектива»
1.Учебник «Литературное чтение в 3 классе» / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина – М.: «Просвещение», 2016 г.
2.Творческая тетрадь по литературному чтению для 3 класса / Т. Ю. Коти – М.: «Просвещение», 2015 г.
3.Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс / / М. В. Бойкина – М.: «Просвещение», 2014 г.
Ширяева Марина Александровна
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Учебно-тематический план
№
Название раздела, тем
Кол-во часов
Внеклассное чтение
Проверочные работы
Раздел «Библиографическая культура»
1
Тема: «Книги – мои друзья»
Книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука» — главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.
4
1
1
Раздел «Работа с текстом художественного произведения», «Говорение»
2
Тема: «Жизнь дана на добрые дела»
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль — собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на
части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста – отзыва.
16
4
1
Раздел «Круг детского чтения»
3
Тема: «Волшебные сказки»
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
12
2
1
Раздел «Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами»
4
Тема: «Люби всё живое»
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно-познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
17
4
1
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
5
Тема: «Картины русской природы»
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения
12
3
1
Раздел «Работа с разными видами текста»
6
Тема: «Великие русские писатели»
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор
сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
20
5
1
Раздел «Творческая деятельность обучающихся»
8
Тема: «Картины родной природы»
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины
природы.
20
5
1
Кол-во часов:
132
30
8
Всего – 170 часов.
С учетом результатов ВПР по русскому языку в 2016 - 2017 учебном году при планировании рабочей программы на 2017 - 2018 учебный год предусмотрены следующие меры:
1. В обязательной части учебного плана в 3-ом классе отводится 136 часов для изучения учебного предмета «Литературное чтение» (4 часа, 34 учебные недели). Из части, формируемой участниками образовательных отношений выделен 1 час для увеличения читательского кругозора третьеклассников, путём ознакомления с дополнительными произведениями детской литературы и авторами на уроках внеклассного чтения.
2. Увеличено время, отведенное в поурочном планировании на задания: самостоятельный выборочный пересказ, находить в тексте необходимую информацию, анализ поступков героев.
3. Увеличено учебное время на следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Говорение», «Литературоведческая пропедевтика»
4. Изучение каждого раздела (модуля) по литературному чтению завершается проверочной работой.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся*
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1 четверть – 42 часа
Раздел: «Библиографическая культура».
Тема: «Книги – мои друзья» - 6 часов
1
Книги, прочитанные летом.
1
Познакомиться с новой учебной книгой.
Представить книгу, прочитанную летом; создать выставку книг.
С. 1, Т. с.1
01.09
2
Рукописные книги Древней Руси. «Книга - к мудрости ступенька».
1
Знакомство с названием раздела; чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге.
С. 4-5, Т. с.2
02.09
3
Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров»
1
Знакомство с «Азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в
«Азбуке». Работа в паре.
С.6-9, Т. с.2-3
04.09
4
«Мы идём в музей книги». Урок-проект (подготовка).
1
Подготовка к реализации проекта «Мы идём в музей книги». Отбор материала для создания экскурсии.
Подготовка к проверочной работе.
05.09
5
Проверочная работа по теме: «Книги – мои друзья».
1
Самостоятельно выполнить задания проверочной работы.
Произведения А. Барто.
06.09
6
Внеклассное чтение. Любимые стихи Агнии Барто.
1
Декламация стихотворений поэтессы; беседа о биографии и творчестве А. Л. Барто.
Заполнить читательский дневник
08.09
Раздел «Работа с текстом художественного произведения» «Говорение»
Тема: «Жизнь дана на добрые дела» - 21 час
7
Система нравственных ценностей.
1
Знакомство с темой учебника «Жизнь дана на добрые дела». Работа в паре: обсуждение системы ценностей, подбор эпитетов, синонимов, ассоциативных рядов слов (поступок — благородный поступок, красивый поступок, гадкий поступок; честность — правдивость — верность слову; благородство,
красота).
С.10-11
09.09
8
Пословицы разных народов о человеке и его делах.
1
Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц.
С.12-14,
Т. с. 4
11.09
9
В. И. Даль –собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа
1
Знакомство с «Напутным словом» В. Даля («Творческая тетрадь»).
Ответить на вопросы и выполнить
задания. Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»
Подготовить сообщение о биографии и творчестве В. Даля.
12.09
10
Внеклассное чтение. Творчество В. Даля.
1
Расширение кругозора учащихся: дополнительные сведения о Владимире Ивановиче Дале- собирателе народной мудрости.
Т. с. 5-7.
13.09
11
Н. Носов. «Огурцы». Характеристика героя.
1
Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело».
С.15-18, пересказ.
15.09
12
М. Зощенко. «Не надо врать». Смысл поступка.
1
Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Работать с текстом
(определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрации с текстом.
С. 20-25, выразительное чтение
16.09
13
М. Зощенко. «Не надо врать».
1
Делить текст на части в соответствии с предложенным планом. Пересказ.
Т. с. 8
18.09
14
Л. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа.
1
Знакомство с произведением. Осмыслить понятия честность, фантазия, обман, вымысел, объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.
С. 26-29
19.09
15
Составление отзыва о прочитанном произведении.
1
Написать отзыв об одном из писателей, с творчеством которых познакомились на уроках.
Произведения любимого писателя.
20.09
16
Внеклассное чтение. Представление любимой книги.
1
Познакомить одноклассников с любимой книгой и уметь рассказать о ней.
Т. с. 9
22.09
17
«Надо любить и жалеть людей...». М. Зощенко «Через тридцать лет».
1
Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет». Ответы на вопросы и выполнение
заданий учебника.
С. 30-33, пересказ.
23.09
18
Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы о детях.
1
Находить книгу в библиотеке по заданной теме, объяснять назначение художественной литературы, готовить сообщение по заданной тематике.
Произведения Н. Носова
25.09
19
Внеклассное чтение. Произведения Н. Носова.
1
Познакомиться с биографией и творчеством Н. Носова.
Сообщение о Н. Носове.
26.09
20
Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Трудная задача».
1
Работать с текстом
(определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).
С. 35-38, выразительное чтение
27.09
21
Семейное чтение. Притча. «Что побеждает».
1
Познакомиться с понятием «притча». Анализ произведения.
С. 39, пересказ
29.09
22
Притча. «Что важнее»
1
Осмыслять нравственно- этические ценности на основе совместного обсуждения проблем.
С. 39, составить притчу.
30.09
23
«Наш театр». В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...».
1
Коллективно обсуждать прочитанное (умения работать в группе, распределять роли). Принимать участие в драматизации.
С. 40-45, подготовить программку.
02.10
24
В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...». Инсценирование.
1
Инсценирование произведения.
Произведения В. Драгунского.
03.10
25
Внеклассное чтение. Произведения В. Драгунского.
1
Познакомиться с биографией и творчеством В. Драгунского.
Т. с. 9-12
04.10
26
Юмористические рассказы.
1
Знать особенности повествовательного текста, характеризовать героя текста, сравнивать сюжеты, героев, пересказывать прочитанное.
Подготовиться к проверочной работе.
06.10
27
Проверочная работа по теме: «Жизнь дана на добрые дела».
1
Самостоятельное выполнение заданий из проверочной работы.
07.10
Раздел «Круг детского чтения»
Тема: «Волшебная сказка» - 15 часов
28
Народные сказки. Особенности построения волшебной сказки.
1
Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка. Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
С.48-49, Т. с.20
09.10
29
Русская народная сказка. «Иван – царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки
1
Знать особенности волшебной сказки. Давать характеристику героя волшебной сказки. Оперировать понятиями народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы.
С. 50-53, нарисовать иллюстрацию.
10.10
30
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя сказки.
1
Отличительные особенности волшебной сказки. Характеристика героя сказки. Рассказ по иллюстрации.
С. 54-58, Т.с.21-22
11.10
31
В Васнецов «Иван царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.
1
Составлять рассказ по картине, находить необходимую информацию в книге. Работать с текстом повествовательного характера.
С. 58-61, рассказ по картине.
13.10
32
«Дерево держится корнями, а человек друзьями». Русская народная сказка «Летучий корабль».
1
Знакомство со сказкой «Летучий корабль». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя.
С.62-67, выразительное чтение.
14.10
33
Русская сказка. «Летучий корабль». Характеристика волшебной сказки.
1
Осмыслять особенности волшебной сказки, Составлять план сказки, находить необходимую информацию в книге.
С. 68-72, нарисовать иллюстрацию.
16.10
34
Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.
1
Составлять собственный текст по итогам исследования на основе фактов, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу.
С. 73, написать отзыв на сказку.
17.10
35
Внеклассное чтение. Русские и зарубежные сказки.
1
Представить самостоятельно прочитанную сказку.
Т. с. 23-24
18.10
36
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко»
1
Подробно пересказывать текст сказки.
Ориентироваться в учебной и художественной литературе, самостоятельно и целенаправленно читать книгу.
С. 76-80, Т.с.25
20.10
37
Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка».
1
Осмыслять особенности волшебной сказки. Давать характеристику героя волшебной сказки. Подробно пересказывать текст сказки.
С. 81-84, выразительное чтение.
21.10
38
«Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению».
1
Подготовка к инсценированию
произведения. Работа в «Творческой тетради».
С. 86-93, чтение по ролям.
23.10
39
Русская народная сказка «По щучьему велению». Инсценирование.
1
Инсценирование сказки. Распределение ролей.
Т. с. 26-28
24.10
40
Викторина «Волшебные сказки»
1
Ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Подготовиться к проверочной работе.
25.10
41
Проверочная работа по теме: «Волшебные сказки»
1
Самостоятельное выполнение заданий проверочной работы.
Произведения Е. Шварца.
27.10
42
Внеклассное чтение. Произведения Е. Шварца.
1
Познакомиться с биографией и творчеством Е. Шварца.
28.10
2 четверть – 37 часов
Раздел: «Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами»
Тема: «Люби всё живое» - 22 часа
43
Художественный текст. Автор – рассказчик.
1
Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
С. 96-97
06.11
44
К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста.
1
Знакомство с произведением Паустовского «Барсучий нос». Работа с текстом. Объяснение значений слов при помощи разных видов словарей.
С 98-102, пересказ.
07.11
45
Текст из энциклопедии «Барсук».
1
Работать с текстом повествовательного характера. Осмыслять понятия любовь, малая родина, природа.
С. 102, Т. с. 29
08.11
46
Весёлые стихи для детей. В. Берестов «Кошкин щенок».
1
Знакомство с произведением В. Берестова «Кошкин щенок». Особенности стихотворного текста. Подготовка к выразительному чтению.
С. 103-104, выразительное чтение
10.11
47
Характер героя в поэтическом тексте. Б. Заходер «Вредный кот».
1
Знакомство с произведением Б. Заходера «Вредный кот». Сравнение стихотворений. Подготовка к выразительному чтению
С. 105-106,
Т. с. 30
11.11
48
В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
1
Знакомство с произведением В. Бианки «Приключения Муравьишки». Определять смысл названия произведения.
Определять правду и вымысел в произведении.
С. 107-111, пересказ.
13.11
49
В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка».
1
Особенности художественного текста.
Создание текста по аналогии «Муравьишка и
Бабочка». Работа в «Творческой тетради».
С. 112-114,
Т. с. 31-32
14.11
50
Внеклассное чтение. Произведения В. Бианки.
1
Знакомство с биографией и творчеством В. Бианки. Чтение рассказов.
С. 114 вопрос №4
15.11
51
О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста
1
Особенности научно-популярного текста. Сравнение художественного и научно-познавательного текста.
С. 115-116, ответить на вопросы.
17.11
52
Тим Собакин. «Песни бегемотов».
1
Знакомство с творчеством Тима Собакина. Чтение стихотворения. Ответы на вопросы и выполнение
заданий учебника.
С. 117, выразительное чтение.
18.11
53
«Мы идём в библиотеку». Стихи и рассказы о природе.
1
Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Работа с текстом. Соотнесение иллюстрации с текстом.
С. 118-119, рассказ о детских журналах.
20.11
54
Внеклассное чтение. Детские журналы.
1
Периодическая печать. Знакомство
с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Фи-
ля», «Свирелька» и др.
Написать статью в журнал.
21.11
55
«Самостоятельное чтение». Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
1
Выразительное чтение произведения. Ответы на вопросы с выделением основной мысли.
С. 120-123, нарисовать иллюстрацию.
22.11
56
Д. Мамин - Сибиряк. «Серая Шейка».
1
Определять в художественном тексте средства художественной выразительности.
С. 123-127, пересказ.
24.11
57
«Семейное чтение». Н. Носов «Карасик»
1
Работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.
С. 128-134, выразительное чтение.
25.11
58
«Наш театр». М. Горький «Воробьишко».
1
М. Горький «Воробьишко». Подготовка к инсценированию
произведения. Работа в «Творческой тетради».
С. 135-138,
Т. с. 33-35
27.11
59
М. Горький «Воробьишко». Инсценирование.
1
Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Распределять роли. Инсценирование произведения.
Произведения Е. Чарушина.
28.11
60
Сценарий по рассказу «Воробьишко»
Работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.
С. 139-141,
Т. с. 36-37
29.11
61
Внеклассное чтение. Произведения Е. Чарушина.
1
Знакомство с биографией и творчеством Е. Чарушина.
Т. с. 35
01.12
62
Произведения о природе.
1
Повторение и обобщение изученного материала. Ориентация в прочитанных произведениях, их анализ.
Подготовиться к проверочной работе.
02.12
63
Проверочная работа по теме: «Люби все живое».
1
Самостоятельное выполнение заданий проверочной работы.
Произведения М. Пришвина.
04.12
64
Внеклассное чтение. Произведения М. Пришвина.
1
Знакомство с биографией и творчеством М. Пришвина.
Т. с. 38
05.12
Раздел: «Виды речевой и читательской деятельности»
Тема: «Картины русской природы» - 16 часов.
65
Лирическое стихотворение.
1
Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
С. 142-143
06.12
66
И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.
1
Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине
С. 143, Т.с.39
08.12
67
Н. Некрасов. «Славная осень!...». Средства художественной выразительности.
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа.
1
Учиться осмысленно и внимательно читать прозаические тексты. Объяснять используемые в тексте выражения. Видеть и понимать красоту природы.
С. 146, нарисовать иллюстрацию.
11.12
69
Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа
1
Анализ лирического текста. Средства художественной выразительности. Сравнение поэтического и прозаического произведения.
Стихотворения об осени.
12.12
70
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов об осени.
1
Выразительное чтение стихотворений на осеннюю тему. Знакомство с понятием «декламация».
С. 146-147, выразительное чтение.
13.12
71
А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.
1
Наблюдать картины в стихотворном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.
С. 148, выучить наизусть.
15.12
72
Образ природы в произведениях литературы и живописи. И. Бунин «Первый снег».
1
Находить необходимую информацию по репродукции, понимать смыслы, соотносить лирический текст с художественным образом, взаимодействовать в паре, группе.
С. 149, выразительное чтение.
16.12
73
«Ах, какая снежная, белая метель». Урок развития речи по «Творческой тетради».
1
Чтение и анализ произведения Т. Коти «Метель». Работа в «Творческой тетради».
Подготовка к написанию сочинения. Презентация своих творческих работ.
Т. с. 40-42
18.12
74
«Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.
1
Поиск нужных книг в библиотеке с помощью тематического каталога.
С. 150, подготовиться к уроку внеклассного чтения.
19.12
75
Внеклассное чтение. «Четыре времени года». Произведения о природе.
1
Представление произведений разных жанров о различных временах года.
Нарисовать иллюстрацию.
20.12
76
«Самостоятельное чтение». К. Бальмонт «Снежинки».
1
Чтение стихотворения вслух и про себя. Понимание смысла настроения и образного языка стихотворения. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.
С. 151, выразительное чтение.
22.12
77
«Семейное чтение». К. Паустовский «В саду уже поселилась осень...».
1
Анализ прозаического текста. Определение настроения, главных ключевых слов, средств художественной выразительности.
С. 152, выразительное чтение.
23.12
78
Конкурс чтецов.
1
Обобщение знаний о лирическом произведении в поэтической и стихотворной форме.
С. 154, подготовиться к проверочной работе.
25.12
79
Проверочная работа по теме: «Картины русской природы»
1
Самостоятельное выполнение заданий проверочной работы.
Подготовиться к конкурсу чтецов.
26.12
3 четверть – 52 часа
80
Внеклассное чтение. Конкурс чтецов стихотворений про осень.
1
Декламация стихотворений. Выбор жюри. Награждение победителей.
Нарисовать иллюстрацию
10.01
Раздел «Работа с разными видами текста»
Тема: «Великие русские писатели» - 38 часов.
81
Особенности построения сказки.
1
Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.
С. 4, сообщение о А. С. Пушкине.
12.01
82
Великие русские писатели. В.Берестов об Александре Сергеевиче Пушкине.
1
Биография и творчество А. С. Пушкина. Выразительное чтение произведения.
С. 5, пересказ.
13.01
83
А.С. Пушкин. «Зимнее утро» Картины зимней природы.
1
Умение выразительно читать стихотворный текст, менять интонацию при чтении, описывать настроение и предполагаемые картины.
С. 6-7, выразительное чтение.
15.01
84
А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Картины зимней природы.
1
Чтение стихотворения «Зимний вечер». Анализ произведения. Сравнение стихотворения с произведением живописи
С. 8-9, выучить наизусть.
16.01
85
А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель. «Зимний пейзаж».
1
Анализ стихотворного произведения. Сравнение стихотворения и картины природы. Читать стихотворение с разным настроением.
Стихотворения А. С. Пушкина.
17.01
86
Внеклассное чтение. Стихотворения А. С. Пушкина о природе.
1
Представление и декламация стихотворений о природе, природных явлениях А. С. Пушкина.
С. 11
вопрос № 7.
19.01
87
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
1
Чтение и анализ произведения «Сказка о царе Салтане…», предположить продолжение сказки.
С. 12-16, нарисовать иллюстрацию.
20.01
88
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Первое чудо.
1
Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.
С. 17-23, краткий пересказ от лица Гвидона.
22.01
89
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Второе превращение князя Гвидона.
1
Характеризовать героев произведения.
Определять нравственный смысл текста.
С. 24-27, составление плана.
23.01
90
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Царь Салтан встречает гостей.
1
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
С. 28-33, выразительное чтение.
24.01
91
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Третье чудо.
1
Соотносить иллюстрации и художественный текст. Специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения.
С. 34-37, составить диафильм.
26.01
92
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Счастливый конец.
1
Характеризовать героев произведения.
Определять нравственный смысл текста.
Соотносить иллюстрации и художественный текст.
С. 38-41, ответить на вопросы.
27.01
93
Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина.
1
Работа в «Творческой тетради». Составить план по сказке.
Т. с. 43-44
29.01
94
И.Я. Билибин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
1
Творчество художника- иллюстратора И. Я. Билибина. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.
Сказки А. С. Пушкина.
30.01
95
Внеклассное чтение. Сказки А. С. Пушкина.
1
Знакомство со сказками А. С, Пушкина. Чтение, пересказ, рисование иллюстраций.
С. 43, пересказ.
31.01
96
Урок- КВН по сказкам А, С. Пушкина.
1
Обобщение знаний по сказкам Пушкина.
Нарисовать иллюстрацию.
02.02
97
И. А. Крылов Басни.
1
Знакомство с темой урока.
Опыт прочтения басен в 1—2 классах. Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ.
С. 44-45,
Т. с.45-46
03.02
98
И. А. Крылов Басни.
1
Викторина «Знаешь ли ты басни И. Крылова?
С.46-47, выразительное чтение.
05.02
99
Внеклассное чтение. Творчество И. А. Крылова.
1
Знакомство с биографией и творчеством И. А. Крылова.
Чтение басен Крылова.
06.02
100
И.А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.
1
Особенности басни И. Крылова. Объяснять смысл басни. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями.
С. 48, выразительное чтение.
07.02
101
И. А. Крылов. «Чиж и голубь».
1
Особенности басни И. Крылова. Объяснять смысл басни. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями.
С.49, выучить наизусть.
09.02
102
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь...». Басни И. Крылова.
1
Обобщающая работа по басням. Наблюдаем и размышляем. Попробуем разобраться в своём характере. Заполнение таблицы в «Творческой тетради»
Т. с. 46
10.02
103
Великие русские писатели. Л. Н. Толстой.
1
Чтение статьи Л. Воронковой. Подготовка к краткому пересказу. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого.
С. 50-51, пересказ.
12.02
104
Л.Н. Толстой. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
1
Анализ рассказа «Лев и собачка». Работа по вопросам учебника на с. 53. Подготовка к пересказу.
Сообщение о творчестве В. Катаева.
13.02
105
Внеклассное чтение. Произведения В. Катаева.
1
Знакомство с биографией и творчеством В. Катаева. Анализ произведения «Цветик – семицветик».
С. 52-53
Т. с. 47
14.02
106
Л.Н. Толстой. «Лебеди». Составление плана.
1
Анализ рассказа «Лебеди». Работа по вопросам учебника на с. 55. Составление плана рассказа.
С. 54-55, составить план.
16.02
107
Л.Н. Толстой. «Акула». Смысл названия.
1
Анализ рассказа «Акула». Пересказывать кратко. Объяснять смысл названия рассказа.
С. 56-58, нарисовать иллюстрацию.
17.02
108
Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст.
1
Работа с прозаическим текстом. Редактирование текста.
Т. с. 48-51
19.02
109
Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей.
1
Работать с текстом прозаического характера, создавать собственный текст на основе интерпретации данного. Взаимодействовать в паре и группе. Проявлять творческие способности.
С. 59, произведения Н. Гарина-Михайловского
20.02
110
Внеклассное чтение. Произведения Н. Гарина-Михайловского.
1
Знакомство с биографией и творчеством Н. Гарина-Михайловского. Чтение и обсуждение сказок автора.
Нарисовать иллюстрацию.
21.02
111
Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой «Волга и Вазуза».
1
Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Волга и Вазуза». Самостоятельное чтение вслух и про себя.
С. 60-61, пересказ.
24.02
112
Самостоятельное чтение. Л. Толстой. «Как гуси Рим спасли».
1
Осмыслять нравственные уроки. Проявлять интерес к произведениям Л. Н. Толстого.
С. 61, нарисовать иллюстрацию.
26.02
113
Семейное чтение. Заповеди из Евангелия в пересказе Л. Толстого
1
Составление плана рассказа Самостоятельное чтение вслух и про себя. Обсуждение прочитанного.
С. 62, ответить на вопросы.
27.02
114
«Наш театр». И. Крылов «Квартет».
1
Подготовка к инсценированию
произведения.
С. 63-64, чтение по ролям.
28.02
115
И. Крылов «Квартет». Инсценирование.
1
Мораль басни. Чтение басни по ролям, инсценировать её, различать речь автора и героев басни.
С. 64, ответить на вопросы.
02.03
116
Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов».
1
Создание текста «Зачем нужно читать
произведения великих русских писателей и поэтов». Выполнение вопросов и заданий
учебника. Анализ произведения
А. Барто «Квартет».
Подготовка к проверочной работе.
03.03
117
Проверочная работа по теме: «Великие русские писатели»
1
Самостоятельное выполнение заданий проверочной работы.
Произведения К. И. Чуковского.
05.03
118
Внеклассное чтение. Произведения К. И. Чуковского.
1
Знакомство с биографией и творчеством К. И. Чуковского. Чтение и анализ сказок писателя.
С. 66-67, выразительное чтение.
06.03
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Тема: «Литературная сказка» - 26 часов
119
Особенности литературных сказок.
1
Знакомство с темой раздела. Обобщение имеющихся знаний по теме урока. Работа по выставке книг. Чтение
диалога Ани и Вани. Сведения профессора Самоварова.
С. 68-69, пересказ.
07.03
120
В.И. Даль. «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой.
1
Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.
С. 70-73, пересказ.
09.03
121
«Спи, моя Снегурочка...». В. Даль «Девочка Снегурочка».
1
Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.
Оперировать понятиями системы нравственных ценностей: добро побеждает зло, в чём смысл добра, почему сказка всегда заканчивается хорошо.
С. 73-75, ответить на вопросы.
10.03
122
«Нам даром, без труда ничего не даётся...». В. Одоевский «Мороз Иванович».
1
Чтение и анализ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Подготовка к пересказу сказки.
Пересказ сказки по составленному
плану.
С.76-80, пересказ.
12.03
123
В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко»
1
Особенности построения волшебной сказки. Жанровые особенности сказки. Характеристика героев, сравнение их поступков.
С. 81-85, составить план.
13.03
124
Внеклассное чтение. Сказки Г. Х. Андерсена.
1
Знакомство с биографией и творчеством Г. Х. Андерсена. Чтение и обсуждение сказок писателя.
14.03
125
Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения.
1
Чтение и анализ «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Работа по вопросам учебника. Характеристика
героев произведения.
С. 86-89, придумать окончание сказки.
16.03
126
Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
1
Работа с повествовательным текстом. Жанровые особенности сказки. Характеристика героев, сравнение их поступков.
С. 89-93, пересказ.
17.03
127
Переводная литература для детей. Выставка книг.
1
Знакомство с темой урока. Автор-рассказчик. Автор-переводчик. Переводная литература для детей.
Чтение диалога Ани и Вани. Знакомство с выставкой книг «Переводные книги для детей».
Произведения В. Одоевского
19.03
128
Внеклассное чтение. В. Одоевский «Городок в табакерке».
1
Знакомство с биографией и творчеством В. Одоевского. Чтение и анализ сказки «Городок в табакерке».
С. 95
20.03
129
Переводная литература для детей. Б. Заходер Вини-Пух (предисловие).
1
Особенности переводной литературы. Работа с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, основное содержание произведения.
С. 96, пересказ.
21.03
130
Р. Киплинг. «Братья Маугли». Особенности переводной литературы.
1
Знакомство с авторской сказкой Киплинга. Особенности переводной литературы.
С. 97-101, ответить на вопросы.
23.03
131
Р. Киплинг. «Братья Маугли. Герои произведения.
1
Перечисление героев произведения-подтверждение словами из текста. Законы Джунглей. Особенности волшебных сказок.
С. 101-105, охарактеризовать одного героя.
24.03
4 четверть – 39 часов
132
«Законы джунглей». Р. Киплинг «Маугли».
1
Осмыслять основные особенности авторской сказки, давать характеристику героев произведения, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.
С. 105-110, пересказ.
02.04
133
Дж. Родари. «Волшебный барабан».
1
Знакомство с авторской сказкой Дж. Родари. Перечисление героев произведения-подтверждение словами из текста.
С. 111-116, ответить на вопросы.
03.04
134
Дж. Родари. «Волшебный барабан». Сочинение конца сказки.
1
Работа в «Творческой тетради». Создание своего окончания сказки.
Презентация творческой работы
Произведения Дж. Родари.
04.04
135
Внеклассное чтение. Произведения Дж. Родари.
1
Знакомство с биографией и творчеством Дж. Родари.
Т. с.52
06.04
136
«Мы идём в библиотеку». Зарубежные и русские сказки.
1
Находить необходимую информацию в книге. Ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, составлять собственный текст по итогам исследования.
С. 117
07.04
137
Самостоятельное чтение. Тим Собакин. «Лунная сказка»
1
Продолжение знакомства с творчеством Тима Собакина. Средства художественной выразительности.
С. 118-119,
Т. с. 53
09.04
138
Семейное чтение. Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе»
1
Знакомство с творчеством Ю. Коваля. Распределение ролей, коллективное обсуждение прочитанного, осознавая характер каждого героя.
С.120-127, ответить на вопросы.
10.04
139
«Наш театр». С. Михалков. «Упрямый козлёнок».
1
С. Михалков «Упрямый козлёнок». Подготовка к инсценированию произведения.
С. 128-134, чтение по ролям.
11.04
140
С. Михалков. «Упрямый козлёнок». Инсценирование.
1
Распределение ролей, коллективное обсуждение прочитанного, чтение по ролям, осознавая характер каждого героя. Использование при чтении мимику, жесты, интонацию.
Произведения С. Михалкова.
13.04
141
Внеклассное чтение. Произведения С. Михалкова
1
Знакомство с биографией и творчеством С. Михалкова.
Т. с. 54
14.04
142
Викторина «Литературные сказки».
1
Повторить и обобщить изученный материал. Ориентирование в прочитанных произведениях и их анализ.
С. 135-137
16.04
143
Проверочная работа по теме: «Литературная сказка».
1
Самостоятельное выполнение заданий проверочной работы.
Произведения В. Осеевой
17.04
144
Внеклассное чтение. Произведения В. Осеевой.
1
Знакомство с биографией и творчеством В. Осеевой. Чтение и обсуждение рассказа «Честное слово».
18.04
Раздел «Творческая деятельность обучающихся»
Тема: «Картины родной природы» - 26 часов
145
Особенности стихотворений о природе.
1
Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
С. 138
20.04
146
Б. Заходер «Что такое стихи?» Особенности поэтического жанра.
1
Анализ стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?» Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение.
С. 139, выразительное чтение.
21.04
147
И. Соколов – Микитов. «Март в лесу». Лирическая зарисовка.
1
Чтение и анализ произведения И. Соколова-Микитова «Март в лесу». Создание собственного текста на основе ключевых слов и выражений.
С. 140, Т. с. 55
23.04
148
Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса».
1
Анализ лирического произведения и произведения живописи, сравнение их, определение темы, основной мысли, содержания.
Т. с. 56
24.04
149
«Уходи, зима седая...». А. Майков «Весна».
1
Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна», анализ стихотворения, определение настроения, выделение главных ключевых слов, средств художественной выразительности.
С. 141-142, выразительное чтение.
25.04
150
Внеклассное чтение. Произведения С. Я. Маршака.
1
Знакомство с биографией и творчеством С. Маршака. Детские стихи, английские народные песенки.
С. 142, вопрос № 3
27.04
151
С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом. Сравнение произведений живописи и литературы.
1
Знакомство со стихотворением С. Есенин
«Сыплет черёмуха снегом…», анализ стихотворения, определение настроения.
С. 143, выучить наизусть.
28.04
152
С. Есенин. «С добрым утром!»
1
Чтение и анализ стихотворения С. Есенина «С добрым утром!». Подготовка к выразительному чтению.
С. 144, выразительное чтение
30.04
153
Внеклассное чтение. Стихи С. Есенина о природе.
1
Знакомство с биографией и творчеством С. Есенина.
Нарисовать иллюстрацию.
02.05
154
Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа.
1
Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Подготовка к выразительному чтению.
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова «После
дождя», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу»
С. 145, выучить наизусть.
04.05
155
О. Высоцкая. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов
1
Давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять настроение лирического текста.
С. 147, ответить на вопросы.
05.05
156
М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.
1
Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему.
С. 148, пересказ.
07.05
157
А. Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…». Авторское отношение к изображаемому.
1
Знакомство с произведением А. Толстого «Колокольчики мои…». Эмоциональный отклик на лирическое произведение, анализ его.
С. 149, выразительное чтение.
08.05
158
Саша Чёрный «Летом». Составление рассказа.
1
Чтение и анализ стихотворения Саши Чёрного «Летом». Создание собственного текста на основе ключевых слов и выражений.
С. 151, Т. с. 57
11.05
159
Ф. Тютчев. «В небе тают облака…» А. Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки.».
1
Знакомство с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака…», с репродукцией картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». Анализ произведений.
С. 152, Т. с. 58
12.05
160
Внеклассное чтение. Конкурс чтецов стихотворений о весне.
1
Декламация, анализ, знакомство со стихотворениями о весне.
Нарисовать иллюстрацию.
14.05
161
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе
1
Стихи и рассказы о природе. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.
Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения.
С. 153
15.05
162
Мастерская писателя. Т. Коти «В родном краю».
1
Чтение лирических и художественных текстов. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.
Т. с. 59-61
16.05
163
Самостоятельное чтение. Г. Юдин «Поэты»
1
Размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте.
С. 154, пересказ.
18.05
164
Самостоятельное чтение. Я. Аким «Как я написал первое стихотворение»
1
Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.
С. 155, пересказ.
19.05
165
«Праздник читательских удовольствий».
1
Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Презентация понравившихся произведений.
Подготовка к проверочной работе.
21.05
166
Проверочная работа по теме: «Картины родной природы».
1
Самостоятельное выполнение заданий проверочной работы.
Нарисовать иллюстрацию.
22.05
167
Конкурс чтецов произведений о природе.
1
Находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге.
Т. с. 62
23.05
168
Устное сочинение на тему: «В родном краю»
1
Размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте, отбирать опорные слова для создания собственного текста.
Т. с. 63
25.05
169
Внеклассное чтение. Произведения К. Г. Паустовского.
1
Знакомство с биографией и творчеством К. Паустовского. Самостоятельное представление прочитанного произведения.
Принести любимую книгу.
26.05
170
Внеклассное чтение. «Моя любимая книга».
1
Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Презентация понравившихся произведений.
28.05
*-дифференциация видов деятельности обучающихся зависит от уровня образовательной подготовки учащихся конкретного класса, что отражается в поурочном планировании (для лиц с ОВЗ применяются индивидуальные методы работы в соответствии с программой коррекционной работы)