Рабочая программа по литературному чтению.Пояснительная записка,место предмета,тематическое планирование,календарно-тематическое планирование,планируемые результаты
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1 класс»
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основании
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению,
-примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение. 1 класс» (М.: Просвещение, 2014), методических рекомендаций к учебнику «Литературное чтение. 1 класс» (автор: Н. А. Стефаненко (М.: Просвещение, 2014)).
Описание места в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Парцинская ООШ» на 2019-2020 уч. г. на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов годовых (4 часа в неделю, 10 учебных недель).
Внесённые изменения.
В примерную учебную программу внесены следующие изменения и дополнения:
в распределение количества часов
4 резервных часа распределены следующим образом:
- на 2 часа увеличено количество часов для изучения раздела «Я и мои друзья»;
- на 2 часа увеличено количество часов для изучения раздела «О братьях наших меньших», что объясняется сложностью и большим объёмом материала (на основании опыта предыдущих лет).
2.Содержание учебного предмета.
1. Вводный урок (1 ч)
2. Жили-были буквы (7 ч)
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира,
М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Проектная деятельность. «Создаём город букв».
Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
3. Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».
Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
4. Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова,
С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок».
5. И в шутку и всерьёз (6 ч)
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского,
О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой,
М. Пляцковского.
6. Я и мои друзья (5 ч + 2 ч)
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа,
В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
Проект: «Наш класс - дружная семья»
7. О братьях наших меньших (5 ч + 2 ч)
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы В. Осеевой.
Сказки-несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.
3. Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов, тем
Проекты, ч
Количество часов
I
Вводный урок
-
1
II.
Жили – были буквы
1
7
III.
Сказки, загадки, небылицы
-
7
IV.
Апрель, апрель. Звенит капель…
1
5
V.
И в шутку и всерьёз
-
6
VI.
Я и мои друзья
1
7
VII.
О моих братьях меньших
-
7
Итого
3
40
4. Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Дата
по плану
фактически
Вводный урок (1 ч)
1.
Знакомство с учебником «Литературное чтение». Знакомство темой проекта «Создаем музей «Город букв».
Система условных обозначений. Содержание учебника. «Словарь».
1
Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова.
Жили – были буквы (7 ч)
2.
В. Данько «Загадочные буквы».
Р.т. с. 16-17
1
Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)
3.
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».
Р.т. с. 17-19
1
4.
С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет».
Р.т. с. 19-21
1
5.
Г. Сапгир «Про медведя»,
М. Бородицкая «Разговор с пчелой». Р.т. с. 21-23
1
6.
И. Гамазкова «Кто как кричит?» И. Гамазкова, Е, Григорьева «Живая азбука»
Р.т. с. 21-23
7.
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
Р.т. с. 23-25
1
8.
Оценка достижений по разделу «Жили – были буквы». Презентация проекта «Создаем музей «Город букв».
Р.т. с. 26-29
1
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
9.
Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок».
Р.т. с. 30-31
1
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.
Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.
Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении - читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.
Анализировать представленный в учебнике картинный план.
Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную
Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку.
Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения.
10.
Русская народная сказка «Рукавичка».
Р.т. с. 32
1
11.
Загадки. Русские народные сказки. Русские народные песни. Потешки и небылицы.
Р.т. с. 33-34
1
12.
«Рифмы Матушки Гусыни». Английские песенки: «Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек».
Р.т. с. 34-38
1
13.
А. С. Пушкин. Отрывки из произведений. К. Ушинский «Гусь и журавль», «Жалобы зайки».
1
14.
Сказка «Петух и собака».
1
15.
Оценка достижений по разделу «Сказки, загадки, небылицы».
Р.т. с. 38-39
1
Апрель, апрель. 3венит капель… (5 ч)
16.
Стихотворения русских поэтов о природе. А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна», А. Плещеев «Травка зеленеет…»
1
Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом
17.
Лирические стихотворения поэтов.
Т. Белозеров «Подснежники»,
С. Маршак «Апрель».
Р.т. с.40-41
1
18.
Стихотворения о весне. И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает…», Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи…».
Проект «Составляем азбуку загадок».
Р.т. с. 42, Р.т. с. 43-45
1
19.
В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо».
1
20.
Оценка достижений по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель…». Презентация проекта «Составляем азбуку загадок».
1
И в шутку и всерьёз (6 ч)
21.
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».
Р.т. с. 46-47
1
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения.
22.
Г. Кружков «РРРЫ!», Н. Артюхова «Саша – дразнилка».
Р.т. с. 47-48
1
23.
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
1
24.
К. Чуковский «Телефон».
Р.т. с.48-49
1
25.
М. Пляцковский «Помощник».
Р.т. с. 49-51
1
26.
К. Ушинский «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». Оценка достижений по разделу «И в шутку и всерьез».
Р.т. с. 52
1
Я и мои друзья (7 ч)
27.
Ю. Ермолаев «Лучший друг»,Е. Благинина «Подарок».
Проект «Наш класс – дружная семья»
Р.т. с. 53-54
1
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.
Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе.
28.
В. Орлов «Кто первый?»,С. Михалков «Бараны».
Р.т. с.54-55
1
29.
Р. Сеф «Совет»,В. Берестов «В магазине игрушек», В Орлов «Если дружбой дорожить…».
1
30.
И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня», Ю. Энтин «Про дружбу».
1
31.
С. Маршак «Хороший день», М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».
Р.т. с. 55-56
1
32.
Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».
1
33.
Оценка достижений по разделу «Я и мои друзья». Презентация проекта «Наш класс – дружная семья».
Р.т. с.57
1
О братьях наших меньших (7 ч)
34.
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»
Р.т. с. 58-59
1
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок - несказок; придумывать свои собственные сказки - несказки; находить сказки - несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя самостоятельно.
35.
В. Осеева «Плохо», В. Лунин «Никого не обижай».
Р.т. с. 60
1
36.
И. Токмакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет».
1
37.
М. Пляцковский «Цап – Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». Д. Хармс «Храбрый еж»,Н. Сладков «Лисица и Еж».
Р.т. с. 60-62
1
38.
В. Берестов «Лягушата».
С. Аксаков «Гнездо».
1
39.
Оценка достижений по разделу «О братьях наших меньших».
Р.т. с. 62-65
1
40.
Итоговое повторение.
ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ.
1
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Учащиеся научатся:
• с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
• отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
• осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
• проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Учащиеся получат возможность научиться:
• на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
• осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Учащиеся научатся:
• читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
• принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
• понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
• контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
• формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
• читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
• коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
• оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся научатся:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обо-значения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
• сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
• сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
• определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
• отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
• отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
• пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
• отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
• сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
• создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
• определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы учителя по теме урока;
• создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
• слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
• понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
• соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
• оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
• принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям..
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
• осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
• анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
• осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
• распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учащиеся научатся:
• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
• восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Учащиеся научатся:
• различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
• находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
• называть героев произведения, давать характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
• отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
• использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.