Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс
в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс»
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворении
Обучающиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
III. Содержание учебного предмета.
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Обучение грамоте - 72 часа (3часа в неделю)
I. «Говорим, рассказываем …» -15ч
Знакомство с «Букварем». Календарь и календарные праздники. Животные и растения вокруг нас. Природа вокруг нас. Кто помогает человеку в саду и в огороде? Звуки вокруг нас. Цирк. На рыбалке. Сказочные герои. Театр. Гласные звуки. Мои игрушки. Наши занятия.
II. Учим буквы – учимся читать и писать-57ч
Звуки и буквы русского алфавита. Чтение слогов и слов с изученными
буквами. Заглавные буквы в словах русского языка. Слова он, она, оно, они, их роль в речи. Наблюдение над однокоренными словами. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правописание буквосочетаний ча, чу, ща, щу..
Литературное чтение – 27ч
1. Круг детского чтения
«Попрыгать, поиграть…» (7 ч).
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом (6ч).
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах (7 ч).
Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия (7ч).
Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
2. Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1. способ чтения – чтение целыми словами;
2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
1-й класс
Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
5. Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.
Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Развитие устной речи:
обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
Тематическое планирование по литературному чтению
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Знакомство с «Букварем». Календарь и календарные праздники.
1
Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.
1
Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.
1
Летом в деревне (на даче). Составление предложений.
1
Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.
1
Звуки вокруг нас. Звуки речи.
1
Цирк.
1
На рыбалке. Предложение. Текст
1
Сказочные герои. Сказочные предметы.
1
Театр.
1
Гласные звуки.
1
Мои игрушки.
1
Наши занятия.
1
Повторение. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги.
1
Повторение. О чем рассказывает текст.
1
Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Гласный звук [и].
1
Звуки, обозначаемые буквами т, р.
1
Гласный звук [о], буква о.
1
Чтение слогов и слов с изученными буквами.
1
Заглавная буква О. Заглавная буква О в именах людей.
1
Гласный звук [а], буква а.
1
Гласный звук [ы], буква ы
1
Заглавные буквы Г, П, Т, Р.
1
Заглавная буква И.
1
Согласные звуки [н], [н,], буква н.
1
Согласные звуки [к], [к,], буква к
1
Упражнения в чтении. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
1
Слова он, она, оно, они, их роль в речи.
1
Гласный звук [у], буквы У, у
1
Упражнения в чтении. Работа над интонацией
1
Согласные звуки [с], [с], буква с.
1
Упражнения в чтении. Работа над интонацией.
1
Звонкие согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы л, м.
1
Упражнения в чтении. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении.
1
Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении.
1
Заглавная и строчная буква С, с. Упражнения в чтении
1
Работа с деформированным предложением. Знакомство с новым знаком препинания
1
Заглавная буква М. Упражнения в чтении.
1
Согласные звуки [ш], буква ш. Строчная буква ш.
1
Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами.
1
Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными
1
Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении.
1
Заглавная буква А. Чтение слов, предложений с заглавной буквой А
1
Упражнения в чтении. Проверка техники чтения.
1
Согласные звуки [д], [д'], буква д. Наблюдение над однокоренными словами.
1
Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами.
1
Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д.
1
Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем.
1
Буква е. Звуки буквы е. Наблюдение над однокоренными словами.
1
Буква ё. Повторение и закрепление введённых понятий
1
Заглавные буквы Е, Ё. Чтение диа-лога, наблюдение над суффиксами в словах.
1
Согласные звуки [б], [б'], буква б. Строчная буква б
1
Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста.
1
Согласные звуки [з], [з'], буква з. Заглавная буква 3. Повторение парных звонких и глухих согласных.
1
Буква я. Звуки буквы я. Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
1
Согласные звуки [х], [х'], буква х. Слова-междометия.
1
Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями -жи—ши.
1
Заглавные буквы X и Ж. Наблюдение над словами с парными согласными [ж], [ш].
1
Строчная и заглавная буква й, Й.
1
Согласный звук [ч '], строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.
1
Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
1
Согласные звуки [ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. Буквосочетания ща, щу.
1
Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф. Чтение слогов, слов с буквой ф.
1
Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях.
1
Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение слогов, слов со строчной буквой э.
1
Заглавная буква Э. Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Лесные сказки».
1
Буква ю и её звуки. Заглавная буква Ю
1
Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
1
Разделительный ь
1
Буква ъ. Разделительный ъ. Чтение слов с разделительным ъ.
1
Алфавит. Проверочная работа.
1
Проверка техники чтения.
1
Знакомство с учебником по чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости.
1
А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку»
1
В. Драгунский «Друг детства». Е. Чарушин «Никита-охотник»
1
Игры в слова. Стихи Г. Остер, Ю. Мориц, А. Барто, И. Токмаковой, С. Маршака
1
Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)
1
Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение материала раздела 1. Проверочная работа № 1
1
РР. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела.
1
Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»
1
В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша»
1
А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно»,Э. Мошковская «Трудный путь»
1
Четвёртый урок вежливости. Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова
1
Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа № 2
1
Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2.
1
Б. Заходер «Мохнатая азбука». Разные азбуки
1
Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Чёрный «Слоник, слоник...». Пятый урок вежливости.
1
Е. Чарушин «Томкины сны». Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»
1
М. Коршунов «Рисунок с натуры»
1
Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»
1
Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка». Шестой урок вежливости
1
Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3.
1
Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Би-рюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»
1
В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень»
1
Н. Сладкое «Почему ноябрь пегий?». Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель»
1
И. Токмакова «Медведь». Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна»
1
К. Паустовский «Приточная трава». М. Пришвин «Берестяная трубочка».
1
Ю. Мориц «Что над чем». Проверочная работа № 4.
1
РР. Выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы).