kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность, логику, пространственное восприятие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»



РАССМОТРЕНА

ШМО классных руководителей 1-11 классов

рук. метод. объединения

__________(подпись) Багрянцева А.Е.

(протокол от _______20___г. №___)



УТВЕРЖДЕНА

приказом

МАОУ СОШ № 4

_______20___ г. №___

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

___________(подпись) Смирнова Е.Н.

_______20___ г.


ПРИНЯТА

педагогическим советом МАОУ СОШ №4

(протокол от _______20___г. №___)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

общеинтеллектуального направления развития личности

на 2022-2023 учебный год


Начальное общее образование

Класс: 2

Учитель: Воробьева Татьяна Ивановна


Разработана на основе:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016.-223 с.

2.Е.Э.Кочуровой/Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:Вентана - Граф, 2018./.









г. Новый Уренгой

2022г.



Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»


I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»


Цель программы: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность, логику, пространственное восприятие.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.



Требования к результатам изучения курса первого года изучения


  • Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного счета в пределах 20с переходом и без перехода через десяток с учётом индивидуальных возможностей.

  • Воспринимать фактическое содержание текстовых задач и заданий, осмысливать, излагать фактический материал; овладеть навыками устного счета, задавать вопросы по задачам и отвечать на них; участвовать в работе по решению математических выражений, задач; различать геометрические фигуры.

  • Различать виды задач и их решения; находить и формулировать правильные ответы; уметь составлять краткую запись, выполнять чертеж, схему или рисунок под руководством взрослого.

  • Воспроизводить последовательные и точные вычисления математических выражений под руководством взрослого или самостоятельно.

  • Понимать и объяснять значение новых математических терминов.


Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» способствует формированию у младших школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.


Личностными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— различать способ и результат действия;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;

— учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учеб­ных и коммуникативных задач;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— оценивать правильность выполнения действия;

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оцен­ки и учета характера сделанных ошибок;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Коммуникативные УУД

— работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

—включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

Познавательные УУД

—применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

—установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассужде­ний.

—осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Предметные УУД

—развивать пространственные представления;

— строить собственный маршрут (рисунка) и его описание;

—работать с геометрическим материалом;

— составлять и зарисовывать фигуры по собственному замыслу;

—создавать объёмные фигуры из различных материалов;

—моделировать из проволоки различные фигуры;

—решать задачи на развитие логики.


Требования к результатам изучения курса

Ученик научится:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

—выявлять закономерности в расположении деталей;

—составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Ученик получит возможность научиться:

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Воспитательные результаты

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов

1 уровень

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.


II.Содержание курса


Курс  "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для углубленного изучения математики, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.


Виды и формы организации деятельности

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

-фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся: решение занимательных задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность
самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы.

Проектная деятельность на занятиях курса «Занимательная математика»

Проектная деятельность в ходе выполнения курса реализуется по следующим направлениям:

- работа в группах по отбору информации по теме;

-определение целеполагания;

-распределение обязанностей в группах;

-предоставление презентаций и их обсуждение.


Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.





III. Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» 1 класс


п/п


Наименование тем курса


Количество часов


Основные виды деятельности учащихся, в т.ч.воспитывающей



Формы контроля

1

Вводное занятие «Математика – царица наук».

1

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

Воспитательная деятельность: привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией.


Педагогическое наблюдение

2

Как люди научились считать

1

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

Воспитательная деятельность: использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, привлечение учащихся внимания к обсуждаемой информации на уроке, активизация их познавательной деятельности.

Рисуночные тесты


3

Интересные приемы устного счёта.

1

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений

Воспитательная деятельность: включение в урок игровых и интерактивных форм работы, ИКТ, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

Устный счёт

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение».

Воспитательная деятельность: конструирование, творчество и познавательная деятельность через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.


Выполнение творческих заданий

5

Упражнения с трёхзначными числами

1

Решение примеров с трёхзначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

Воспитательная деятельность: игровая деятельность ,которая помогает поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогает установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

Работа с алгоритмами

6

Учимся отгадывать ребусы

1

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

Практическая работа


7

Решение олимпиадных задач.

1

Решение задач повышенной сложности.

Конкурсные задания по группам

8

Арифметический диктант. Игра « Кто быстрее?»

1

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решений

Работа с алгоритмом

9

Решение ребусов и логических задач.

1

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

Воспитательная деятельность: побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Викторина

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Составление схем, диаграмм

11-12

Загадки- смекалки.

2

Решение задач.


Воспитательная деятельность: конструирование, творчество и познавательная деятельность через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Составление загадок, требующих математического решения

13

Решение олимпиадных задач

1

Решение задач повышенной сложности.

Индивидуальная работа

14

Обратные задачи.

1

Решение обратных задач, используя круговую схему.

Работа в группах «Найди пару»

15-16

Практикум «Подумай и реши».

2

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Воспитательная деятельность: конструирование, творчество и познавательная деятельность через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

17

«Работа над ошибками»

1


Анализ олимпиадных работ, поиск ошибок.

Воспитательная деятельность: проблемно-ценностное общение, инициирование и поддержка проектно-исследовательской деятельности учащихся, дающих возможность приобрести навыки решения теоретических проблем, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Работа над ошибками логических задач.

18, 19.

Математические горки.

2

Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах

Решение задач на преобразование неравенств

20.

Наглядная геометрия. Конструирование

1

Чертёж плана-развёртки «Домик», конструирование из бумаги.

Работа в группах

21.

Решение логических задач.

1

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Схематическое изображение задач.

22,23

Знакомство с математическими фокусами.

2

Выполнение простейших математических фокусов.

Воспитательная деятельность: побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

творческая работа

24.

Знакомьтесь: Архимед!

1

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

Работа с энциклопедиями и справочной литературой

25,26,27,28

Задачи с многовариантными решениями.

4

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Воспитательная деятельность: включение в урок игровых и интерактивных форм работы, ИКТ, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

29.

Знакомьтесь: Пифагор

1

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!

30.

Математический КВН

1

Систематизация знаний по изученным разделам.

Работа в группах

31,32

«Газета любознательных».

2

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты

Проектная деятельность

33.

Задачи с изменением вопроса.

1

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

Инсценирования задач

34.

Круглый стол «Подведем итоги»

1

Систематизация знаний по изученным разделам.

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе.





Программа реализуется во 2 классе для группы учащихся в 12-15 человек. Группы формируются по желанию учащихся. Занятия проводятся 1 раз в неделю .


Программа реализуется на основе:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016.-223 с.

2.Е.Э.Кочуровой/Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:Вентана - Граф, 2018./.

Календарно-тематическое планирование курса

«Занимательная математика» (2 класс)


п/п

Тема урока

Дата

Коррекция

1

Вводное занятие «Математика – царица наук».



2

Как люди научились считать



3

Интересные приемы устного счёта.



4

Решение занимательных задач в стихах.



5

Упражнения с трёхзначными числами



6

Учимся отгадывать ребусы



7

Решение олимпиадных задач.



8

Арифметический диктант. Игра « Кто быстрее?»



9

Решение ребусов и логических задач.



10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.



11,12

Загадки- смекалки.



13

Решение олимпиадных задач



14

Обратные задачи.



15,16

Практикум «Подумай и реши».



17

«Работа над ошибками»



18,19

Математические горки.



20

Наглядная геометрия. Конструирование



21

Решение логических задач.



22,23

Знакомство с математическими фокусами.



24

Знакомьтесь: Архимед!



25,26,27,28

Задачи с многовариантными решениями.



29

Знакомьтесь: Пифагор



30

Математический КВН



31,32

«Газета любознательных».



33

Задачи с изменением вопроса.



34

Круглый стол «Подведем итоги»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Автор: Воробьева Татьяна Ивановна

Дата: 05.01.2023

Номер свидетельства: 622302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_matematika_5_kl"
    ["file_id"] => string(6) "614189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1664626088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_matematika"
    ["file_id"] => string(6) "516168"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1561686809"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia_programma_po_kursu_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_matematika"
    ["file_id"] => string(6) "510046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1557765827"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Занимательная математика. "
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "134335"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416737221"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства