РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Цель программы: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность, логику, пространственное восприятие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
РАССМОТРЕНА
ШМО классных руководителей 1-11 классов
рук. метод. объединения
__________(подпись) Багрянцева А.Е.
(протокол от _______20___г. №___)
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МАОУ СОШ № 4
_______20___ г. №___
СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР
___________(подпись) Смирнова Е.Н.
_______20___ г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом МАОУ СОШ №4
(протокол от _______20___г. №___)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
общеинтеллектуального направления развития личности
на 2022-2023 учебный год
Начальное общее образование
Класс: 2
Учитель: Воробьева Татьяна Ивановна
Разработана на основе:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016.-223 с.
2.Е.Э.Кочуровой/Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:Вентана - Граф, 2018./.
г. Новый Уренгой
2022г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуальногонаправления «Занимательная математика»
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Цель программы: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность, логику, пространственное восприятие.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Требования к результатам изучения курса первого года изучения
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного счета в пределах 20с переходом и без перехода через десяток с учётом индивидуальных возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текстовых задач и заданий, осмысливать, излагать фактический материал; овладеть навыками устного счета, задавать вопросы по задачам и отвечать на них; участвовать в работе по решению математических выражений, задач; различать геометрические фигуры.
Различать виды задач и их решения; находить и формулировать правильные ответы; уметь составлять краткую запись, выполнять чертеж, схему или рисунок под руководством взрослого.
Воспроизводить последовательные и точные вычисления математических выражений под руководством взрослого или самостоятельно.
Понимать и объяснять значение новых математических терминов.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» способствует формированию у младших школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Личностными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
—осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
Предметные УУД
—развивать пространственные представления;
— строить собственный маршрут (рисунка) и его описание;
—работать с геометрическим материалом;
— составлять и зарисовывать фигуры по собственному замыслу;
—создавать объёмные фигуры из различных материалов;
—моделировать из проволоки различные фигуры;
—решать задачи на развитие логики.
Требования к результатам изучения курса
Ученик научится:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
—выявлять закономерности в расположении деталей;
—составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Ученик получит возможность научиться:
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Воспитательные результаты
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов
1 уровень
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
II.Содержание курса
Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для углубленного изучения математики, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Виды и формы организации деятельности
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
-фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся: решение занимательных задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы.
Проектная деятельность на занятиях курса «Занимательная математика»
Проектная деятельность в ходе выполнения курса реализуется по следующим направлениям:
- работа в группах по отбору информации по теме;
-определение целеполагания;
-распределение обязанностей в группах;
-предоставление презентаций и их обсуждение.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
III. Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» 1 класс
№
п/п
Наименование тем курса
Количество часов
Основные виды деятельности учащихся, в т.ч.воспитывающей
Формы контроля
1
Вводное занятие «Математика – царица наук».
1
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
Воспитательная деятельность: привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией.
Педагогическое наблюдение
2
Как люди научились считать
1
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
Воспитательная деятельность: использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, привлечение учащихся внимания к обсуждаемой информации на уроке, активизация их познавательной деятельности.
Рисуночные тесты
3
Интересные приемы устного счёта.
1
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений
Воспитательная деятельность: включение в урок игровых и интерактивных форм работы, ИКТ, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Устный счёт
4
Решение занимательных задач в стихах.
1
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение».
Воспитательная деятельность: конструирование, творчество и познавательная деятельность через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Выполнение творческих заданий
5
Упражнения с трёхзначными числами
1
Решение примеров с трёхзначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
Воспитательная деятельность: игровая деятельность ,которая помогает поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогает установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Работа с алгоритмами
6
Учимся отгадывать ребусы
1
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
Практическая работа
7
Решение олимпиадных задач.
1
Решение задач повышенной сложности.
Конкурсные задания по группам
8
Арифметический диктант. Игра « Кто быстрее?»
1
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решений
Работа с алгоритмом
9
Решение ребусов и логических задач.
1
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
Воспитательная деятельность: побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Викторина
10
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Составление схем, диаграмм
11-12
Загадки- смекалки.
2
Решение задач.
Воспитательная деятельность: конструирование, творчество и познавательная деятельность через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Составление загадок, требующих математического решения
13
Решение олимпиадных задач
1
Решение задач повышенной сложности.
Индивидуальная работа
14
Обратные задачи.
1
Решение обратных задач, используя круговую схему.
Работа в группах «Найди пару»
15-16
Практикум «Подумай и реши».
2
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Воспитательная деятельность: конструирование, творчество и познавательная деятельность через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами
17
«Работа над ошибками»
1
Анализ олимпиадных работ, поиск ошибок.
Воспитательная деятельность: проблемно-ценностное общение, инициирование и поддержка проектно-исследовательской деятельности учащихся, дающих возможность приобрести навыки решения теоретических проблем, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Работа над ошибками логических задач.
18, 19.
Математические горки.
2
Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах
Решение задач на преобразование неравенств
20.
Наглядная геометрия. Конструирование
1
Чертёж плана-развёртки «Домик», конструирование из бумаги.
Работа в группах
21.
Решение логических задач.
1
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Схематическое изображение задач.
22,23
Знакомство с математическими фокусами.
2
Выполнение простейших математических фокусов.
Воспитательная деятельность: побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
творческая работа
24.
Знакомьтесь: Архимед!
1
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
Работа с энциклопедиями и справочной литературой
25,26,27,28
Задачи с многовариантными решениями.
4
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Воспитательная деятельность: включение в урок игровых и интерактивных форм работы, ИКТ, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
29.
Знакомьтесь: Пифагор
1
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!
30.
Математический КВН
1
Систематизация знаний по изученным разделам.
Работа в группах
31,32
«Газета любознательных».
2
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты
Проектная деятельность
33.
Задачи с изменением вопроса.
1
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
Инсценирования задач
34.
Круглый стол «Подведем итоги»
1
Систематизация знаний по изученным разделам.
Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе.
Программа реализуется во 2 классе для группы учащихся в 12-15 человек. Группы формируются по желанию учащихся. Занятия проводятся 1 раз в неделю .
Программа реализуется на основе:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016.-223 с.
2.Е.Э.Кочуровой/Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:Вентана - Граф, 2018./.
Календарно-тематическое планирование курса
«Занимательная математика» (2 класс)
№ п/п
Тема урока
Дата
Коррекция
1
Вводное занятие «Математика – царица наук».
2
Как люди научились считать
3
Интересные приемы устного счёта.
4
Решение занимательных задач в стихах.
5
Упражнения с трёхзначными числами
6
Учимся отгадывать ребусы
7
Решение олимпиадных задач.
8
Арифметический диктант. Игра « Кто быстрее?»
9
Решение ребусов и логических задач.
10
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.