Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТАРАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
________/________/
Протокол № от ____20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________/____________/
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №1
_________/_____________/
Приказ от 31.08.2022 г. №235
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(Математическое направление)
Учитель: Шкода О.А.
Класс: 5 а
Количество часов за год: 35
п.Тарасовский
2022 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на основе закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» предназначена обучающимся 5 классов. В соответствии с учебным планом МБОУ ТСОШ№1 на 2022-2023 учебный год на изучение курса в 5а классе отведено 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с производственным календарем на 2022 год 1час пришелся на праздничный день (9 мая), поэтому на изучение отведено 34 часа.
Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут. Срок реализации программы 1 год.
Цельпрограммы:формирование у обучающихся устойчивого
интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического
кругозора и эрудиции.
Задачи программы:
создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует
появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития
интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы
Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика»
способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.
Личностные результаты:
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
инициатива, активность и сообразительность при выполнении
разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
действие в соответствии с заданными правилами;
участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
сопоставление полученного результата с заданным условием;
контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
воспроизведение способа решения задачи.
анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
создание фундамента для математического развития;
формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики, проводить логические обоснования;
применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами,
решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью
уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм,
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
Содержание программы.
Приемыбыстрогосчета (9ч.).Легкий способ умножения первых
десяти чисел на 9.Умножение многозначных чисел на 11; 15; 150.Умножение многозначных чисел на 25; 125; 22, 33, 44 и т.д..Умножение и деление на 5,50,500.Промежуточное приведение к «круглым» числам.Использование изменения порядка счета.Возведение в квадрат чисел пятого и шестого
десятков.Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест».Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Занимательные математические задачи (8 ч.).
Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание и переливание. Задачи, решаемые уравниванием. На движение. Логика и
рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.
Геометрическая мозаика (10 ч.)
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге.
Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной
конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач,
формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Математика в жизни (5 ч.)
Математика в профессии моих родителей. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.
Узнай свои способности (2ч.)
Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.
Тематическоепланирование
Наименование разделов и тем
Коли
чество часов
Электронные учебно-методические материалы
Форма реализации воспитательного потенциала
Раздел 1. Приёмы быстрого счёта
9
https://ppt-online.org/619724
изучить историю возникновения вычислений;
освоить правила быстрого счета; создать брошюру “ Приемы быстрого счета”
Тесты: как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.
Урок-зачет
30.05
Информационно-методическое обеспечение программы.
Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математик.» Волгоград, 2003.
Григорьева И.И. «Математика. Предметная неделя в школе». Москва,
«Глобус» 2008.
Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: учеб.пособие/ Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.