kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу краеведения «Мы – дети природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение курса краеведения "Мы- дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа-важнейший период для выработки правильного миропонимания,формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и места человека в ней, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств  Югорского края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу краеведения «Мы – дети природы»»

Рабочая программа


Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу краеведения «Мы – дети природы» составлена на основе образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

Само название «краеведение» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Сведения из указанных областей знания рассматриваются во взаимосвязи. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Изучение курса краеведения «Мы – дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношения, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «география Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.

Курс краеведения «Мы – дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Главная цель курса краеведения «Мы – дети природы» - формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитания любви к родной природе на основе познания ее ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

  2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьником, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

  3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы

Ведущий принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор учебного материала помогает раскрыть взаимосвязь «природа – человека», выявить правовые нормы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность. Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основании художественно-эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих отношений. Этот принцип способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знания и деяния жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисование и т.д.).

Новизна концепции предлагаемого курса – в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

  • Экологический;

  • Этнографически;

  • Культурологический;

  • Исторический.

Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связаны традиции, быт, уклад из жизни. Замеляя, вода, растительный и животный мир – вот источник для поддержания жизненных и духовных сил Югорских народов.

Произведения фольклора (сказки, легенды, поговорки, приметы и т.д.), произведения местных поэтов и писателей – основной материал интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы». Материал вызывает интерес у учащихся, представлен ярко, колоритно, лаконично. Тематика произведений близка детям по содержанию и логически взаимосвязана.

Задачи курса краеведения «Мы – дети природы» определяют его содержание и структуру.

Курс 3 класса включает темы: «Природа Югорского края», «Подземная кладовая Югры», «Земля и люди Югорского края», «Художники Югорского края».

Содержание и методика преподавания курса краеведения «Мы – дети природы» направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Формы, методы, средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы, объяснения. Своеобразие содержания курса даёт возможность применять такие нетрадиционные методы обучения, как встречи и беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Подведение итогов по курсу краеведения «Мы – дети природы» в 1-4 классах проводится по результатам практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшею поделку, рисунок, участие в проведении праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении курса краеведения «Мы – дети природы», даны в специальных разделах программы по каждому классу. Требования к знаниям и умениям школьников – это своеобразные ориентир для учителя.

Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется.

К концу 3 класса обучения учащиеся должны знать:

  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники нашего края, некоторые их отличительные признаки;

  • названия ягод Югры ( 4 – 5), их значение;

  • нуждающиеся в охране растения и животные родного края (2-3);

  • названия животных Югры, требующих особого внимания за сохранением популяции природе (2 – 3);

  • традиционные праздники коренных народов Югры.

К концу 3 класса обучения учащиеся должны уметь:

  • называть основные полезные ископаемые;

  • различать наиболее распространённые ягоды нашего края;

  • объяснять происхождение названия одной из улиц своего города:

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.


























Календарно-тематический план


п/п

Дата

Тема урока

Практические работы

Характеристика учебной деятельности учащихся (УУД)

план

факт


1.

01.09.


Многообразие природы. Растения родного края


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; осваивать личностный смысл учения, ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «желание понимать друг друга»; понимать точку зрения другого;выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

2.

08.09.


Ягоды нашего края.


3.

15.09.


Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные; их приспособленность к условиям жизни на Севере.


4.

22.09.


Разнообразие животных: хищные; их приспособленность к условиям жизни на Севере.


5.

29.09.


Экскурсия в парк.

Подкормка птиц в разные времена года.

6.

06.10.


Красная книга растений ХМАО-Югра


7.

13.10.


Красная книга животных ХМАО – Югра.


8.

20.10.


Заповедник «Малая Сосьва»

Нахождение на контуре карты нашего края заповедника «Малая Сосьва»


9.

27..10.


Природный парк Нумто


анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы;обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение); определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту); используя дополнительные источники информации,

10.

10.11.


Многообразие полезных ископаемых родного края.

Размещение полезных ископаемых на карте ХМАО.

11.

23.11.


Мансийская легенда о происхождении нефти.


12.

17..11.


Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.


13.

24.11.


Использование песка и глины.


14.

01..12.


Экскурсии в краеведческий музей.


15.

08..12.


Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры.


16.

15.12.


Взятие Сибири.



17.

22.12.


Происхождение отдельных имён и фамилий народов Югры.


находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям народов Севера; использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план–карта, карта) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов; использовать определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете при составлении плана рассказа, доклада, презентации; проводить несложные наблюдения; различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, описывать на основе иллюстрации или предложенного плана объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

18.

29.12


Географические названия – свидетели прошлого. Улицы твоего города.


19.

12.01.


Символика ХМАО-Югра и твоего города.


20.

19.01.


Экскурсия в музей национального творчества


21.

26.01


Современные архитектурные памятники югорского края.


22.

02.02.


Традиционные праздники северных народов.

Медвежий праздник.


23.

09.02.


Традиционные праздники северных народов.Вороний день.


24.

16.02


Современные национальные праздники Югры.


25.

02.03


Художники хантыйского народа: Г.Райшев,М.Тебетов и др.



26.

09.03.


Югра в творчестве художника В.Игошева.



27.

16.03.


Декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву и кости


28.

06.04.


Орнаменты народов Севера.


29.

13.04


Самодеятельные мастера: П.Шешкин и др.


30.

20.04.


Белоярские мастера художественного творчества.


31.

27.04


Замечательные люди нашего города.


32.

04.05


Наш город сегодня.

Экскурсия

33.

11.05.


Изображение рисунка герба своего города.

Рисунок Герба своего города

34.

18.05.


Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу краеведения «Мы – дети природы»

Автор: Дробышева Татьяна Владимировна

Дата: 04.02.2020

Номер свидетельства: 538414

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая  программа  по  историческому краеведению для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "130480"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415903323"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Анжеро-Судженск!" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dobro-pozhalovat-v-anzhiero-sudzhiensk"
    ["file_id"] => string(6) "105116"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402820203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юные Краеведы""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostiiunyiekraieviedy"
    ["file_id"] => string(6) "269954"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450960882"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа "Иркутсковедение. Любимый город" "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-irkutskoviedieniie-liubimyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "107992"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403526620"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства