Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса»
Утверждаю директор
__________ Бюдюева М. Ч.
Приказ № _____ «___» _____2018 г.
Приложение к ООП Н ОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
3 класс
1. Планируемые предметные результаты изучения курса
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся: будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся: овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ средств; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Восприятие искусства и виды художественной деятельности.
Выпускник научится: – различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; – различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; – эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка; – узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; – приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; – видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; – высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; – различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; – создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; – наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; – использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; – выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Выпускник научится: – осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; – выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: – видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; – понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; – изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним; – изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание программы учебного предмета
Основной формой организации учебной деятельности является урочная форма. При проведении учебных занятий используются такие формы занятий как: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др. Основные виды учебной деятельности, используемые на уроках для освоения учебного материала обучающимися: лекции, семинары, экскурсии, деловые игры, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы и т. д.
Развитие эмоционально-эстетического восприятияпроизведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира. Формирование эстетических представлений и художественных уменийв работе: с цветомкак основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге; с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя); по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие; по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.
3. Календарно – тематическое планирование
№
Тема урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата по плану
Дата факт.
1
Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мои впечатления о лете”
Формирование социальной роли ученика
2
Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека
3
Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
4
Мамин платок Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы»
Культура общения и поведения
5
Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета.
Умение радоваться успехам одноклассников.
6
Иллюстрация твоей книжки.
Иллюстрирование русских народных потешек.
Овладеть навыками коллективной работы.
7
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
8
Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.
Эстетически оценивать работы сверстников.
9
Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания.
Умение видеть красоту труда и творчества.
10
Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.
Положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде.
11
Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
12
Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.
Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
13
Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.
Чувства гордости за культуру и искусство Родины
14
Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
15
Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города
Соблюдать правила безопасной
работы инструментами
16
Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.
Оценка результатов собственной предметно-практической деятельности
17
Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
18
Театральные маски. Изготовление эскиза маски
Соблюдают правила безопасности труда и личной гигиены.
19
Театр кукол. Изготовление головы куклы
Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности
20
Театр кукол. Изготовление костюма куклы
Правила безопасности труда и личной гигиены
21
Художник в театре. Изготовление эскиза декораций
Умение видеть красоту труда и творчества.
22
Художник в театре. Изготовление макетов декораций.
Умение видеть красоту труда и творчества.
23
Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Мотивация к работе руками, усидчивость, старание
24
Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
25
Место художника в зрелищных искусствах.
Школьный карнавал. Обобщение темы
Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности
26
Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея.
Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности
27
Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству.
28
Рисование натюрморта.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
29
Рисование пейзажа.
Ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности
30
Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности
31
Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”.
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
32
Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.
33
Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ
Формирова-ние чувства прекрасного на основе знакомства с художествен-ной культу-рой.
34
Художественная выставка. Обобщение темы
Формирова-ние чувства прекрасного на основе знакомства с художествен-ной культу-рой.
УМК «Перспектива» Авторы: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова