Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс.»
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс ФГОС НОО.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241)
Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
Основная образовательная программа начального общего образования для 1-4 классов Новошахтинской школы-интерната на 2022-2023 учебный год.
Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы авторов Б.М. Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е. Гурова (авторы Б.М. Неменский, В.Г.Горяев , Г.Е. Гуров , издательство «Просвещение», М., 2012г. )
Для реализации программы используется учебник авторов: Б.М. Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е. Гурова. Москва, издательство «Просвещение», 2020.
Программа рассчитана на 1 час – федеральный компонент, 34 часа. В соответствии с годовым календарным графиком на 2022-2023 год 33 часа, 1 час объединен в разделе «Искусство в твоем доме».
Цели курса изобразительного искусства в начальной школе
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты изучения учебного курса изобразительное искусство в 3 классе
Личностные результаты
Обучающийся научится:
испытывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительному отношению к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
художественно-творческому мышлению, наблюдательности и фантазии;
сформированности эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развивать этических чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
навыкам коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
умению сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умению обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Обучающийся научится:
в освоении способов решения проблем творческого и поискового характера;
в овладении умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Обучающийся получит возможность научиться:
умению понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные
Обучающийся научится:
в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
в осознании стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
умению планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умению рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Обучающийся получит возможность научиться:
овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); -чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; -сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; -правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; -выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; -соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); -чувствовать и определять холодные и теплые цвета; -выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; - использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; -творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав; -использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции; -расписывать готовые изделия согласно эскизу; -применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
- научится различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание курса изобразительного искусства 3 класса.
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (7 ч)
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
по плану
по факту
1 четверть-8 часов
Искусство в твоем доме (7 ч).
Твои игрушки. Т.Б. на уроках изобразительного искусства.
1
07.09
Посуда у тебя дома
1
14.09
Обои и шторы у тебя дома.
1
21.09
Мамин платок.
1
28.09
Твои книжки.
1
05.10
Открытки.
1
12.10
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
1
19.10
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
Памятники архитектуры.
1
26.10
2 четверть – 7 часов
Парки, скверы, бульвары.
1
09.11
Ажурные ограды.
1
16.11
Волшебные фонари.
1
23.11
Витрины.
1
30.11
Удивительный транспорт.
1
07.12
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
1
14.12
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
1
21.12
3 четверть – 10 часов
Художники и зрелище (10 ч)
Художник в цирке.
1
11.01
Художник в театре.
1
18.01
Художник- создатель сценического мира.
1
25.01
Театр кукол.
1
01.02
Образ куклы, ее конструкция и костюм.
1
08.02
Маски.
1
15.02
Условность языка масок, ее декоративная выразительность.
1
22.02
Афиши и плакат.
1
01.03
Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города.
1
15.03
Школьный карнавал (обобщение темы).
1
22.03
IV четверть –8 часов
Художник и музей -8 час.
Музей в жизни города.
1
05.04
Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
1
12.04
Картина – портрет.
1
19.04
Картина-натюрморт
1
26.04
Картины исторические и бытовые.
1
03.05
Учимся смотреть картины.
1
10.05
Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
2
17.05
24.05
Модуль «Школьный урок»
№
Тема (раздел)
Кол-во часов
Формы построения уроков
Материально-техническое (оборудование)
Воспитательный потенциал раздела
1.
Искусство в твоем доме
8 часов
Урок изучения новых знаний
Урок-путешествие
Урок закрепления знаний
Урок-практикум
Мультимедийный комплекс
Воспитание уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Развитие эстетической потребности в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру.
Формирование умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места.
2.
Искусство на улицах твоего города
7 часов
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля Урок-практикум
Мультимедийный комплекс
Развитие умения наблюдать и фантазировать при создании образных форм, видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках.
Формирование и развитие умений обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Формирование эстетической потребности в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности, положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Совершенствование опыта эстетического общения.
4.
Музеи искусств
7 часов
Урок-виртуальное путешествие
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Привлечение внимания к роли культуры и искусства в жизни человека.
Формирование и развитие чувства прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.