Примерная программа начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» для 1–4 классов «Природа и художник» соответствует требованиям нового Государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы (авт. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Примерная программа начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» для 1–4 классов «Природа и художник» соответствует требованиям нового Государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы (авт. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев).
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни:
воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства);
формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям родного
края, к достижениям мировой художественной культуры;
развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения.
Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения.
Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1 класс – «Я – Художник и природа родного края».
2 класс – «Я – Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».
3 класс – «Я – Художник и природа разных стран мира».
4 класс – «Я – Художник, природа и я».
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения. Отличительной особенностью программы является включение в её содержание регионального компонента, а в 4 классе вся программа построена в рамках регионального содержания, что является пропедевтических курсом для изучения «Искусствоведческого краеведения» в 5 классе.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение).
Выстраиванию личной траектории развития каждого учащегося способствуют:
его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);
работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);
участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);
участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);
участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду», «Школьник – студенту» и т. п.).
Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классах – выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т. п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).
Принцип продуктивности обучения. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности.
Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных,
психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого учащегося.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и учащегося. Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я – художник», «я – зритель», «я – слушатель», «я – эксперт», «я – экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования учащийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях мира и художественных музеях своего региона и других стран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации
известных (с использованием средств изобразительного языка).
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов
общеобразовательных учреждений оцениваются вербально.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности:
Предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие);
Межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);
В 1-4 классах оценивание учащихся проводится по мотивационной шкале, то есть оценивание без баллов.
Мотивационное оценивание осуществляется по 3 главным аспектам:
Художественно-теоретическая деятельность (на элементарном уровне)
Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.
Восприятие искусства (на элементарном уровне)
Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно-культурные явления.
Художественно-практическая деятельность (на элементарном уровне)
Использование художественно-теоретического материала, приобретенных
художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
УРОВНИ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Высокий Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет прочные, основательные знания тематического художественного материала (виды, жанры, авторы, произведения изобразительного искусства) в рамках программы, способен систематизировать, обобщать, осознанно воспринимать и воспроизводить визуальные образы, широко применять ассоциативные связи между произведениями изобразительного искусства, произведениями других
видов искусства и жизненными явлениями; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы.
Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне свободно владеет языком визуального искусства, художественно интерпретирует содержание произведений изобразительного искусства; выражает личное эстетическое отношение к ним, обладает высоким уровнем художественно-эстетического мышления в развитии миропознания и мироощущения.
Художественно-практическая деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне осознанно использует
сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения
объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, стилизованного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение изобразительной грамотой, программным учебным материалом, передает основные закономерности композиционного, колористического, объемно-пластического, светотеневого, перспективного решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, портрета; выполняет композиции по заданному мотиву или сюжету, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить и передать в изображении
наиболее характерное; грамотно завершает работу. Самостоятельно использует полученные художественные умения, навыки и способности в художественно-практической деятельности. На высоком уровне владеет изобразительной грамотой. Полностью справляется с поставленной целью урока. Инициирует готовность к сотворчеству с учителем.
ДостаточныйХудожественно-теоретическая деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, но допускает несущественные неточности в использовании специальной художественной терминологии. Не всегда систематизирует и обобщает художественный материал.
Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы определенного уровня, достаточно полно анализирует художественно-образное содержание произведения, но имеет стандартное мышление, ему не хватает собственных выводов, ассоциаций, обобщений; на достаточном уровне владеет специальной художественной терминологией при анализе художественных произведений в процессе их восприятия и интерпретации, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя.
Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображает объект с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (светотеневом) решении образа, передает в рисунке общие и отличительные (индивидуальные) признаки объекта, самостоятельно выбирает сюжет композиции, использует нетрадиционные размеры формата для решения художественного замысла. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. На достаточном уровне владеет изобразительной грамотой. Испытывает потребность в периодической
коррекции учителя.
Средний Художественно-теоретическая деятельность
Учащийся (учащаяся)) на элементарном уровне демонстрирует узнавание
основных видов и жанров искусства, представленных учителем на слайдах, учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнает и различает отдельные специальные художественные термины, обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы.
Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне не всегда умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы, имеет недостаточно сформировано художественное мышление, не всегда последовательно и логично характеризует отдельные художественные явления, его рассказ требует уточнений и дополнительных вопросов; не всегда умеет самостоятельно сделать анализ художественного произведения, сравнение, выводы относительно восприятия произведений изобразительного искусства.
Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов на репродуктивном уровне. Степень сходства изображения с предметами не соответствуют реальной действительности. Испытывает затруднения в стилизованном рисунке, декоративном и пропорциональном изображении. Удовлетворительно владеет объемно-пластической выразительностью и качеством конструктивного построения формы. На элементарном уровне владеет изобразительной грамотой. Не может завершить практическую работу. Слабо справляется с поставленной целью урока. Нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя.
НачальныйХудожественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет отдельные представления об изученном материале, владеет незначительной частью тематического материала, имеет ограниченный терминологический и словарный запас. Большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, допускает грубые ошибки в ответе.
Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет слабо сформированный уровень восприятия художественных образов.
Воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты художественных
образов с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует. Учащийся затрудняется дать характеристику даже эмоционально-образного содержания художественного произведения.
Художественно-практическая деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет элементарные навыки
и умения творческой художественной деятельности. На низком уровне владеет композиционным решением, не согласовывает компоненты изображения, не выделяет пропорциональное отношение частей к целому, обнаруживает незнание и непонимание объемно-пластическим и перспективным изображением. Не владеет на элементарном уровне изобразительной грамотой, не может сосредоточиться при выполнении практической работы. Не справляется с поставленной целью урока. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.
Недостаточный Художественно-теоретическая деятельность
Восприятие искусства
Художественно-практическая деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне выявляет полное незнание и
непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.
Количество часов
В школьном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится в 1-4 классах по 1 часу из базисного учебного плана: 32 часа – в 1 классе, по 33 часа во 2-4 классах. Всего программа реализует 131 час. Резервные часы могут использоваться по усмотрению учителя на обобщение материала, защиту творческих проектов, а также на посещение выставок, музеев, АРТ-студий.
№
Тематическое планирование
Дата
по плану
по факту
по плану
по факту
ТЕМА 1. (8 часов)ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ
1
Творческая папка. Ориентировочные практические задания: рисунок на свободную или заданную тему «Как я провёл лето», «Заботливая бабушка кормит кур» и т.д. любым графическим материалом (чёрной шариковой или гелевой ручкой, с последующим расцвечиванием цветными карандашами; цветными фломастерами).
2
Радуга-дуга. Ориентировочные практические задания: нарисовать семицветную радугу любым цветным материалом; создать иллюстрацию к стихотворению С.Я. Маршака «Радуга-дуга» с использованием акварельной техники «по-сырому». Придумать оригинальное название.
3
«Ветер, ветер! Ты могуч…» Учебные задания: «Победе, летящей к победителю, сопутствует попутный ветер…». В Древней Греции богиня победы Ника изображалась крылатой. Ориентировочные практические задания: создать композицию на тему «Я запускаю воздушного змея», «Летящая Ника» или др. с использованием выразительных возможностей графических материалов.
4
Пустыни и оазисы. Учебные задания: Особенности природного ландшафта пустынь. Древнеегипетские пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Выразительность тёплого и холодного колорита. Ориентировочные практические задания: выполнить оригинальную композицию, используя выразительные возможности тёплого и холодного колорита; изобразить солнечный пейзаж пустыни с караваном верблюдов, барханами или пирамидами, используя выразительные возможности формата и художественных материалов.
5
Кактусы-гиганты. Учебные задания: Природная красота колючих кактусов. Многообразие форм кактусов, выразительная красота цветущих кактусов. Викторина «Это интересно». Сравнение как средство выражения своего отношения к высоким и низким объектам: человека с гигантским кактусом, растущим на американском континенте. Ориентировочные практические задания: нарисовать образ кактуса с натуры или по представлению, используя любой художественный материал.
6
Натюрморт в живописи. Учебные задания: Натюрморт как жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображаются предметы быта. Интерактивная игра «Подумай и ответь». Идея изобилия и праздника через изображение богато украшенного стола, а обыденности – через скромно оформленный стол. Ориентировочные практические задания: изобразить натюрморт с натуры или по представлению в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал.
7
Орнамент – стиль эпохи Учебные задания: Каждая национальная культура создаёт свой неповторимый образ искусства. Орнамент – это украшение из растительных или геометрических ритмически организованных элементов декора. Орнаменты характерные для культур Древнего Египта, Древней Греции, России и др. Ориентировочные практические задания: украсить окно или ворота дворцов сказочных персонажей или мифологических героев.
8
Чудо-дерево. Учебные задания: Выразительные средства графики: точка, линия, штрих, пятно. Иллюстрации к сказке К. Чуковского «Чудо-дерево». Каждый художник по-своему иллюстрирует один и тот же текст литературного произведения. Ориентировочные практические задания: создать иллюстрацию к сказке К.Чуковского «Чудо-дерево», используя любой графический материал; свой образ Чудо-дерева.
ТЕМА 2. (8часов)ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ
9
Образы животных в мифах и сказках. Учебные задания: Верования в священных (тотемных) животных, образы которых закрепились в сказках и мифах разных народов и в предметах декоративно-прикладного искусства. Сюжет мифа «Капитолийская волчица», римская скульптура. Выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пятно. Приёмы изображения: белое – на чёрном, чёрное – на белом. Ориентировочные практические задания: создать иллюстрацию к мифу «Капитолийская волчица» или к любой сказке, в которой один из главных персонажей – волк.
10
Собака – верный друг. Учебные задания: Памятники собаке и этапы выполнения скульптурного изображения из пластилина. Ориентировочные практические задания: создать образ собаки в любой технике; дать оригинальное название своей работе.
11
Полёт птиц. Учебные задания: Силуэт – это одноцветное контурное изображение. Выразительность светлого и тёмного силуэта. Произведения художника-графика М.Эшера. Ориентировочные практические задания: создать силуэтное изображение одной или нескольких летящих птиц – белых на тёмном фоне или чёрных на светлом фоне, для работы используют любой графический материал или бумагу в технике аппликации; графическую композицию «Полёт птиц», выражающую идею плавного полёта, птичьего беспокойства или одиночества.
12
Образ лошади в изобразительном искусстве. Учебные задания: Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на которых изображена лошадь. Необычная техника граттаж – процарапывание по вощёной бумаге. Ориентировочные практические задания: создать сюжетную композицию, в которой лошадь является главным героем; создать иллюстрацию к отрывку из стихотворения Хорхе Гильена «Кони» тушью, пером, гелевыми ручками или в технике граттажа.
13
«Крокодил солнце в небе проглотил…»Учебные задания: Миф о священном нильском крокодиле Себеке, появлению которого предшествовали наблюдения древних египтян за повадками и поведением крокодилов. Иллюстрации к стихотворению «Краденое солнце» К.Чуковского. Ориентировочные практические задания: Создать объемный образ крокодила, используя любой пластический материал; выполнить иллюстрацию к стихотворению К. Чуковского или мифу о нильском крокодиле Себеке.
14
«Божья коровка, улети на небо…» Учебные задания:
Жук-скарабей - «солнечный жук» в Древнем Египте. Типичное и особенное в образе жука-скарабея, образе божьей коровки и майского жука. Ювелирные украшения – произведения декоративно -прикладного искусства. Ориентировочные практические задания: сделать зарисовки ювелирных украшений; сконструировать ожерелье, бусы, браслет, серьги, кольца; создать ювелирный комплект, используя стилизованное изображение жука, пчелы, божьей коровки или др.
15
Фантастические существа. Учебные задания: Образы фантастических существ в произведениях декоративно-прикладного искусства и живописи. Мифологические существа (кентавр, Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного. Особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение. Ориентировочные практические задания: создать образ мифологического или сказочного существа – птицы радости или печали, кентавра или Полкана и т. п.
16
Новогодняя игрушка. Учебные задания: Животные – символы Нового года по восточному и славянскому календарю. Зарождение в древности традиции украшать игрушками дерево. Выразительность ёлочных игрушек. Вспомогательные материалы, которые можно использовать при изготовлении ёлочной игрушки: яичная скорлупа, цветная бумага, цветной пластилин или др. Ориентировочные практические задания: Создать ёлочную игрушку, используя любые художественные и подручные материалы.
ТЕМА 3. (10 часов)ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА
17
Галерея детского изобразительного творчества. Учебные задания:Международные и национальные музеи и галереи детского изобразительного творчества. Ориентировочные практические задания: выполнить рисунок на свободную тему, оформить его для участия в школьной выставке или для экспозиции в классе.
18
Портрет в скульптуре. Учебные задания: Выразительные средства скульптуры: объём, пластика. Римский скульптурный портрет и этапы лепки портрета из пластилина. Ориентировочные практические задания: вылепить из пластилина (соленого теста, папье-маше) портрет любого сказочного героя с использованием подсобных материалов: баночки, пластмассового яйца от киндер-сюрприза в качестве основы.
19
Великаны и лилипуты. Учебные задания: Сравнение большого и маленького объекта является средством передачи величия или уязвимости главного героя.
Стихотворение Шела Сильверстейна «Маленький гном». Ориентировочные практические задания: выполнить иллюстрацию к любой сказке или мифу, в которых главный герой – маленький человек в любой технике и художественном материале.
20
Женский профиль. Учебные задания: Портрет – жанр изобразительного искусства. Изображение портрета в профиль. Изобразительные средства как способ выражения отношения к портретируемому: большие глаза, улыбка на лице, красивая причёска и др. Основные пропорции лица. Ориентировочные практические задания: сделать несколько набросков с натуры, используя простой карандаш, гелевую или шариковую ручку.
21
Мужской профиль. Учебные задания: Изображение портрета в профиль. Рельеф, приёмы изображения профиля мужского лица. Портретные образы. Основные пропорции лица человека. Ориентировочные практические задания: создать рельефное изображение мужского портрета в профиль с натуры или по представлению.
22
Древние воины Донецких степей Учебные задания:
Степные кипчаки – половцы. Каменные «бабы». Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игоревом». Ориентировочные практические задания: лепка из пластилина (теста) «Древний воин»; создание творческой композиции «Половецкие пляски»; изображение древнерусских воинов, княжеской дружины; рукоделие из ниток, бусин и пуговиц «Древний амулет удачливого охотника (красавицы-шаманки)»
23
Архитектурные постройки: Крепостные стены Учебные задания: Крепостные архитектурные сооружения. Великая Китайская стена – самая длинная постройка мира. Ориентировочные практические задания: создать рисунок, на котором архитектурная постройка из кирпича выполняется с использованием техники печати школьным резиновым ластиком (вместо ластика можно использовать деревянный, картонный, картофельный или пробковый штамп).
24
Народная игрушка. Учебные задания: История создания народной игрушки. Выразительность народных игрушек, их красочность и декоративность. Ориентировочные практические задания: создать эскиз набора матрёшек, состоящего из трёх и более фигурок (три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; времена года: зима, весна, лето, осень; стихии природы: огонь, вода, ветер; герои сказки «Репка»: дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка и т. п.), используя цветные художественные материалы
25
Необычная чаша. Учебные задания: Икона Андрея Рублёва «Троица» и символическом значении изображённой им чаши. Мифологический сюжет о таинственной чаше Грааля. Особенности симметричного и несимметричного изображения. Ориентировочные практические задания: создать свой образ чаши Грааля, используя любой художественный материал.
26
Знаменитые скульптуры. Учебные задания: Монументальная героическая скульптура. Произведения скульптора Е.Вучетича и символический смысл его монументальных скульптур на Мамаевом кургане в Волгограде и в Трептов-парке в Берлине. Ориентировочные практические задания: создать проект памятника павшим войнам или работникам тыла в период Великой Отечественной войны или создать памятник, олицетворяющий идею жизни, счастья: цветок, дерево, солнце и т. п.
ТЕМА 4. (8 часов)ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ
27
Фантастическое рядом – музей космонавтики. Учебные задания: Музей космонавтики. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет. Специфика фантастического пейзажного жанра. Ориентировочные практические задания: изобразить фантастический пейзаж: Зелёная планета, Фиолетовая планета, Оранжевая планета, планета Туманности, Серая планета или др. с транспортом или архитектурными
строениями
28
В мире книг. Учебные задания: Обложка книги раскрывает название и автора книги, её жанр (сказка, рассказ, роман, стихи и т. п.). Оформление обложек разных книг, например, народных сказок, мифов народов мира или альбомов по искусству и т.п. Рисунки – буквицы. Ориентировочные практические задания: создать шрифтовую композицию для обложки книги или творческой папки (альбома), используя цветные фломастеры или гелевые (шариковые) ручки.
29
В мире музыки. Учебные задания: Музыкальный театр – синтез слова, музыки и изображения. Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац. Картины художников, изображающих композиторов. Ритм в изобразительном искусстве – это повторность (чередование) каких-либо элементов. Ориентировочные практические задания: создать эскиз музыкальной тарелочки (орнамента в круге) и придумывать ей музыкальное (интонационное) название (тихая, весёлая, грустная мелодия, озорная, маршевая, танцевальная, величественная и т.п.); изобразить себя музыкантом, дирижёром, композитором, используя любой художественный материал.
30
Театр масок. Учебные задания: У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы: Масленица, Навруз, Сабантуй и другие. Античный театр, зарождение маскарадов и символическое значение маскарадных и ритуальных масок. Античные, маскарадные и ритуальные маски. Приёмы выполнения масок. Ориентировочные практические задания: создать характерную маску (маска смеха, маска печали, озорная маска, маска «День и ночь» или др.), используя любой художественный и подсобный материал.
31
Танцы народов мира. Учебные задания: Традиции – представления, обычаи, привычки и навыки, передаваемые из поколения в поколение. В народном танце и в костюме передаются темперамент и особенности национального характера. Греческий танец сиртаки, древнегреческий женский и мужской костюмы, причёски, головные уборы, обувь. Пропорции фигуры человека, этапы выполнения фигуры человека в движении. Ориентировочные практические задания: изобразить танцующих людей, греческий танец или музыкантов, используя любой художественный материал.
32
Афины – город-музей Музеи мира: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина