«Обучение композиционной деятельности» | 4,5 | Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим - работа над понятиями "середина листа", "край листа". Формирование умения учитывать: горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы. Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу. Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора). Использование в этой работе вырезанных силуэтных изображений. Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению. Примерные задания. Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Трибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки аквариуме", "Листопад" - по выбору учителя). Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек"). Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. - по выбору учителя. | -Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободной рукой поддерживать лист бумаги. - Формировать навык экономии- умение размещать на листе бумаги рисунки. - Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. - Развивать навыки работы в технике аппликации и рисунка. - Оценивать критически свою работу. Формировать навыки совместной работы Учитель-Ученик. -Развивать навыки творческой работы в технике акварели. -Сравнивать свою работу с другими -Уметь обратиться за помощью к старшему (учителю) при затруднении выполнении задания. -Формировать навык усидчивости, терпение. |
«Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» . | 5 | Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в строении (конструкции) объектов изображения, признаков их формы (обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо расчлененных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей умению выделять признаки предметов (особенности формы, величину, пропорции частей, конструкцию предметов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составление изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изображения на доске), 4) самостоятельное изображение предмета сходного с натурой или образцом, равного по величине и рядом - большего и меньшего по величине. Формирование графического образа дерева (представления и способа изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания обучающегося на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток - к их концу. Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч). Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании видов работ: аппликация, рисунок - "графический диктант", возможно использование точек; самостоятельное изображение). Примерные задания Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок. Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура"). Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (с дорисовыванием окон и др. карандашом, фломастером). Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда. Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппликаций ("Дом", "Снеговик" и т.п. - по выбору учителя). Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в запоминании) с использованием игровой формы проведения занятия ("Кто лучше запомнил?"). | -Изображать живописными средствами разные фрукты и овощи. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью -Находить природные узоры и более мелкие формы -Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой -Понимать простые основы симметрии. -Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. -Оценивать свою работу -Овладевать первичными навыками конструирования с помощью лепки. -Понимать, что в создании формы постройки принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта постройка (дом) будет выглядеть. -Работать по образцу -Уметь обратиться за помощью к старшему (учителю) при затруднении выполнении задания -Формировать навык самостоятельности -Формировать навык работы по заданной инструкции -Передавать в изображении характер и настроение праздника. -Формировать навык усидчивости, терпение. |
«Обучение восприятию произведений искусства» | 5 | Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения; называть изображенные действия, признаки предметов. Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена, В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И. Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь", "Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся. | -Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) -Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников -Эмоционально откликаться на красоту природы. -Формировать навыки самостоятельности, решительности |
«Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» | 1,5 | Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работав красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, используемыми в народной росписи Дымкова и Городца (точки, дужки, штрихи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти. Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в узнавании и назывании локального цвета предметов. Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги). Примерные задания. Рисование сразу кистью - "Радуга". Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске). Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги. Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком". Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромашка", "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") - "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фризом - травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п. | - Умение передать красками увиденную красоту и вложить в нее свои чувства, фантазию -Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. - Развивать навыки работы гуашью. -Оценивать свою деятельность - Оценивать критически свою работу. Формировать навыки совместной работы Учитель-Ученик |