Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адаптированной программе для 1 класса. Предмет "Речевая практика"»
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15
Учебно- методический комплект:
*Авторская программа «Чтение и развитие речи» авторы: Аксёнова А.К., Комарова С.В. и др. Учебник для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Речевая практика » в 1 классе составляет 35 минут.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Речевая практика» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие личности учащихся. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети имеют специфические особенности речи, а часто речь – отсутствует. Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».
Для учащихся данной категории на I этапе обучения ( 1 – 4 классы) вводится курс «Речевая практика».
Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи обучения:
совершенствование речевого опыта;
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
формирование выразительной стороны речи;
формирование и развитие устной коммуникации;
обучение построению элементарных устных связных высказываний;
воспитание культуры речевого общения.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.
Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения (1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане
В 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
выполнять простые инструкции учителя;
выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
выполнять простые инструкции учителя;
выбирать картинку, соответствующую слову;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
знать и применять элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;
использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Метапредметными результатами овладения обучающимися с расстройством аутистического спектра по предмету «Речевая практика» являются:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
говорение и письмо;
соблюдение заложенных программой правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;
умение выступать перед небольшой аудиторией.
Характеристика базовых учебных действий,
формируемых в 1 классе
Группа БУД
Учебные действия и умения
Минимальный уровень
освоения
Достаточный уровень
освоения
Личностные учебные
действия
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к
окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в
выполнении простых учебных заданий;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- готовность к изучению основ безопасного и
бережного поведения в природе
и обществе.
- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;
- способность к принятию социального окружения,
своего места в нем (класс, школа);
- готовность к организации элементарного
взаимодействия с окружающей
действительностью.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в
паре - учитель-ученик;
- использовать принятые ритуалы
социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию
к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);
- обращаться за помощью и
принимать помощь;
- изменять
свое поведение в соответствии
с объективными требованиями учебной среды;
- конструктивно
взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
Регулятивные учебные
действия
- адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной
деятельности (игровой, творческой, учебной).
- принимать цели и произвольно
включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
- соотносить свои действия и их
результаты с заданными
образцами, принимать оценку
деятельности.
Познавательные учебные действия
- делать простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
- наблюдать под руководством
взрослого за предметами и
явлениями окружающей
действительности.
- выделять некоторые
существенные, общие и
отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
- наблюдать самостоятельно за предметами и
явлениями окружающей действительности.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Речевая практика» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы
Развивающая предметно-пространственная среда
Коммуникация
Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой
Мыслительные операции
Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, автодидактический материал Марии Монтессори
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память
Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты
Пространственные представления
Схемы, модели, предметные и сюжетные картины
Временные представления
Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации
Конструктивный праксис
Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами
Развитие общей и ручной моторики
Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки
Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарно-тематическом планировании.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
Разделы курса
Кол-во часов
Темы
1.
Аудирование и понимание речи
На каждом уроке
Выполнение простых и составных устных инструкций. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
2.
Дикция и выразительность речи
На каждом уроке
Развитие артикуляционной моторики. Коррекция нарушений звукопроизношения. Формирование правильного речевого дыхания.
3.
Общение и его значение в жизни
На каждом уроке
Правила речевого общения. Условные знаки в общении людей. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
4.
Организация речевого общения
36
Обращение, привлечение внимания.
Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …»,