kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по адаптированной программе для 1 класса. Предмет "Речевая практика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по адаптированной программе для учащихся 1 класса (вариант 8.3)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адаптированной программе для 1 класса. Предмет "Речевая практика"»

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Основания разработки рабочей программы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15

Учебно- методический комплект:

*Авторская программа «Чтение и развитие речи» авторы: Аксёнова А.К., Комарова С.В. и др. Учебник для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений


Срок реализации рабочей программы

Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Речевая практика » в 1 классе составляет 35 минут.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.

Общая характеристика предмета

Учебный предмет «Речевая практика» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа направлена на коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие личности учащихся. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети имеют специфические особенности речи, а часто речь – отсутствует. Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».

Для учащихся данной категории на I этапе обучения ( 1 – 4 классы) вводится курс «Речевая практика».

Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи обучения:

  • совершенствование речевого опыта;

  • коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;

  • формирование выразительной стороны речи;

  • формирование и развитие устной коммуникации;

  • обучение построению элементарных устных связных высказываний;

  • воспитание культуры речевого общения.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.

Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения (1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Место курса в учебном плане

В 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

Достаточный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • знать и применять элементарные правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

  • понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;

  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  • воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Метапредметными результатами овладения обучающимися с расстройством аутистического спектра по предмету «Речевая практика» являются:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • говорение и письмо;

  • соблюдение заложенных программой правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;

  • умение выступать перед небольшой аудиторией.

Характеристика базовых учебных действий,

формируемых в 1 классе

Группа БУД

Учебные действия и умения

Минимальный уровень

освоения


Достаточный уровень

освоения


Личностные учебные

действия


- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к

окружающей действительности;

- проявление самостоятельности в

выполнении простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и

бережного поведения в природе

и обществе.


- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;

- способность к принятию социального окружения,

своего места в нем (класс, школа);

- готовность к организации элементарного

взаимодействия с окружающей

действительностью.


Коммуникативные учебные действия


- вступать в контакт и работать в

паре - учитель-ученик;

- использовать принятые ритуалы

социального взаимодействия с

одноклассниками и учителем;

- слушать и понимать инструкцию

к учебному заданию в разных

видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и

сверстниками в разных

социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.


- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);

- обращаться за помощью и

принимать помощь;

- изменять

свое поведение в соответствии

с объективными требованиями учебной среды;

- конструктивно

взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.






Регулятивные учебные

действия


- адекватно соблюдать ритуалы

школьного поведения (поднимать

руку, вставать и выходить из-за

парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной

деятельности (игровой, творческой, учебной).


- принимать цели и произвольно

включаться в деятельность,

следовать предложенному плану и

работать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их

результаты с заданными

образцами, принимать оценку

деятельности.


Познавательные учебные действия


- делать простейшие обобщения,

сравнивать, классифицировать на

наглядном материале;

- наблюдать под руководством

взрослого за предметами и

явлениями окружающей

действительности.


- выделять некоторые

существенные, общие и

отличительные свойства хорошо

знакомых предметов;

- наблюдать самостоятельно за предметами и

явлениями окружающей действительности.



Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Речевая практика» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» является создание развивающей предметно-пространственной среды:

Направления коррекционно-развивающей работы

Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация

Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой

Мыслительные операции

Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, автодидактический материал Марии Монтессори

Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память

Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты

Пространственные представления

Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Временные представления

Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации

Конструктивный праксис

Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами

Развитие общей и ручной моторики

Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки

Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарно-тематическом планировании.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Разделы курса

Кол-во часов

Темы

1.

Аудирование и понимание речи

На каждом уроке

Выполнение простых и составных устных инструкций. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

2.

Дикция и выразительность речи

На каждом уроке

Развитие артикуляционной моторики. Коррекция нарушений звукопроизношения. Формирование правильного речевого дыхания.

3.

Общение и его значение в жизни

На каждом уроке

Правила речевого общения. Условные знаки в общении людей. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

4.

Организация речевого общения

36

Обращение, привлечение внимания.

Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …»,

Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением. Правильная реакция на замечания.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Самостоятельно, используя мимику и жесты.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

В 1 КЛАССЕ



Тема урока

Кол-во часов


Дата



Виды учебной деятельности

план

факт

I четверть

1

Приветствие. Повторение материала, изученного в 1 / классе

1

03.09


Повторение игровых действий

2

Упражнение «Кто пришёл сегодня в школу?»

1

07.09


Ответы на простые вопросы

3

Динамическая игра «Урожай»

1

10.09


Повторение игровых действий под музыку

4

Динамическая игра в парах

1

14.09


Построение в пары, игра

5

Упражнение «Я пришёл сегодня в школу»

1

17.09


Ответы на простые вопросы

6

Формирование правильного выдоха «Одуванчик»

1

21.09


Постановка диафрагмально-рёберного дыхания

7

Коммуникативная игра «Дружба»

1

24.09

24.09

Игра в парах, повторение игровых действий

8

Приветствие. Слова «здравствуй» и «здравствуйте»

1

28.09


Составление простых предложений

9

Части суток. Утро. Коммуникативное упражнение «Доброе утро»

1

01.10


Разбор речевой ситуации и участие в ней

10

Упражнение «Моё настроение»

1

05.10

5.10

Ответы на простые вопросы

11

Дидактическое упражнение на приветствие в кругу

1

08.10


Составление фразы по заданному алгоритму

12

Комплекс артикуляционной гимнастики

1

12.10


Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики

13

Наша школа. Кто пришёл сегодня в школу? Повторение имён одноклассников

1

15.10


Ответы на простые вопросы

14

Комплекс артикуляционной гимнастики

1

19.10

19.10

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики

15

Динамическая игра в группе

1

22.10


Динамическая игра по подражанию

16

Дидактическая игра «Задай вопрос другу»

1

26.10


Беседа по вопросам, ответы простыми фразами

II четверть


17

Волшебные песенки: «Ку-ку»

1

29.10


Совместное пропевание, пропевание по подражанию и самостоятельно музыкальных чистоговорок

18

Ролевая игра «Мы с мамой в парке»

1

09.11


Беседа

19

Дидактическая игра «Мои поступки»

1

12.11


Игра по правилам

20

Музыкально-коммуникативная игра

1

16.11


Музыкальная игра по подражанию

21

Волшебные песенки: «Жа-жа»

1

19.11


Совместное пропевание, пропевание по подражанию и самостоятельно музыкальных чистоговорок

22

Дидактическая игра «Составь словосочетание»

1

23.11


Соблюдение правил игры, игровое взаимодействие

23

Формирование речевого выдоха «Листопад»

1

26.11


Постановка диафрагмально-рёберного дыхания

24

Коммуникативная игра «Мне нравится… А тебе?»

1

30.11


Построение простой фразы

25

Комплекс артикуляционной гимнастики

1

03.12


Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики

26

Дидактическая игра «Что у мамы…»

1

07.12


Ответы на простые вопросы

27

«Зимние загадки»

1

10.12


Отгадывание загадок

28

Волшебные песенки: «Ку-ку»

1

14.12


Правильное произнесение чистоговорок

29

Игра на координацию речи с движением «Зима за окном»

1

17.12


Сопряжённое и самостоятельное говорение

30

Музыкально-коммуникативная игра

1

21.12


Соблюдение правил игры, повторение речевого материала

31

Коммуникативная игра «Дарю тебе снежинку»

1

24.12


Соблюдение правил игры, повторение речевого материала

32

Правила поведения на празднике. «Пожелания»

1

28.12


Беседа

33

Правила поведения на празднике. «Пожелания»

1

11.01


Беседа

III четверть


34

Ролевая игра «День рождения»

1

14.01


Беседа, участие в игре

35

Слушание сказки « Волк и семеро козлят»

1

18.01


Слушание сказки

36

«Наша сказка. Волк и семеро козлят». Пальчиковый театр

1

21.01


Активное слушание

37

Дидактическая игра «Покажи нос…»

1

25.01


Выполнение инструкций

38

Коммуникативная игра

1

28.01


Выполнение заданий по инструкции

39

Комплекс артикуляционной гимнастики

1

01.02


Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики

40

Игра на координацию речи с движением. Стихи о зиме

1

04.02


Игровое взаимодействие

41

Волшебные песенки: «Ли-ли»

1



Правильное произнесение чистоговорок

42

Формирование плавного выдоха «Ветер»

1

08.02


Упражнение на формирование плавного выдоха

43

Игра на координацию речи с движением «Сугробы»

1

11.02


Игровое взаимодействие по парам и в малых группах

44

Дидактическая игра «Возьми» (на примере натуральных предметов)

1

15.02


Выполнение и повторение инструкций

45

Ролевая игра «Принеси мне»

1

18.02


Выполнение простой инструкции, составление простой фразы

46

Музыкально-коммуникативная игра

1

01.03


Игровое взаимодействие

47

Комплекс артикуляционной гимнастики

1

04.03


Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики

48

Музыкально-коммуникативная игра по Е.Железновой «Идём-крадёмся»

1

11.03


Выполнение двигательных упражнений различной темпо-ритмической окраски

49

Волшебные песенки: «Са-са»

1

15.03


Чёткое произнесение слогов и чистоговорок

50

Коммуникативная игра

1

18.03


Игровое взаимодействие в парах

51

Слушание сказки «Курочка Ряба»

1

22.03


Слушание сказки

52

Дидактическая игра «Дай мне» (на примере натуральных предметов)

1

25.03


Соблюдение правил игры, повторение речевого материала

IVчетверть


53

Слова при прощании: «пока», «до свидания»

1

05.04


Составление простых фраз со словами

54

Ролевая игра «Я в магазине»

1

08.04


Выполнение простой инструкции, составление простой фразы

55

Комплекс артикуляционной гимнастики

1

12.04


Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики

56

Коммуникативная игра

1

15.04


Игровое взаимодействие

57

Формирование речевого выдоха «Ветерок»

1

19.04


Отработка плавного выдоха

58

Игра на координацию речи с движением «Весна идёт»

1

22.04


Игры в парах и малых группах

59

«Наша сказка. «Курочка Ряба». Пальчиковый театр

1

26.04


Активное слушание

60

Игра на координацию речи с движением «Лучики»

1

29.04


Соблюдение правил игры, повторение речевого материала

61

Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой «Играем с мячиком»

1

03.05


Игровое взаимодействие

62

Утренний круг «Весна»

1

06.05


Выполнение заданий, игр и упражнений по теме

63

Комплекс артикуляционной гимнастики

1

10.05


Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики

64

Повторение материала, изученного за II полугодие

1

13.05


Систематизация учебного материала

65

Повторение материала, изученного за год

1

17.05


Систематизация учебного материала

66

Повторение материала, изученного за год

1

20.05


Систематизация учебного материала




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по адаптированной программе для 1 класса. Предмет "Речевая практика"

Автор: Козлова Марина Константиновна

Дата: 11.12.2021

Номер свидетельства: 594236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа по речевой практике"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_po_rechevoi_praktike"
    ["file_id"] => string(6) "484385"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1541682734"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Адаптированная рабочая программа по математике"
    ["seo_title"] => string(52) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "281981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453633389"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства