Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Основы светской этики 4 класс.»
МКОУ «СОШ с. Весёлый Яр». Учитель Мещерякова Евгения Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (приказ министерства образования от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» примерных программ по учебным предметам. ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») составлена Касмыниной Г.В. на основе программы к учебнику «Основы светской этики» для 4 класса автора А.А.Шемшурина. (УМК Т.Д. Шапошникова)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А. И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 2014
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую сложность нашей страны и современного мира.
Основные цели курса:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Основные задачи курса:
знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в много конфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Личностные УУД:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-осознание ценности человеческой жизни.
Содержание тем учебного курса ОРКСЭ (Светская этика).
Введение в курс (2ч.) Россия - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали.
Этика общения (4 ч.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.
Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.
Этика человеческих отношений (4 ч.) В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.
Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.
Судьба и Родина едины (4 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Характеристика деятельности учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты
Универсальные
учебные действия
Этика общения (4 часа)
1
Добрым жить на белом свете веселей
Читать и
понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания - ориентироваться в словарях и справочниках;
Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
2
Правила общения для всех
3
От добрых правил-добрые слова и поступки
4
Каждый интересен
Этикет (4 часа)
5
Премудрости этикета
Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы.
Составляют план работы над проектом. Подводят
итоги урока; готовятся к работе над проектом.
- знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей,
- познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений
П., - строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями.
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
6
Красота этикета
7
Простые школьные и домашние правила этикета
8
Чистый ручеек нашей речи
Этика человеческих отношений (4 часа)
9
В развитии добрых чувств – творение души
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют
таблицы; выполняют словарную работу;
Пишут
мини-сочинение
ориентироваться в словарях и справочниках;
- определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
10
Природа – волшебные двери к добру и доверию
11
Чувство Родины
12
Жизнь протекает среди людей
Этика отношений в коллективе (4 часа)
13
Чтобы быть коллективом
Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.
Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают
на вопросы, выполняют словарную работу
формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
14
Коллектив начинается с меня
15
Мой класс – мои друзья
16
Ежели душевны вы и к этике не глухи
Простые нравственные истины(4 часа)
17
Жизнь священна
Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.
Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают
на вопросы, выполняют словарную работу
формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
18
Человек рожден для добра
19
Милосердие – закон жизни
20
Жить во благо себе и другим
Душа обязана трудиться (4 часа)
21
Следовать нравственной установке
Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы.
Составляют план работы над проектом. Подводят
итоги урока; готовятся к работе над проектом.
- формирование первичных
представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека
- осознавать ценность человеческой жизни
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
22
Достойно жить среди людей
23
Уметь понять и простить
24
Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)
25
Общение и источники преодоления обид
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют
таблицы; выполняют словарную работу; Пишут
мини-сочинение
формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,
о значении ответственности в жизни людей
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
26
Ростки нравственного опыта поведения
27
Доброте сопутствует терпение
28
Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины (6 часов)
29
С чего начинается Родина
Формулируют проблемные
вопросы
Планируют алгоритм решения проблемы,
записывают проблемные
вопросы.
Читают текст учебника с комментированием;
работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные
вопросы.
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
30,31
В тебе рождается патриот и гражданин
32
Человек- чело века
33
Слово, обращенное к себе
34
Обобщение пройденного
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учащихся:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А. И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 2014
Для учителя:
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А. И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 2014
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014.
Список дополнительной литературы
Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.
Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.
Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием