Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Литературное чтение 4 класс.»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (см. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009 г. № 373), авторской программы по литературному чтению под редакцией программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение». . Сборник рабочих программ «Школа России»). «Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
2. Общая характеристика учебного предмета.
«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Основными задачами курса являются:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно -познавательным.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,драматические произведения.
Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников,об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический__опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность. Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт
освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного,
орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного
произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного
чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации
текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и
музыкальность стихотворной речи).При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл
прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному
творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Программа в 4 классе рассчитана на 102 ч , 3 часа в неделю.
4.Результаты освоения курса по литературному чтению.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
5.Основное содержание курса литературного чтения в 4 классе .
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.Умение самостоятельно составить аннотацию.Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алго-
ритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алго
ритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных
стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание,
различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения
(их различие). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки,
загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе худо-
жественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение».
Вводный урок по курсу литературного чтения(1 ч.)
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации
Летописи. Былины. Жития (6 ч)
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".
Из русской классической литературы (18 ч)
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
Сказки русских писателей (14 ч)
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
Делу время - потехе час (7 ч)
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
Страна далекого детства (8 ч)
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".
Страна "Фантазия" (5 ч)
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
Зарубежная литература (9 ч)
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".
№
Название раздела
Количество часов по программе
Количество часов по рабочей программе
1.
Вводный урок по курсу литературного чтения.
1 ч
1 ч
2.
Летописи, были, жития.
6 ч.
6 ч.
3.
Из русской классической литературы.
18 ч,
18 ч.
4.
Поэтическая тетрадь № 1.
9 ч.
9 ч.
5.
Сказки русских писателей..
14 ч.
14 ч.
6.
Делу время - потехе час.
7 ч.
7 ч.
7.
Страна далекого детства.
8 ч.
8 ч.
8.
Поэтическая тетрадь № 2.
4 ч.
4 ч.
9.
Природа и мы.
9 ч.
9 ч.
10.
Поэтическая тетрадь № 3.
7 ч.
7 ч.
11.
Родина.
5 ч.
5 ч.
12.
Страна Фантазия.
5 ч.
5 ч.
13.
Зарубежная литература.
9 ч.
9 ч.
Итого:
102 ч.
102 ч.
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел программы
4 класс
Всего часов
Содержание
Контрольные,
творческие, лабораторные
Требования к уровню подготовки учащихся
1.
Введение.
1 ч.
Знакомство с учебником по литературному тению. Система условных обозначений. Содержание
учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.
Прогнозировать содержание раздела.
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника
2.
Летописи, былины, сказания, жития.
6 ч.
Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,
восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
3.
Из русской классической литературы.
18ч.
Различные виды чтения. Выразительное
чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль
в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Тестирование
Проверочная работа
Диагностика навыка чтения
Знать творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова, Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.
4.
Поэтическая тетрадь № 1.
9 ч.
Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с
музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Тестирование.
Проверочная работа
Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках..
Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста.выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.
5.
Сказки русских писателей
14 ч.
Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.
Тестирование.
Проверочная работа
Диагностика навыка чтения
Знать творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.
6.
Делу время – потехе час
7 ч.
Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.
Тестирование.
Проверочная работа
Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст.
7.
Страна далёкого детства
8 ч.
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.
Тестирование.
Проверочная работа
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст.
8.
Поэтическая тетрадь № 2.
4 ч.
Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с
музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Тестирование.
Проверочная работа
Знать произведения В. Брюсова, С. Есенина, М. Цветаевой; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках..
Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста.выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.
9.
Природа и мы
9 ч.
Декламация стихотворных произведений.
Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.
Тестирование
Проверочная работа.
Диагностика навыка чтения
Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале.
10.
Поэтическая тетрадь № 3.
7 ч.
Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с
музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Тестирование.
Проверочная работа
Знать произведения Б. Пастернака,
С. Клычкова, Д. Кедрина, Н. Рубцова,
С. Есенина ; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках..
Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста.выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.
11.
Родина
5 ч.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).
Тестирование.
Проверочная работа.
Диагностика навыка чтения
Знать: основное содержание текста.
Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию
12.
Страна «Фантазия»
5 ч.
Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.
Тестирование.
Проверочная работа
Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.
13.
Литература зарубежных
стран.
9 ч.
Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.
Тестирование.
Проверочная работа.
Контрольная работа
Диагностика навыка чтения
Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран.
Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.
6.Календарно- тематическое планирование по литературному чтению.
№ п/п
Тема урока:
Домашнее
Задание:
Дата:
Введение. ( 1 ч.)
1.
1.
Введение. Знакомство с учебником.
С. 6, читать.
Летописи. Былины. Жития ( 6 ч.)
1.
1.
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
С. 7-9, составить рассказ по плану
2.
2.
Сравнительный анализ летописи «И вспомнил Олег коня своего» и стихотворения А. С. Пушкина.
С. 10-11, озаглавить фрагменты летописи
3.
3.
Былина –жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».
Проверочная работа № 1 по теме «Летописи, былины, жития».
Найти сообщение о Ершове П. П.
7.
7.
Наши проекты № 1. «Создание календаря исторических событий».
Срок -1 неделя.
Из русской классической литературы ( 18 ч.)
8.
1.
Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конек-Горбунок» (отрывок)
Техника чтения № 1 (входная).
С. 38-50, читать
9.
2.
Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конек-Горбунок» (отрывок)
С. 51-59, выразительное чтение
10.
3.
Характеры главных героев в сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок».
С. 39 -50, пересказ
11.
4.
Характеры главных героев в сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок».
С. 51-59, пересказ.
12.
5.
А.С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора».
Чтение наизусть по выбору.
13.
6.
Знакомство со сказкой. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
С. 70-90, чтение сказки.
14.
7.
Герои сказки А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Описание героя
15.
8.
Волшебные сказки: народные и литературные.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Чтение наизусть отрывка.
16.
9.
Волшебные сказки: народные и литературные.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Чтение наизусть отрывка.
17.
10.
М .Ю. Лермонтов. Олицетворение –прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».
Выразительное чтение, с. 96.
18.
11.
Поступки героев в сказке М. Ю. Лермонтов . «Ашик - Кериб» (турецкая сказка).
Выразительное чтение,
с. 97 -103.
19.
12.
Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб».
Выразительное чтение,
С. 104-110, ответить на вопросы.
20.
13.
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».
Выразительное чтение,
с. 115-118.
21.
14.
Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
С. 119, пересказ от имени мужика.
22.
15.
Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»
Пересказ от лица героев.
23.
16.
А. П. Чехов «Мальчики».
Пересказ отрывка. Составление плана.
24.
17.
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
Тест № 2 «Чудесный мир классики»
25.
18.
Контрольный урок по теме «Русская классическая литература»
Проверочная работа № 2 по теме «Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь № 1 ( 9 ч.)
26.
1.
Тоска по Родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.
«Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»
С.138-140, учить по выбору.
27.
2.
А. А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь».
С. 141-142, учить по выбору.
28.
3.
Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Где сладкий шепот …»
С. 143 -144, выразительное чтение
29.
4.
Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка».
С. 145, чтение наизусть.
30.
5.
Тема любви к Родине в стихотворении И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»
С. 146, выразительное чтение.
31.
6.
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
С. 147 – 149, выразительное чтение.
32.
7.
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».
С. 150 – 151, выразительное чтение.
33.
8.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 1».
Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь № 1».
Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь № 1», с. 11.
34.
9.
Контрольный урок по теме «Поэтическая тетрадь № 1».
Проверочная работа № 3 по теме «Поэтическая тетрадь № 1».
Сказки русских писателей ( 14 ч. )
35.
1.
Научно- познавательная сказка. В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»
С. 156-167, перечитать сказку.
36.
2.
Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».
С. 168, №3, 4, выполнить задание.
37.
3.
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Миша.
Подготовьте рассказ о Мише.
38.
4.
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Жители городка в табакерке.
С. 168, № 6, подготовьте рассказ о жителях табакерки.
39.
5.
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Роза.
С. 169-178, перечитать сказку, найти описание розы.
40.
6.
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Жаба.
С. 169-178, перечитать сказку, найти описание жабы.
41.
7.
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни.
С. 180-191, перечитать сказ, подготовить выразительное чтение.
42.
8.
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. Даренка и серебряное копытце.
Пересказ от имени Даренки.
43.
9.
Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». Кокованя и Даренка.
Чтение по ролям.
44.
10.
Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
С. 193-214, перечитать сказку, поделить на части.
45.
11.
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке
С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Чтение по ролям. Диагностика навыка чтения.
46.
12.
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Техника чтения № 2.
Выразительное чтение понравившейся части.
47.
13.
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Тест № 4 по теме «Литературные сказки».
Подготовка к проверочной работе № 4 по теме «Литературные сказки».
48.
14.
Обобщение по разделу : «Литературные сказки».
Проверочная работа № 4 по теме: «Литературные сказки»
Делу время – потехе час (7 ч.)
50.
1.
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».
С. 4 – 16, перечитать сказку, найти толкование непонятных слов и выражений.
51.
2.
Нравственный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца.
С. 4 – 16, перечитать сказку, поделить на части.
52.
3.
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца.
Пересказ части по выбору.
53.
4.
В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта.
С. 17 – 23, чтение по ролям.
54.
5.
Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».
С. 24 – 28, чтение по ролям.
55.
6.
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой горчицы я не ел».
Тест № 5 по теме : «Делу время- потехе час».
С. 29 – 34, выразительное чтение
56.
7.
Обобщение по разделу : «Делу время – потехе час».
Проверочная работа № 5 по теме: «Делу время- потехе час».
Страна далекого детства ( 8 ч.)
57.
1.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
С. 38 – 46, выразительное чтение.
58.
2.
Взаимоотношения детей и взрослых в рассказе Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.
С. 38 – 46, пересказ.
59.
3.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
С. 47 – 58, перечитать произведение.
60.
4.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.
С. 47 – 58,
61.
5.
Сравнение как средство художественной выразительности , используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Найти в тексте сравнения.
62.
6.
Олицетворение как средство художественной выразительности , используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Олицетворение (найти в тексте примеры).
63.
7.
М. М. Зощенко «Ёлка». Комическое в рассказе, средства его создания.
Тест № 6 по теме : «Страна далекого детства».
Подготовка к проверочной работе № 6 по теме «Страна детства».
64.
8.
Обобщение по разделу «Страна детства».
Проверочная работа № 6 по теме: «Страна детства».
Поэтическая тетрадь № 2 (4 ч.)
65.
1.
Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».
С. 68 – 70, выразительное чтение.
66.
2.
Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
С. 71 – учить.
67.
3.
Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
С. 72 – 73, выразительное чтение.
68.
4.
Обобщение о разделу «Поэтическая тетрадь № 2»
Тест № 7 по разделу «Поэтическая тетрадь № 2».
Методическое пособие для учителя.
Природа и мы ( 9 ч.)
69.
1.
Отношение живой природы и человека в рассказе Д. Н. Мамина- Сибиряка «Приемыш».
С. 76 – 83, перечитать рассказ.
70.
2.
Роль рассуждений и диалога в рассказе Д.Н. Мамина- Сибиряка «Приемыш».
Творческий пересказ.
71.
3.
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика и портрет животных в рассказе.
С. 85 – 91, перечитать рассказ, подготовиться к работе с текстом.
72.
4.
Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»
Творческий пересказ от имени Барбоса.
73.
5.
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка».
С. 92 – 95, выразительное чтение.
74.
6.
Юмор в рассказе о животных Е. И. Чарушина «Кабан».
Творческий пересказ от имени автора.
75.
7.
Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
Техника чтения № 3.
С. 100 – 109, перечитать рассказ.
76.
8.
Главные герои рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
Тест № 8 по разделу «Природа и мы».
Пересказ от имени Скрипа.
77.
9.
Обобщение по разделу «Природа и мы».
Проверочная работа № 7 по разделу «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь № 3 ( 7 ч .)
78.
1.
Настроение выраженное в стихах Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
С. 114-115, чтение наизусть.
79.
2.
Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу».
С. 116 – 117, выразительное чтение.
80.
3.
Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето».
С. 118, чтение наизусть.
81.
4.
Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь».
С. 119, выразительное чтение.
82.
5.
Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка».
С. 120 – 125, перечитать произведение.
83.
6.
Эпитеты и сравнения произведения С. А. Есенина «Лебедушка».
Тест № 9 по разделу «Поэтическая тетрадь № 3».
С. 120 – 125, выразительное чтение
84.
7.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 3».
Проверочная работа № 8 по теме: «Поэтическая тетрадь № 3».
Родина (5 ч.)
85.
1.
Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь».
С. 128 – 132, выразительное чтение.
86.
2.
Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине».
С. 133 – 135, чтение наизусть.
87.
3.
Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина « О, Родина! В неярком блеске».
Тест № 10 по разделу «Родина».
С. 138 – выразительное чтение.
88.
4.
Наши проекты № 2 по теме «Они защищали Родину».
Срок- 1 неделя.
89.
5.
Обобщение по разделу «Родина».
Проверочная работа № 9 по теме «Родина».
Страна Фантазия (5 ч.)
90.
1.
Фантастика. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
С. 144 – 149, перечитать произведение.
91.
2.
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Характеристика главных героев.
С. 144 – 149, составить рассказ «Наш друг Электроник».
92.
3.
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.
С. 150 – 156, перечитать рассказ.
93.
4.
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Характеристика главных героев.
Тест № 11 по разделу «Страна Фантазия».
Составить рассказ об Алисе.
94.
5.
Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»
Проверочная работа № 10 по теме «Страна Фантазия».
Зарубежная литература ( 9 ч.)
95.
1.
Фантастические события в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера».
С. 160 – 166, перечитать произведение.
96.
2.
Персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера».
С. 160 – 166, придумать рассказ о том, что бы произошло, если бы на время стал великаном.
97.
3.
Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
С. 167 -193, дочитать произведение.
98.
4.
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х . Андерсена «Русалочка».
С. 167 – 193, рассказать о любом персонаже сказки.
99.
6.
Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера».
С. 194 -200, пересказ.
100.
7.
Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».
С. 201- 208, читать.
101.
8.
Тест № 12 по разделу «Зарубежная литература».
102.
9.
Стандартизированная контрольная работа.
Техника чтения № 4.
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы 1 - 4 класс.
Учебники:
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина)
Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина)
Методические пособия
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова Л. В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова Л. В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.
Книги для учителя
Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность
Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).
2.Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению..
3.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
4.Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Экспозиционный экран
Оборудование класса
1.Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Планируемые результаты.
4 класс
Личностные
Учащиеся научатся:
l понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;l собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.); l составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать
в них и произведения собственного сочинения; l принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
l формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;l читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной
речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);l осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; l принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; l выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; l оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; l определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; l фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы
баллов);l фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Познавательные УУД
Учащиеся научатся;
l находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; l анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;l находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; l сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; l сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;l находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;l сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в за висимости от мотива;l создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
l понимать смысл и значение создания летописей, былин,житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,Горького и др.) для русской и мировой литературы;l проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
l предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; l определять основную идею произведений разнообразных
жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
l высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; l формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;l пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;l участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;l создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;l способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);l демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);l предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;l определять цитаты из текста литературного произведения,выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; l использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
l отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; l определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; l определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; l оценивать своё поведение по критериям, работанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;l искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;l обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;l находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы раl находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;l
Учащиеся получат возможность научиться:
l участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;l договариваться друг с другом, аргументировать свою
позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;l интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
l понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета,Некрасова и др.) для русской культуры;l читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте,выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;l выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);l пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать,что точно подобранное автором слово способно создавать яр-
кий образ;l участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; решения конфликтных ситуаций;__ l формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; l делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;l находить в произведениях средства художественной выразительности;l готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
l пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; l составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); l подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по
данной теме, делать подборку наиболее понравившимыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях; l писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
l сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).