Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"»
Рабочая программа курса «Край, в котором я живу»
3 класс
(66 часов)
Пояснительная записка.
Главной задачей факультативного курса «Край, в котором я живу» является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель – расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности программы
Курс рассчитан на 4 года обучения.
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
«Моя семья» (17 ч)
«Моя школа» (9 ч.)
«Моё село» (14 ч.)
«Мой район. Природа родного края» (26 ч.)
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Рассчитан факультативный курс на 66 часов (2 часа в неделю).
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории развития Ставропольского края. Темы первого класса также будут продолжены и во втором классе.
В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе системы Л.В. Занкова, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России». Но также будут разработаны и продолжены темы краеведческого курса «Край, в котором я живу».
Планируемые результаты
Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Содержание программы.
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (17 часов)
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
2 блок. МОЯ ШКОЛА. (9 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
3 блок. Моя станица. (14 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родной станице, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (26 ч.)
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историюрайона, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Моя семья.
17ч
1.
Что такое семья? Вводное занятие.
1ч
2.
Кто я? Где живу?
1ч
3.
Тайны наших имён. Дорожите своим именем.
1ч
4.
Моя фамилия.
1ч
5.
Лента времени моей жизни.
1ч
6.
Мой папа. Моё отчество.
1ч
7.
Моя мама.
1ч
8.
Я - сын. Я – дочь. Каков я?
1ч
9.
Какие мы знаем профессии.
1ч
10.
Профессии моих родителей.
1ч
11.
Заочная экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников.
1ч
12.
Любимые занятия моих родителей.
1ч
13.
Моя бабушка. Мой дедушка.
1ч
14.
Встреча с бабушками и дедушками детей в школе.
1ч
15.
Моя родословная.
1ч
16.
Конкурс рисунков «Моя семья».
1ч
17.
Заключительное занятие по теме «Моя семья»
1ч
Моя школа
9 ч
18.
Что такое школа? Вводное занятие.
1ч
19.
Моя школа. Показ видеофильма о родной школе.
1ч
20.
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору.
1ч
21.
Моя школа получила миллион! Достижения моей школы.
1ч
22.
Традиции школы. Законы и заповеди.
1ч
23.
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра.
1ч
24.
Я – ученик моей школы.
1ч
25.
Конкурс рисунков «Моя школа»
1ч
Заключительное занятие по теме «Моя школа»
Моя станица
14ч
27.
Моя станица Незлобная. Вводное занятие.
1ч
28.
История моей станицы.
1ч
29.
История моей станицы. Экскурсия в библиотеку.
1ч
30.
Путешествие во времени.
1ч
31.
Мой любимый уголок станицы. Экскурсия.
1ч
32.
В гости к старожилам. Экскурсия.
1ч
33.
Памятные места моей станицы. Экскурсия.
1ч
34.
Мои известные земляки.
1ч
35.
Традиции станицы Незлобной.
1ч
36.
Посещение сельской библиотеки.
1ч
37.
Конкурс рисунков «Моя станица родная»
1ч
38.
Ветераны войны в моей станице. Встреча с ветеранами.
1ч
39.
Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину»
1ч
Мой район. Природа родного края
26ч
41.
Георгиевский район. Вводное занятие.
1ч
42.
История создания района.
1ч
43.
Заповедные места.
1ч
44.
Растения родного края. Экскурсия в природу.
1ч
45.
Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации.
1ч
46.
Зелёный мир вокруг нас. Викторина.
1ч
47.
Мир насекомых. Виды, места обитания.
1ч
48.
Насекомые нашего края.
1ч
49.
Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых».
1ч
50.
Обитатели вод. Общие признаки рыб.
1ч
51.
Рыбы, обитающие в реках Подкумок, Кума, в озёрах района.
1ч
52.
Охрана рыбных богатств.
1ч
53.
Викторина «Золотая рыбка».
1ч
54.
Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки.
1ч
55.
Птицы нашего края.
1ч
56.
Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу.
1ч
57.
Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации
1ч
58.
Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек.
1ч
59.
Игра «Птичий час».
1ч
60.
Животный мир. Общие понятия.
1ч
61.
Звери, обитающие на территории нашего района
1ч
62.
Охраняемые виды животных родного края.
1ч
63.
«В мире животных». Викторина.
1ч
64.
Конкурс рисунков «Природа родного края»
1ч
65.
Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного края
1ч
66.
Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу»
1ч
Методическое обеспечение
1 блок МОЯ СЕМЬЯ
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:исследовательские,практические,объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.
2 блок МОЯ ШКОЛА
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения. Остаются также такие методы, какобъяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.
Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.
Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие;
Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.
3 блок Моя станица
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии, конкурс рисунков «Моя станица», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:частично-исследовательский,поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат - гора 1999.
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.
4 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея;
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998.
Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.
5. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. - Ставропольское книжное издательство, 1990.
7. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
8 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
10. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
11. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
12. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
13. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
14. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.
15. Игнатов В.Г. Стратегия национальной политики РФ на Северном Кавказе. - Ростов - на - Дону, 1995.
16. Край наш Ставрополье. Очерки истории. - Ставрополь. Шат-гора, 1999.
17. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края.
18. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
19. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
20. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). – В 6 кн. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
21. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
22. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
23. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980.
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2000 .