Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "В мире творчества" 2 класс»
Рабочая программа
кружка «В мире творчества»
для 2 класса
Учитель начальных классов
Якупова Ф.Р.
Альметьевск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков.
В нашем современном мире возникает необходимость позаботиться об укреплении наиболее тесных связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Именно эти связи я стремлюсь «укрепить» на занятиях кружка «В мире творчества».
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Специфика работы кружка “В мире творчества” состоит в том, что она строится на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Цель программы
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
2 год обучения
формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
обучить детей владению инструментами и приспособлениями
научить выполнять «потайной» шов.
обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.
обучать художественному моделированию из бумаги.
обучить приемам конструирования поделок из природного материала.
формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.
ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципуот простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Технологии:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Из расчёта:
2 часа в неделю:
• 1 класс – 66 часов,
• 2 класс – 68 часов,
• 3 класс – 68 часов,
• 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание дополнительного образования на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность. В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции. Содержание работы кружка имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств учащихся.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п
Наименование
раздела
Теория
Практика
Всего часов
1
Введение
1
1
2
2
Работа с бумагой и картоном
1
20
21
3
Работа с тканью, мехом
1
12
13
4
Работа с природным материалом.
1
9
10
5
Работа с пластилином
1
8
9
6
Художественное творчество
1
10
11
7
Итоговое занятие
1
1
2
7
28
Итого
68
Содержание программы 2 года обучения (68 часов)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
1.Введение (2 часа).
Теория – 1 час
Введение в образовательную программу второго года обучения.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 1 час
Экскурсия в музей
2. Работа с бумагой и картоном (21 часов).
Теория – 1 час
Виды бумаги и картона.
Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (2 часа)
3.Работа с тканью, мехом(13 часов).
Теория – 1 час
Знакомство с профессией швеи (1 час).
Практика – 12 часа
Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения (4 часа)
Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (2 часа)
Лоскутная аппликация « Павлин» (2 часа)
«Калфак» и «Тюбетейка» (4 часа)
4.Работа с природным материалом (10 часов).
Теория– 1 час
Флористика. Природа Татарстана.
Практика – 9 часов
Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа)
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (2 часа)
Изготовление органайзера из зерен и гороха (2 часа)
Объёмные поделки сказочных персонажей Г. Тукая (2 часа)
Аппликация из соломы (1 час)
5.Работа с пластилином (9 часов).
Теория – 1 час
Профессия скульптора.
Практика – 8 часов
Лепка людей, животных по образцу (2 часа)
Пластилиновая аппликация на картоне «Яблоко на ветке» (по образцу) (2 часа)
Пластилиновая аппликация на картоне «Жар пптица» (по образцу) (2 часа)
Пластилиновая аппликация на картоне «Натюрморт» (по образцу) (2 часа)
6.Художественное творчество (11 часов).
Теория – 1 час
Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.
Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся.
Практика – 10 часов
Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края:
«Летом в лесу» (2 часа)
«Мой сад» (2 часа)
«Ромашковая поляна» (2 час)
«Пчелка» (2 часа)
«Бабочки» (2 часа)
7. Итоговое занятие (2 часа).
Теория – 1 час
Рефлексия, анкетирование.
Практика – 1 час
Выставка творческих работ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Результатом реализации данной учебной программы являются анкетирование, выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс, 68 часов
№ урока
Тема занятия
Дата
план
факт
Введение. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
02.09.2022
Экскурсия в музей.
05.09.2022
Работа с бумагой и картоном (21 час)
Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
09.09.2022
Знакомство с техникой «Мозаика»
12.09.2022
Знакомство с техникой «Мозаика»
16.09.2022
Мозаика «Воспоминание о лете»
19.09.2022
Мозаика «Воспоминание о лете»
23.09.2022
Аппликация «Осенний лес»
26.09.2022
Аппликация «Осенний лес»
30.09.2022
Аппликация «Ракета летит на Луну»
03.10.2022
Аппликация «Ракета летит на Луну»
07.10.2022
Аппликация «Грибы»
10.10.2022
Аппликация «Грибы»
14.10.2022
Аппликация «Аквариум»
17.10.2022
Аппликация «Аквариум»
21.10.2022
Аппликация «Лесная сказка»
24.10.2022
Аппликация «Лесная сказка»
28.10.2022
Аппликация «У озера»
07.11.2022
Аппликация «У озера»
11.11.2022
Аппликация «Птицы»
14.11.2022
Аппликация «Птицы»
18.11.2022
Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей
21.11.2022
Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей
25.11.2022
Работа с тканью, мехом (13 часов)
Знакомство с профессией швеи (теория)
28.11.2022
Техника выполнения шва «потайной».
02.12.2022
Техника выполнения шва «потайной».
05.12.2022
Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения.
09.12.2022
Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения.
12.12.2022
Лоскутная аппликация « Домик в деревне»
16.12.2022
Лоскутная аппликация « Домик в деревне»
19.12.2022
Лоскутная аппликация « Павлин»
23.12.2022
Лоскутная аппликация « Павлин»
26.12.2022
Лоскутная аппликация « Калфак»
09.01.2023
Лоскутная аппликация « Калфак»
13.01.2023
Лоскутная аппликация « Тюбетейка»
16.01.2023
Лоскутная аппликация « Тюбетейка»
20.01.2023
Работа с природным материалом (10 часов)
Флористика. Природа Татарстана.
23.01.2023
Изготовление композиций из засушенных листьев
27.01.2023
Изготовление композиций из засушенных листьев
30.01.2023
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) Национальные узоры.
03.02.2023
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) Национальные узоры.
06.02.2023
Изготовление органайзера из зерен и гороха
10.02.2023
Изготовление органайзера из зерен и гороха
13.02.2023
Объёмные поделки сказочных персонажей Г. Тукая
17.02.2023
Объёмные поделки сказочных персонажей Г. Тукая
20.02.2023
Аппликация из соломы.
24.02.2023
Работа с пластилином (9 часов)
Профессия скульптора
27.02.2023
Лепка людей, животных по образцу
03.03.2023
Лепка людей, животных по образцу
06.03.2023
Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу)
10.03.2023
Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу)
13.03.2023
Пластилиновая аппликация на картоне «Жар птица» (по образцу)
17.03.2023
Пластилиновая аппликация на картоне «Жар птица» (по образцу)
20.03.2023
Пластилиновая аппликация на картоне «Натюрморт»
24.03.2023
Пластилиновая аппликация на картоне «Натюрморт»
03.04.2023
Художественное творчество (11 часов)
Цветных карандаши, акварель, гуашь. Растительный мир и лесные дары местности, в которой живут обучающиеся.
07.04.2023
Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края «Летом в лесу»
10.04.2023
Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края «Летом в лесу»
14.04.2023
Сюжетное рисование «Мой сад»
17.04.2023
Сюжетное рисование «Мой сад»
21.04.2023
Сюжетное рисование «Ромашковая поляна»
24.04.2023
Сюжетное рисование «Ромашковая поляна»
28.04.2023
Сюжетное рисование «Пчелка»
05.05.2023
Сюжетное рисование «Пчелка»
08.05.2023
Сюжетное рисование «Бабочки»
12.05.2023
Сюжетное рисование «Бабочки»
15.05.2023
Итоговые занятия (2 часа)
Рефлексия, анкетирование.
19.05.2023
Выставка творческих работ
22.05.2023
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам начальные классы, М., “Просвещение” 2010.
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.