Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р. п. Лазарев
Николаевского муниципального района
Принято на заседании Согласовано Утверждено
Педагогического совета Заместитель директора Директор МБОУ
по УР СОШ р. п. Лазарев
Протокол № 1
от 23 августа 2021 г. ____ Г. А. Горновская ____ О. В. Волкова
Рабочая программа
по предмету
Физическая культура
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Попичева О.А.
учитель начальных классов
соответствие занимаемой должности
р. п. Лазарев
2021 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основании:
• ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576)
• Устава МБОУ СОШ р. п. Лазарев
• Учебного плана МБОУ СОШ р. п. Лазарев
Программа по предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы А.П. Матвеева, издательство «Просвещение» 2011 год - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2018 г.,
Примерной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ р. п. Лазарев.
Планируемые результаты освоения учебного предмета физическая культура к концу 1 - го года
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Предметные результаты
Знания о физической культуре
Обучающийся научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры;
знать известных спортсменов и тренеров по различным видам спорта;
знать спортивные сооружения и их предназначение;
организовывать занятия с играми в зависимости от интересов и уровня физической подготовленности занимающихся.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
Способы физкультурной деятельности
Обучающийся научится:
отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки;
проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации);
соблюдать правила взаимодействия с игроками во время проведения подвижных игр и простейших соревнований;
правильно подбирать инвентарь и одежду в зависимости от способа двигательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки;
выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей);
выполнять легкоатлетические упражнения (медленный равномерный бег; метание малого мяча в горизонтальную цель; метание набивного мяча снизу, из за головы, от груди; ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с различным положением рук, сгибая ноги вперед, с перешагиванием через препятствие);
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом, подъёмы в гору ступающим шагом, «лесенкой», спуски со склона в стойке разной высоты (низкой, средней, высокой).
Содержание курса «Физическая культура (102 ч.)
Знания о физической культуре (16 ч.)
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Научимся заниматься физической культурой (93 ч.)
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например:
из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; кувырок
вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Подвижные игры.На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: игры включающие прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации движений: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6‑минутный бег.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Проверим свои знания и умения (2 ч.)
Подведём итоги. Составить свой комплекс утренней гимнастики.Проверим свои знания и умения. Тестовые задания.
Календарно - тематическое планирование по физической культуре 1 класс
№ п/п
Раздел, тема
Кол- во часов
Дата по плану
Дата по факту
Примечания
1
Что такое физическая культура
1
2
История физической культуры.
1
3
Физическая культура разных народов.
1
4
Чему обучают на уроках физической культуры
1
5
Как возникли физические упражнения
1
6
Подвижные игры
1
7
Игра «У медведя в бору»
1
8
Игра «Кошки - мышки»
1
9
Одежда для игр и прогулок
1
10
Что такое режим дня
1
11
Утренняя зарядка и личная гигиена
1
12
Что такое осанка
1
13
Строевые упражнения
1
14
Строевые упражнения, перестроения
1
15
Основные способы передвижения
1
16
Подведём итоги. Устное сообщение о своём любимом виде спорта
1
17
Исходные положения в физических упражнениях
1
18
Подвижные игры. Привила игры «Пятнашки»
1
19
Игра «Охотники и утки»
1
20
Игра «Горелки»
1
21
Считалки для подвижных игр
1
22
Режим дня.
1
23
Составление режима дня младшего школьника
1
24
Комплекс упражнений утренней зарядки
1
25
Разучивание комплекса упражнений. Ходьба
1
26
Разучивание комплекса упражнений. Потягивание
1
27
Разучивание комплекса упражнений. Махи руками
1
28
Разучивание комплекса упражнений. Повороты
1
29
Разучивание комплекса упражнений. Наклоны в стороны
1
30
Разучивание комплекса упражнений. Наклоны вперёд
1
31
Разучивание комплекса упражнений. Приседание
1
32
Разучивание комплекса упражнений. Прыжки
1
33
Прыжки, прыжки с поворотами
1
34
Упражнения для физкультминутки
1
35
Упражнения на стуле
1
36
Упражнения стоя
1
37
Бег.
1
38
Длительный и равномерный бег
1
39
Элементы акробатических упражнений
1
40
Висы, упоры, смешанные упоры
1
41
Лазание, перелезание, подлезание
1
42
Опорный прыжок.
1
43
Упражнения на равновесие
1
44
Лыжная подготовка. Одежда лыжника
1
45
Передвижение на лыжах. Ступающий шаг.
1
46
Передвижение на лыжах. Ступающий шаг.
1
47
Передвижение на лыжах. Скользящий шаг.
1
48
Передвижение на лыжах. Скользящий шаг.
1
49
Ступающий шаг на лыжах без лыжных палок.
1
50
Скользящий шаг на лыжах без лыжных палок.
1
51
Передвижение на лыжах. Стойка лыжника
1
52
Передвижение на лыжах. Стойка лыжника
1
53
Повороты на лыжах переступанием и прыжком.
1
54
Повороты на лыжах переступанием и прыжком.
1
55
Спуск на лыжах со склона в нижней стойке.
1
56
Спуск на лыжах со склона в нижней стойке.
1
57
Передвижение и спуск на лыжах «змейкой».
1
58
Передвижение и спуск на лыжах «змейкой».
1
59
Подвижные игры на лыжах.
1
60
Подвижные игры на лыжах. Кто дальше прокатится
1
61
Подвижные игры на лыжах. Охотники и олени
1
62
Подвижная игра на лыжах «Накаты».
1
63
Подвижные игры на лыжах. Встречная эстафета
1
64
Комплекс упражнений утренней зарядки с гимнастической палкой
1
65
Разучивание комплекса упражнений утренней зарядки с гимнастической палкой
1
66
Упражнения для осанки
1
67
Упражнения с предметом на голове стоя у стены
1
68
Упражнения с предметом на голове в движении
1
69
Упражнения с предметом на голове в движении
1
70
Упражнения для укрепления мышц туловища с предметами
1
71
Упражнения для укрепления мышц туловища без предметов
1
72
Комплекс утренней зарядки
1
73
Упражнения на потягивание
1
74
Упражнения для усиления дыхания и кровообращения
1
75
Упражнения для мышц рук
1
76
Упражнения для мышц туловища
1
77
Упражнения для мышц туловища
1
78
Упражнения для мышц рук и спины
1
79
Упражнения для мышц живота
1
80
Упражнения для мышц живота
1
81
Упражнения для мышц спины
1
82
Упражнения для мышц спины
1
83
Упражнения для мышц ног
1
84
Прыжки
1
85
Упражнения для восстановления дыхания
1
86
Игры со сложными способами передвижения
1
87
Игра «Тройка»
1
88
Игра «Рыбки»
1
89
Игра «Раки»
1
90
Игра «Бой петухов»
1
91
Игры развивающие быстроту и ловкость
1
92
Игра «Не попади в болото»
1
93
Игра « Волк в засаде»
1
94
Игра «Выстрел в небо»
1
95
Игра « Салки - догонялки»
1
96
Игра «Совушка»
1
97
Игра «Не оступись»
1
98
Игра «Брось - поймай»
1
99
Игра «Пингвины с мячом»
1
100
Игра «Кто быстрее»
1
101
Подвижные игры с элементами спортивных игр
1
102
Подведём итоги. Составить свой комплекс утренней гимнастики