kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Театральная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Кукольный театр способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Театр как сценический вид искусства соединяет все виды художественной деятельности, помогает создать систему комплексного гуманитарно-эстетического образования, в которой стираются границы между отдельными дисциплинами: литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Театральная деятельность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»




Согласовано Утверждаю

Зам директора по ВР Директор МБОУ «Школа №17»

_________ Л.В. Сенина _______________М.В. Пермяков

«___»_________2017г «___»_________2017г



Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Театральная деятельность»

(4 класс)







Автор-составитель:

Н.В. Шаврина

учитель начальных классов






Полысаево -2017

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии со статьей 12 п.7 Федерального закона «Об образовании РФ» и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Игра различных направлений, игра с куклой – основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Кукольный театр способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Театр как сценический вид искусства соединяет все виды художественной деятельности, помогает создать систему комплексного гуманитарно-эстетического образования, в которой стираются границы между отдельными дисциплинами: литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством. Работа над созданием спектакля объединена значимой для всех участников целью и направлена на конечный результат, где просматривается успех, как всего коллектива, так и каждого ребёнка отдельно. Театральная деятельность, дающая простор воображению ребёнка, наполняет внутреннюю жизнь ребёнка особым смыслом, помогает вырабатывать определённое отношение к коллективу, выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, помогает развивать межличностные отношения. Театральная деятельность даёт шанс на успех и удачу каждому ребёнку.

Цель:

формирование навыков сотрудничества, творчества, коммуникативности, самореализации через постановку спектаклей.

Задачи:

  • Ознакомить с особенностями театрального искусства, с историей театра.

  • Развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, технику и культуру речи, воображение.

  • Воспитывать уважение друг к другу, культуру поведения

  • Привлечь родителей к интересам детей.

Театральная деятельность способствует всестороннему развитию личности, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации.



  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предлагаемая программа позволяет организовать активную деятельность школьников, сформировать отношения сотворчества педагога и воспитанников, которые с первых моментов обучения задают в качестве стиля жизни необходимость проявлять самостоятельность, инициативу и творчество.

За время обучения по данной программе обучающиеся приобретают следующие умения и навыки : умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Дети должны уметь:  

  • выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;

  • построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;

  • придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;

  • найти оправдание любой позе;

  • развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;

  • рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;

  • рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;

  • двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;

  • построить этюд в паре с любым партнером;

  • объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;

  • поддержать диалог с партнером;

  • описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;

  • описать собственные эмоции;

  • итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;

  • удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);

  • запомнить:

- свои места в течение 3-4 передвижений;

- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;

- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;

  • знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.


Требования к уровню подготовки учащихся

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Курс ориентирован на достижение личностных результатов.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качеств.

В процессе обучения наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле. Причём важна не, только оценка в целом, но и индивидуальная оценка каждого участника. После премьеры спектакля каждый ребёнок высказывает мнение о том, что у него получилось очень здорово, а где ему ещё надо поработать.

  1. Содержание программы

Данная программа включена в общекультурное направление.

Участие в театрализации повышает мотивацию обучения. Помогает решению задач образовательной программы по литературному чтению. У детей повышается темп чтения, выразительность. Развивается художественный вкус. Использование различных театральных постановок закрепляет знания детей по правилам дорожного движения, экологии, русскому языку, окружающему миру.

Предлагаемая программа построена в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа «Кукольный театр» общим объемом 33 часа изучается в течение года. 1 час в неделю.

Виды деятельности: изготовление декораций, кукол, постановка спектаклей. Выступления на школьных праздниках, в детских домах.

При проведении занятий используются методы: словесные, демонстративно-наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы: отзывы о спектаклях; оформление летописи театра; детские рисунки. Главной формой подведения итогов является показ спектакля.

Освоение курса предполагает, посещение коллективных занятий, посещение театра, выступления перед детьми и родителями.


Содержание учебного предмета, курса.


Содержание курса

Формы организации

Виды деятельности

1.

Основы театральой культуры, культура общения

игра

беседа

иллюстрирование


- игровая деятельность;

-познавательная деятельность;

- досугово - развлекательная деятельность;

- художественное творчество;


2.

Сценическая речь

изучение основ сценического мастерства

мастерская образа

мастерская костюма, декораций

инсценирование прочитанного произведения


- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение;

-досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;


3.

Работа над кукольным спектаклем

постановка спектакля

посещение спектакля

работа в малых группах

актёрский тренинг

экскурсия

выступление


-игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение;

-досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;


  1. Тематическое планирование



п\п

Раздел

Количество часов

1

Основы театральой культуры, культура общения

6

2

Сценическая речь

6

3

Работа над кукольным спектаклем

21

























  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы.

Кол-во часов

Форма занятия

Планируемые результаты

Дата


Основы театральной культуры, культура общения.

6



регулятивные:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

познавательные:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

коммуникативные:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность



1

Знакомство с историей развития кукольных театров России.

1

Беседа


01.09

2.

Театр снаружи и внутри.

1

беседа показ

08.09

3

Как правильно общаться.

1

баседа

15.09

4

Как правильно общаться. Мини сценки.

1

сценки

беседа

22.09

5

Общие правила нравственности.

1

круглый стол

29.09

6

Дари людям радость.

1

иллюстрации

06.10


Сценическая речь.

6


коммуникативные:

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;



7

Театральные игры.

1

игра

13.10

8

Игра: «Крокодил».

1

игра

20.10

9

Игра «День ночь».

1

игра

27.10

10

Игра «Море волнуется раз».

1

игра

10.11

11

Игра «Весёлые обезьянки».

1

игра

17.11

12

Игра: «Повар».

1

игра

24.11


Работа над спектаклем.

21


регулятивные:

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

познавательные:

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

коммуникативные:

·  обращаться за помощью;

·формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




13

Распределение ролей спектакля «Козочка».

1

сценка

01.12

14

Изготовление декораций

1

конструирование беседа

08.12

15

Работа с актёрами: козочка, бабушка, пёс.

1

беседа сценка монолог диалог

15.12

16

Работа с актёрами: волк, мышка, белочка, дятел.

1

беседа сценка монолог диалог

22.12

17

Репетиция сказки «Козочка»

1

беседа сценка монолог диалог

12.01

18

Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры.

1

беседа сценка монолог диалог


19.01

19


Распределение ролей сказки «По щучьему веленью».

1


беседа сценка монолог диалог

26.01

20

Изготовление декораций.

1

конструирование беседа

02.02

21

Работа с актёрами: Емеля, царь, царевна, щука.

1

беседа сценка монолог диалог

09.02

22

Работа с актёрами: врач, боярин, нянька.


1

беседа сценка монолог диалог

06.02

23

Репетиция сказки «По щучьему веленью»


1

беседа сценка монолог диалог

02.03

24

Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры.

1

беседа сценка монолог диалог

16.03

25

«Жили-были». Распределение ролей.

1

беседа сценка монолог диалог






23.03

26

Изготовление декораций, костюмов для кукол.

1

конструирование беседа

06.04

27

Работа с актёрами пьесы-сказки «Жили-были».

1

беседа сценка монолог диалог

13.04

28

Репетиция сказки «Жили-были»

1

беседа сценка монолог диалог

20.04

29

Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры.

1

беседа сценка монолог диалог

27.04

30

Распределение ролей постановки «Урок вежливости».

1

беседа сценка монолог диалог

04.05

31

Изготовление декораций, костюмов для кукол.

1

конструирование беседа

11.05

32

Работа с актёрами постановки «Урок вежливости». Репетиция кукольной постановки «Урок вежливости»

1

беседа сценка монолог диалог

18.05

33

Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры

1

беседа сценка монолог диалог




25.05




Список литературы

  1. Еценко, В. Г. Кукольный театр в школе [Текст] / В.Г.Еценко. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001

  2. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982.

  3. Крутенкова, А. Д. Кукольный театр [Текст] / А. Д. Крутенкова – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.

  4. Лебединский, А. Театр в чемодане [Текст] / А. Лебединский. – М.: Искусство, 1977.

  5. Мирясова, В. И. Играем в театр [Текст] / В. И. Мирясова. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Пособия для учащихся.

1. Начинающим актёрам [Текст] / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: ООО «Красико-Принт», 2002.

  1. Поляк, Л. Я. Театр сказок [Текст] / Л. Я. Поляк. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

  2. Плотников, В. Куклы. «История в картинках» [Текст] / В. Плотников. – Челябинск: Урал, 1996.

Оборудование: ширма, перчаточные куклы, декорации, ткань, картон, гуашь, ножницы, нитки, тесьма.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаврина Надежда Владимировна

Дата: 09.09.2017

Номер свидетельства: 427703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "В гостях у Петрушки" "
    ["seo_title"] => string(112) "proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ghostiakh-u-pietrushki"
    ["file_id"] => string(6) "117468"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412792078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Наши сказки» (курс  общекультурной  направленности) "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-programma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-nashi-skazki-kurs-obshchiekul-turnoi-napravliennosti"
    ["file_id"] => string(6) "225166"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439463104"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства