Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Театральная деятельность"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Театральная деятельность"
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Кукольный театр способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Театр как сценический вид искусства соединяет все виды художественной деятельности, помогает создать систему комплексного гуманитарно-эстетического образования, в которой стираются границы между отдельными дисциплинами: литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа разработана в соответствии со статьей 12 п.7 Федерального закона «Об образовании РФ» и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Игра различных направлений, игра с куклой – основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Кукольный театр способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Театр как сценический вид искусства соединяет все виды художественной деятельности, помогает создать систему комплексного гуманитарно-эстетического образования, в которой стираются границы между отдельными дисциплинами: литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством. Работа над созданием спектакля объединена значимой для всех участников целью и направлена на конечный результат, где просматривается успех, как всего коллектива, так и каждого ребёнка отдельно. Театральная деятельность, дающая простор воображению ребёнка, наполняет внутреннюю жизнь ребёнка особым смыслом, помогает вырабатывать определённое отношение к коллективу, выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, помогает развивать межличностные отношения. Театральная деятельность даёт шанс на успех и удачу каждому ребёнку.
Цель:
формирование навыков сотрудничества, творчества, коммуникативности, самореализации через постановку спектаклей.
Задачи:
Ознакомить с особенностями театрального искусства, с историей театра.
Развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, технику и культуру речи, воображение.
Воспитывать уважение друг к другу, культуру поведения
Привлечь родителей к интересам детей.
Театральная деятельность способствует всестороннему развитию личности, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предлагаемая программа позволяет организовать активную деятельность школьников, сформировать отношения сотворчества педагога и воспитанников, которые с первых моментов обучения задают в качестве стиля жизни необходимость проявлять самостоятельность, инициативу и творчество.
За время обучения по данной программе обучающиеся приобретают следующие умения и навыки : умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Дети должны уметь:
выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
найти оправдание любой позе;
развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
построить этюд в паре с любым партнером;
объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
поддержать диалог с партнером;
описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
описать собственные эмоции;
итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
запомнить:
- свои места в течение 3-4 передвижений;
- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Курс ориентирован на достижение личностных результатов.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качеств.
В процессе обучения наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле. Причём важна не, только оценка в целом, но и индивидуальная оценка каждого участника. После премьеры спектакля каждый ребёнок высказывает мнение о том, что у него получилось очень здорово, а где ему ещё надо поработать.
Содержание программы
Данная программа включена в общекультурное направление.
Участие в театрализации повышает мотивацию обучения. Помогает решению задач образовательной программы по литературному чтению. У детей повышается темп чтения, выразительность. Развивается художественный вкус. Использование различных театральных постановок закрепляет знания детей по правилам дорожного движения, экологии, русскому языку, окружающему миру.
Предлагаемая программа построена в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа «Кукольный театр» общим объемом 33 часа изучается в течение года. 1 час в неделю.
Виды деятельности: изготовление декораций, кукол, постановка спектаклей. Выступления на школьных праздниках, в детских домах.
При проведении занятий используются методы: словесные, демонстративно-наглядные, практические, проблемно-поисковые.
Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы: отзывы о спектаклях; оформление летописи театра; детские рисунки. Главной формой подведения итогов является показ спектакля.
Освоение курса предполагает, посещение коллективных занятий, посещение театра, выступления перед детьми и родителями.
Содержание учебного предмета, курса.
№
Содержание курса
Формы организации
Виды деятельности
1.
Основы театральой культуры, культура общения
игра
беседа
иллюстрирование
- игровая деятельность;
-познавательная деятельность;
- досугово - развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
2.
Сценическая речь
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
-проблемно-ценностное общение;
-досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
3.
Работа над кукольным спектаклем
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
-игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
-проблемно-ценностное общение;
-досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
Тематическое планирование
№ п\п
Раздел
Количество часов
1
Основы театральой культуры, культура общения
6
2
Сценическая речь
6
3
Работа над кукольным спектаклем
21
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Название темы.
Кол-во часов
Форма занятия
Планируемые результаты
Дата
Основы театральной культуры, культура общения.
6
регулятивные:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
познавательные:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
коммуникативные:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
1
Знакомство с историей развития кукольных театров России.
1
Беседа
01.09
2.
Театр снаружи и внутри.
1
беседа показ
08.09
3
Как правильно общаться.
1
баседа
15.09
4
Как правильно общаться. Мини сценки.
1
сценки
беседа
22.09
5
Общие правила нравственности.
1
круглый стол
29.09
6
Дари людям радость.
1
иллюстрации
06.10
Сценическая речь.
6
коммуникативные:
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
7
Театральные игры.
1
игра
13.10
8
Игра: «Крокодил».
1
игра
20.10
9
Игра «День ночь».
1
игра
27.10
10
Игра «Море волнуется раз».
1
игра
10.11
11
Игра «Весёлые обезьянки».
1
игра
17.11
12
Игра: «Повар».
1
игра
24.11
Работа над спектаклем.
21
регулятивные:
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
познавательные:
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
коммуникативные:
· обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13
Распределение ролей спектакля «Козочка».
1
сценка
01.12
14
Изготовление декораций
1
конструирование беседа
08.12
15
Работа с актёрами: козочка, бабушка, пёс.
1
беседа сценка монолог диалог
15.12
16
Работа с актёрами: волк, мышка, белочка, дятел.
1
беседа сценка монолог диалог
22.12
17
Репетиция сказки «Козочка»
1
беседа сценка монолог диалог
12.01
18
Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры.
1
беседа сценка монолог диалог
19.01
19
Распределение ролей сказки «По щучьему веленью».
1
беседа сценка монолог диалог
26.01
20
Изготовление декораций.
1
конструирование беседа
02.02
21
Работа с актёрами: Емеля, царь, царевна, щука.
1
беседа сценка монолог диалог
09.02
22
Работа с актёрами: врач, боярин, нянька.
1
беседа сценка монолог диалог
06.02
23
Репетиция сказки «По щучьему веленью»
1
беседа сценка монолог диалог
02.03
24
Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры.
1
беседа сценка монолог диалог
16.03
25
«Жили-были». Распределение ролей.
1
беседа сценка монолог диалог
23.03
26
Изготовление декораций, костюмов для кукол.
1
конструирование беседа
06.04
27
Работа с актёрами пьесы-сказки «Жили-были».
1
беседа сценка монолог диалог
13.04
28
Репетиция сказки «Жили-были»
1
беседа сценка монолог диалог
20.04
29
Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры.
1
беседа сценка монолог диалог
27.04
30
Распределение ролей постановки «Урок вежливости».
1
беседа сценка монолог диалог
04.05
31
Изготовление декораций, костюмов для кукол.
1
конструирование беседа
11.05
32
Работа с актёрами постановки «Урок вежливости». Репетиция кукольной постановки «Урок вежливости»
1
беседа сценка монолог диалог
18.05
33
Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры
1
беседа сценка монолог диалог
25.05
Список литературы
Еценко, В. Г. Кукольный театр в школе [Текст] / В.Г.Еценко. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001
Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982.
Крутенкова, А. Д. Кукольный театр [Текст] / А. Д. Крутенкова – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.
Лебединский, А. Театр в чемодане [Текст] / А. Лебединский. – М.: Искусство, 1977.
Мирясова, В. И. Играем в театр [Текст] / В. И. Мирясова. – М.: Гном-Пресс, 1999.
Пособия для учащихся.
1. Начинающим актёрам [Текст] / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: ООО «Красико-Принт», 2002.
Поляк, Л. Я. Театр сказок [Текст] / Л. Я. Поляк. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Плотников, В. Куклы. «История в картинках» [Текст] / В. Плотников. – Челябинск: Урал, 1996.