kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "В гостях у Петрушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы.   

При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного,  в общеобразовательной школе, детском саду, также программа» Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного  направления.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентиры  организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Цель образовательной программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  1. Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
  3. Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
  4. Развитие творческих способностей.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

 Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

  Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

   Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или  выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 – 7 классах  появляются малоприятные  слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.)  Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем.  Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру, в том числе и кукольному.

Просмотр содержимого документа
«Программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "В гостях у Петрушки" »

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа д. Екатериновка муниципального района

Красноярский Самарской области



Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено

Директор школы Зам.директора по УВР на заседании

_________Бореева Н.А. ______Захарова И.А. протокол от

«___»_________201 г «___»__________201 г «___»_________201 г













«В гостях у Петрушки»


(общекультурное направление)


Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся: 7-11 лет











Автор-составитель:

Покшиванова Л.В.







2014-2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа» Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

Цель образовательной программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  1. Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.

  3. Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.

  4. Развитие творческих способностей.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 – 7 классах появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру, в том числе и кукольному.


Описание ценностных ориентиров содержания курса          

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающихся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Цель занятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • реализация творческого потенциала личности младшего школьника;

  • знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);

  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;

  • развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

  • обогащение эмоционально-образной сферы школьников;

  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

  • формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

  • развитие коммуникативной культуры детей.

В основу курса положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разучивания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.

  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.

  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.

  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.

  • использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей.

  • создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества

- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

  • создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в кукольном театре это:

- помещение, где красиво и уютно, где стены в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;

- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.

- подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.

Программа «Школьный театр Петрушка» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения:

Количество учебных часов в неделю – 3 часа, в год- 102 часа.


Этапы работы кукольного театра

1

Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характер героев). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

2 Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

3

Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

.

Ожидаемые результаты:

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Тема занятия

Количество часов


на тему

теория

практика

Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

2

1

1

Устройство ширмы и декорации

4

1

3

Виды кукол и способы управления ими

4

1

3

Кукольный театр на фланелеграфе

4

1

3

Особенности работы кукловода

4

1

3

Посещение театра кукол .Обсуждение спектакля (зарисовки)

2

1

1

Речевая гимнастика

4

1

3

Выбор пьесы и работа над ней

7

1

6

Генеральная репетиция. Спектакль

3


3

Азбука театра

2

1

1

Виды кукол и способы управления ими

2

1

1

Секреты сценического мастерства

5

1

4

Театр Петрушек

5

1

4

Выбор пьесы и работа над ней

10

1

9

Особенности изготовления кукол

5

1

4

Изготовление декораций и бутафории

4

2

2

Генеральная репетиция. Спектакль.

3

1

2

Театр кукол

1

1


Знакомство с куклами для постановки пьесы

1

1


Азбука театра

1


1

Весёлая гимнастика

1


1

Виды кукол и способы управления ими

1

1


Выбор пьесы для спектакля

2

1

1

Распределение ролей

3

1

2

Отработка чтения каждой роли

2

1

1

Обучение работе над ширмой

2


2

Репетиция пьесы

10

4

6

Генеральная репетиция пьесы

4

2

2

Показ пьесы детям

2

1

1

Ремонт кукол

2


2

Всего

102

30

72

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.


Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:

    • выступления перед зрителями в школе и детских садах;

    • участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.


Учебно-тематический план


Содержание

1. Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Поня­тие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управле­ния движениями куклы (движения головы, рук куклы). Тех­ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки ра­боты с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свой­ствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовле­ние элементов декораций.

3. Виды кукол и способы управления ими

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4. Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

5.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­кол. Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен.. Этюдный тренаж.

6. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

7. Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текс­тов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

8. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

9. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музы­кального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой де­кораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спек­такля; организация и проведение гастролей (подготовка коро­бок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольни­кам; участие в смотре школьных кукольных театров.

  1. Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.

Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

11.Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

Развитие умения кукловождения.

12.Секреты сценического мастерства.

Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.

Практическая работа:

Этюдный тренаж.

13.Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.

15. Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол

16. Изготовление декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории

17. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.

18.Театр кукол.

Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

19.Азбука театра.

Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.

Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»

20.Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

21.Секреты сценического мастерства.

Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

22.Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация.

23.Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

24. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю

25. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.

26.Театр тростевых кукол

Знакомство с тростевыми куклами. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.

27.Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

28. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю

29. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями

Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

УУД

1

Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

Знакомство детей с историей кукольного театра в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии. Беседа о разновидностях кукол: 1.-перчаточная кукла и ее виды

2.-тростевая кукла - эффектнее перчаточной, её руки длиннее и сгибаются в локте.. 3- марионетка- кукла, управляемая с помощью нити. 4-большая напольная кукла. Знакомство с основными театральными терминами:

- антракт- промежуток между действиями спектакля.

- декорации ( от латин.- украшение)- худ.оформление действия на ширме.

- мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля.

- монолог- речь одного лица.

- папье-маше- способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеиваемой бумагой.

- реквизит- вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

- репертуар- спектакли, идущие в определённый промежуток времени.

- ширма- сцена кукольного театра.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.


Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально- значимой и социально - оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.






2

Особенности театра «Петрушка»

Особенности организации работы театра «Петрушка». Поня­тие «кукловод». Тех­ника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видеофрагмента и его последующий анализ.

3-4

Устройство ширмы и декорации

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовле­ние элементов декораций.

Первичные навыки ра­боты с ширмой. .).

5

Речевая и пальчиковая гимнастика.

Понятие о физико-технических свой­ствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

6

Изготовление декораций

Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)

7

Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.


8

Работа с куклами- картинками

Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками.

“Превращении и перевоплощении” главное явлении театрального искусства.

9

Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем.

10

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1 класса, анализ.

11

Пальчиковый театр

Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы. Отбор спектакля. Голосовые модуляции

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

12

Изготовление пальчиковых кукол и декораций

Изготовление пальчиковых кукол и декораций для спектакля

13

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика

14

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Артикуляция.

15

Движение куклы по передней стенке ширмы

Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы.

16

Движение куклы в глубине ширмы

Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

17

Движение куклы в глубине ширмы

Отработка навыков движения куклы.

18

Психологическая готовность актера

Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

19

Работа над спектаклем.

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

20

Генеральная репетиция спектакля

Генеральная репетиция. Разбор спектакля

21

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ.

2223

Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

24

Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­клы перчатки.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий

Выбор пьесы.

25

Пробы ролей

Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками.



Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах.

Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

26

Сценическая речь

Отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..


27

Актерское мастерство

Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа.


28

Изготовление декораций

Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, декараций, подбор музыкального оформления.


29

Соединение словесного и физического действия

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.


30

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция


31

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция


32

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция


33

Генеральная репетиция

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.


34

Спектакль

Организация и проведение спек­такля учащимся начальных классов; Показ спектакля. Анализ спектакля.



35

Азбука театра.


Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.


Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.















Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.




36

Театральный словарь

Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

37-38

Виды кукол и способы управления ими.


Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения.


39

Выбор пьесы и работа над ней.


Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация.


40

Работа над пьесой

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей.


41

Работа над пьесой

Репетиции. Отработка чтения каждой роли.

42

Секреты сценического мастерства.


Роль. Озвучивание пьесы.


43

Работа над пьесой

Репетиции.

44

Секреты сценического мастерства.


Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж.

45

Работа над пьесой

Репетиции.

46

Изготовление декораций и бутафории


Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

47-48

Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Анализ

49

Театр Петрушек.


Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.


50

Кукловождение

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.


51-55

Особенности изготовления кукол


Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол


56

Выбор пьесы.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

57

Работа над пьесой

Репетиции.

58

Изготовление декораций и бутафории


Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

59

Секреты сценического мастерства.


Озвучивание пьесы.

60

Секреты сценического мастерства.


Музыкальное оформление спектакля. Репетиция

61

Секреты сценического мастерства.


Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция

62

Работа над пьесой

Репетиции.

63

Работа над пьесой

Репетиции.

64

Работа над пьесой

Репетиции.

65

Генеральная репетиция. Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей

66

Театр Петрушек.


Расширение знаний о театре Петрушек. Этюдный тренаж.

67

Театр Петрушек.


Расширение знаний о театре Петрушек. Этюдный тренаж.

68

Театр Петрушек.


Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация

69

Театр кукол.


Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

70




71

Знакомство с куклами для постановки пьесы



Азбука театра


Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание

Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.


72

Веселая гимнастика


Создание на занятиях положительного эмоционально-психологического настроя.

73

Виды кукол и способы управления ими.


Расширение знаний о видах кукол.

74

Выбор пьесы для спектакля. 

Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы?

75

Распределение ролей

Чтение произведения учащимися

76-77

Отработка чтения каждой роли.

Читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определять логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

78-79

Обучение работе над ширмой

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли

80-85

Репетиция пьесы

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля

86-87

Генеральная репетиция пьесы

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля

88

Показ пьесы детям

Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса

89

Выбор для спектакля пьесы.

Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения

90

Распределение ролей

Чтение по ролям за столом

91

Чтение по ролям

Глубокий и детальный разбор пьесы

92-93

Изготовление бутафории и кукол для пьесы

Практическое занятие

94-97

Репетиция пьесы

Заучивание текста наизусть, соединения

 действия куклы со словами своей роли


98-99

Генеральная репетиция

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами

100

Показ пьесы детям

Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса

101\102

Ремонт кукол

Практическое занятие



Результаты обучения

– приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.


- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;

    • о способах кукловождения кукол этих систем;

    • о сценической речи;- о декорациях к спектаклю;

Уметь

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий .

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

    • импровизировать;

    • работать в группе, в коллективе.

    • выступать перед публикой, зрителями.












Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.


- полученные сведения о многообразии театрального искусства


-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- в игре использовать накопленные знания.



Методическое обеспечение программы

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;

  • от простого к сложному;

  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.

  1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».

  2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

  3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;

  2. этюды на развитие памяти;

  3. этюды на развитие воображения;

  4. этюды на развитие мышления;

  5. этюды на выражении эмоций;

  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

  7. этюды на выразительность жеста;

  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

  9. этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

  • картинки – куклы на фланелеграфе;

  • куклы-Петрушки;

  • тростевые куклы;

  • куклы-марионетки;

В репертуар кукольного театра включены:

  • инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

  • адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

Техническое оснащение занятий

Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом прспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

  • театр на фланелеграфе:

    • куклы-картинки;

    • фланелеграф;

    • рисунки для мини – декораций.

  • театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):

    • куклы;

    • театральная ширма;

    • декорации к спектаклям.

  • театр кукол - марионеток:

    • куклы;

    • театральная ширма для театра марионеток;

    • декорации к спектаклям.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.


Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик.

Что отслеживается.

«Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы учащегося

(Л. В. Байбородова)

Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

2. Методика:

“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

3. Методика: “Самооценка эмоционального состояния”.

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

4. Методика: “Личностный рост”.


Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

5. Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»

Используемая литература


  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.

  8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

  11. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.

  12. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

  13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

  15. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

  16. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.

  17. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979. Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.

С.А.Прибыловская. Школьный кукольный театр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Покшиванова Лариса Валентиновна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117468

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства