Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа развития творческих способностей учащихся «Радуга творчества»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлевская средняя общеобразовательная школа №1
Вяземского района Смоленской области
215133 Смоленская область Вяземский район п. Семлево ул. Советская д.18-(48131)-3-26-68
Рабочая программа
развития творческих способностей учащихся
«Радуга творчества»
(приложение к рабочим программам по учебным предметам «Литературное чтение», «Технология»,
Изобразительное искусство» и «Музыка»)
2 – 3 классы
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Леонова Л.А
(Ф.И.О. учителя)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Наименование программы: Радуга творчества.
Направленность программы: художественно-музыкальное творчество (общекультурная)
Программа «Радуга творчества» предназначена для детей в возрасте от 9 до11 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по литературному чтению, художественному труду, музыке и изобразительному искусству. Рабочая программа курса «Радуга творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант Приложение к рабочим программам по учебным предметам «Литературное чтение», «Технология», Изобразительное искусство», «Музыка».
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток, сочинении сказок и стихов, произведениях художественного и декоративно-прикладного творчества
Курс по декоративно-прикладному искусству и художественному творчеству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Программа «Радуга творчества» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, народные декоративные искусства, дизайн, музыкальное и литературное творчество. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Цели и задачи:
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством разнообразной творческой деятельности.
Задачи:
содействие овладению элементарными навыками и умениями творческой деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях;
создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, выразительности;
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место).
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Радуга творчества»:
Раскрытие творческого потенциала школьников.
Умение воплощать в творческих работах свои собственные впечатления.
Создавать прекрасное своими руками.
Ценить свой труд, уважать чужой.
Уметь применять теоретические знания на практике.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала;
- позитивная оценка своих художественно - творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) ;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между произведениями искусства по заданным критериям;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении художественно- творческих задач;
- участие в творческой жизни класса (школы, города).
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, выражениях, изделиях;
- слушать и понимать речь других;
- применять полученные знания и умения вне учебной деятельности
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
По художественно-творческой деятельности:
- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
- уметь реализовывать замысел образа в различных видах творчества
По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся научаться:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства, музыкальных и литературных произведениях ( что больше всего понравилось , почему);
- стремиться верно и выразительно передавать простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, эмоции;
- использовать навыки компоновки; передавать смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
- составлять аппликационные композиции из разных материалов.
Формы и методы подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов являются выставки, открытые мероприятия, участие в конкурсах школы, района, региона
Календарно-тематическое планирование
34 часа, 1 час в неделю , 3 класс
№ п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание деятельности
Художественный труд – 7 часов.
1
Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы.
1
Зарисовки в различных техниках и разными материалами по выбору.
2
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушки, гжельская посуда
1
Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь.
Роспись тарелок с помощью техники «Гжель».
3
Поделки из природных материалов
1
Изучить приемы изготовления лесных обитателей с помощью природных материалов
Изготовление ежа с помощью природных материалов.
4
Приемы работы с пластилином
Техника работы с пластическими материалами.
1
Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином
Изготовление композиции «Маки».
5
Живопись пластилином.
Контуры рисунка
Сюжетная лепка
1
Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином.
Тематическая лепка
6
Приемы работы с бумагой.
Оригами
1
Изучить приемы работать с бумагой. Техника оригами
Изготовление цветов с помощью техники «Оригами».
7
Сюжетная работа. Моя любимая сказка
1
В работе передавать содержание эпизода знакомой сказки.
Иллюстрирование русской народной сказки
Литературное творчество – 6 часов
8
Вводное занятие
1
Беседа, игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа». Игры на коллективизм и согласованность
Работа с чистоговорками, со скороговорками
- знакомство друг с другом, с учителем;
- тренировать память, внимание, запоминать имена, движения, позы.
9-10
Русские народные сказки
2
Классификация сказок
- кроссворд викторина;
-игра «Отгадай отрывок!»
-соберите названия сказок;
- игра «Найдите сказочных персонажей»;
- восстанови последовательность событий в сказках;
- викторина «Знаешь ли ты сказки?»
11
Рассказы и сказки В.И.Даля («Старик – годовик», «Девочка Снегурочка»)
1
- просмотр презентации о В.И.Дале;
- чтение сказки и беседа после чтения;
- расшифровать название сказки;
- отгадать загадки;
- восстановление деформированного текста;
- расставьте персонажей по своим сказкам
12-13
Проект «Сочинение сказки»
2
Виды сказок, их типы, особенности построения, содержания, сюжеты, нравственная основа, язык, герои и т.д. Сочинение сказки по опорным словам. Алгоритм создания сказочного текста: определить тему; главную мысль; героев; сюжет; составить план; записать сказку; редактировать текст
Графика – 4 часа
14
Введение. Типы линий
1
Использование различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве
15
Линейный рисунок букета
1
Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм. Работа цветными карандашами
Выполнение компоновки и линейного рисунка букета
16
Декоративное рисование
1
Знакомство с народным промыслом — филимоновская свистулька
Рисование элемента филимоновской росписи- «ёлочки» фломастерами и гуашью
17
Лошади
1
Рассматривание лучших образцов в книгах.
Рисование лошади в движении. Особенности построения фигуры лошади.
Живопись – 4 часа
18
Рисование с натуры живых цветов. (Оттенки цвета)
1
Рассматривание букетов в вазах. Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна. Составление сиреневого цвета.
Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива
19
Рисование на тему «Весенняя сказка». Работа с палитрой.
Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» - отрывок «Как Незнайка был поэтом»
1
Признаки стихотворения: смысл и рифма.
-На неудачных стихах Незнайки дети учатся определять, почему не получились настоящие стихи – рифма есть, а смысла нет.
- Игра «Подбери рифму»
17
Коллективный проект «Сочини стихи»
1
Коллективная работа по созданию стихотворения
-определение темы «Осень» (о чём пойдет речь).
-Что хотим сказать об осени? (смысл);
- подбор рифмы;
-выдача вариантов
18
Виды загадок
1
Знакомство с народными и авторскими загадками
- отгадать загадки;
- восстановить слово, добавив гласные;
- дописать 4 слово;
- составить загадку
19
В мире загадок К.И.Чуковского
1
«Своя игра» - проведение игры с использованием презентации
Музыкальное искусство – 7 часов
20
Основы музыкальной грамоты
1
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания
21
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
1
Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема
22
Развитие чувства ритма
1
Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Ритмопластика
23
Певческая установка. Дыхание
1
Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания
24
Распевание
1
Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.
25
Дикция
1
Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок
26
Работа с солистами
1
Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста
Аппликация – 8 часов
27
Введение. Виды аппликаций. Технология работы с соломкой
1
Изучить приемы работы с соломкой. Технология подготовки материала
Выполнение аппликации «Букет роз»
28
Мозаика из ватных комочков
1
Изготовление сюжетной картины
29-30
Лоскутная мозаика
2
Технология работы с тканью. Подбор сюжета.
Выполнение сюжетов по мотивам сказок
31
Аппликации из пуговиц
1
Осваивать способы и правила работы с пуговицами
Выполнение творческой работы
32
Аппликации в технике квиллинг.
1
Технология работы в технике квиллинг. Выполнение творческой работы
33-34
Искусство дарения подарков
Проект «Подарок маме»
2
Выполнение творческого проекта. Выставка. Презентация работ.
Список литературы для педагога
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287..
Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992;