kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа развития творческих способностей учащихся «Радуга творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Радуга творчества для 2-3 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа развития творческих способностей учащихся «Радуга творчества»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлевская средняя общеобразовательная школа №1

Вяземского района Смоленской области

215133 Смоленская область Вяземский район п. Семлево ул. Советская д.18-(48131)-3-26-68















Рабочая программа

развития творческих способностей учащихся

«Радуга творчества»

(приложение к рабочим программам по учебным предметам «Литературное чтение», «Технология»,

Изобразительное искусство» и «Музыка»)



2 – 3 классы









СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Леонова Л.А

(Ф.И.О. учителя)













1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Наименование программы: Радуга творчества.


Направленность программы: художественно-музыкальное творчество (общекультурная)

Программа «Радуга творчества» предназначена для детей в возрасте от 9 до11 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по литературному чтению, художественному труду, музыке и изобразительному искусству. Рабочая программа курса «Радуга творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант Приложение к рабочим программам по учебным предметам «Литературное чтение», «Технология», Изобразительное искусство», «Музыка».

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток, сочинении сказок и стихов, произведениях художественного и декоративно-прикладного творчества

Курс по декоративно-прикладному искусству и художественному творчеству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.

Программа «Радуга творчества» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, народные декоративные искусства, дизайн, музыкальное и литературное творчество. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Цели и задачи:

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством разнообразной творческой деятельности.

Задачи:

  • содействие овладению элементарными навыками и умениями творческой деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях;

  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, выразительности;

  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место).

Планируемые результаты освоения учащимися программы «Радуга творчества»:

  • Раскрытие творческого потенциала школьников.

  • Умение воплощать в творческих работах свои собственные впечатления.

  • Создавать прекрасное своими руками.

  • Ценить свой труд, уважать чужой.

  • Уметь применять теоретические знания на практике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала;

- позитивная оценка своих художественно - творческих способностей.


Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) ;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между произведениями искусства по заданным критериям;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.


Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении художественно- творческих задач;

- участие в творческой жизни класса (школы, города).

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, выражениях, изделиях;

- слушать и понимать речь других;

- применять полученные знания и умения вне учебной деятельности


Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

По художественно-творческой деятельности:

- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.

- уметь реализовывать замысел образа в различных видах творчества


По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся научаться:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства, музыкальных и литературных произведениях ( что больше всего понравилось , почему);

- стремиться верно и выразительно передавать простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, эмоции;

- использовать навыки компоновки; передавать смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

- составлять аппликационные композиции из разных материалов.


Формы и методы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются выставки, открытые мероприятия, участие в конкурсах школы, района, региона








Календарно-тематическое планирование

34 часа, 1 час в неделю , 3 класс


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Художественный труд – 7 часов.

1


Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы.

1

Зарисовки в различных техниках и разными материалами по выбору.

2


Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушки, гжельская посуда

1

Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь.

Роспись тарелок с помощью техники «Гжель».

3


Поделки из природных материалов

1

Изучить приемы изготовления лесных обитателей с помощью природных материалов

Изготовление ежа с помощью природных материалов.

4


Приемы работы с пластилином

Техника работы с пластическими материалами.

1

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином

Изготовление композиции «Маки».

5


Живопись пластилином.

Контуры рисунка

Сюжетная лепка

1

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином.

Тематическая лепка

6


Приемы работы с бумагой.

Оригами

1

Изучить приемы работать с бумагой. Техника оригами

Изготовление цветов с помощью техники «Оригами».

7


Сюжетная работа. Моя любимая сказка

1

В работе передавать содержание эпизода знакомой сказки.

Иллюстрирование русской народной сказки

Литературное творчество – 6 часов

8


Вводное занятие

1

Беседа, игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа». Игры на коллективизм и согласованность

Работа с чистоговорками, со скороговорками

- знакомство друг с другом, с учителем;

- тренировать память, внимание, запоминать имена, движения, позы.

9-10


Русские народные сказки

2

Классификация сказок

- кроссворд викторина;

-игра «Отгадай отрывок!»

-соберите названия сказок;

- игра «Найдите сказочных персонажей»;

- восстанови последовательность событий в сказках;

- викторина «Знаешь ли ты сказки?»

11


Рассказы и сказки В.И.Даля («Старик – годовик», «Девочка Снегурочка»)

1

- просмотр презентации о В.И.Дале;

- чтение сказки и беседа после чтения;

- расшифровать название сказки;

- отгадать загадки;

- восстановление деформированного текста;

- расставьте персонажей по своим сказкам

12-13


Проект «Сочинение сказки»

2

Виды сказок, их типы, особенности построения, содержания, сюжеты, нравственная основа, язык, герои и т.д. Сочинение сказки по опорным словам. Алгоритм создания сказочного текста: определить тему; главную мысль; героев; сюжет; составить план; записать сказку; редактировать текст

Графика – 4 часа

14


Введение. Типы линий

1

Использование различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве

15


Линейный рисунок букета

1

Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм. Работа цветными карандашами

Выполнение компоновки и линейного рисунка букета

16


Декоративное рисование

1

Знакомство с народным промыслом — филимоновская свистулька

Рисование элемента филимоновской росписи- «ёлочки» фломастерами и гуашью

17


Лошади

1

Рассматривание лучших образцов в книгах.

Рисование лошади в движении. Особенности построения фигуры лошади.

Живопись – 4 часа

18


Рисование с натуры живых цветов. (Оттенки цвета)

1

Рассматривание букетов в вазах. Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна. Составление сиреневого цвета.

Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива

19


Рисование на тему «Весенняя сказка». Работа с палитрой.

1

Рассматривание образцов. Изучить природное явление оттепель

Рисование природных явлений весны.

20


Тематическое рисование

«Родной город».

1

Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства

Рисование сюжетов Вязьмы

21


Природа России в живописи

1

Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь. Роль цветов в создании настроения человека.

Тематическое рисование, акварель.

Музыкальное искусство – 5 часов

22


Основы вокального пения

1

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания

Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания

23


Музыкально-исполнительская работа. Ритм

1

Развитие навыков уверенного пения. Знакомство с простыми ритмами и размерами

Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

24


Голосовые игры

1

Развитие показателей певческого голосообразования и сценической речи

Интонационно-фонетические упражнения

25


Музыкальные образы

1

Развитие показателей певческого голосообразования и сценического образа

Изображение животных с включением мимики и спонтанных движений

26


Мини- концерт

1

Закрепление музыкальных навыков

Разыграй песню «Львёнок и черепаха». Музыкальные портреты. «Три подружки»

Вокальное пение

Аппликация – 8 часов

27


Введение. Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации

1

Выполнение аппликации «Букет цветов» (технология выполнения обрывной аппликации).

28-29


Сюжетная аппликация.

Сказочный жанр

2

Осваивать приемы работы с бумагой

Выполнение творческой работы

30


Аппликация из птичьих перьев

1

Осваивать приемы работы с бумагой и перьями

Выполнение творческой работы

31


Ажурное вырезание из бумаги. Вытынанки

1

Освоить приемы работы

Выполнение творческой работы

32-33


Симметричная аппликация. Аппликация из бумаги на тему «День Победы»

2

Выполнение творческих работ на тему «День Победы»

34


Подведение итогов года и проведение «Праздника творчества»

1

Презентация работ. Выставка



Календарно-тематическое планирование

34 часа, 1 час в неделю , 4 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Художественный труд – 13 часов.

1


Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы.

1

Зарисовки в различных техниках и разными материалами по выбору.

2


Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушки, хохломская и гжельская посуда

1

Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь.

Роспись подносов с помощью техники «Хохлома».

3


Поделки из природных материалов

1

Изучить приемы изготовления сюжетных картин с помощью природных материалов.

Изготовление сюжета «Осень» с помощью природных материалов

4


Приемы работы с пластилином

Мозаичная аппликация на стекле.

1

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином.

Витраж пластилином

5


Живопись яичной скорлупой


1

Осваивать способы и правила работы с яичной скорлупой

Выполнение творческой работы

6-7


Работа с соленым тестом

Сюжетная лепка

Роспись готовых изделий

2

Изучить приемы изготовления объемных фигур из соленого теста и их роспись

Выполнение творческой работы

8-11


Изготовление объемных композиций:

-из гофрированного картона;

- из бересты;

- плетение из бересты;

- из фольги

4

Изготовление творческих работ (совместные проекты с СДК, занятия в Семлевской светелке СДК):

-архитектурные ансамбли Вязьмы;

-русская красавица;

-петушок из берестяных косичек;

- гроздь рябины

12-13


Сюжетная работа «Мой край родной»

2

В композиции передавать красоту окружающей природы

Выполнение творческой работы

Литературное творчество – 6 часов

14


Очей очарованье

1

Чтение стихотворений об осени

- выразительное чтение стихов;

- пословицы и поговорки

15


Изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, олицетворения

1

Чтение стихов о природе

- обнаружение в тексте образных слов;

- объяснение значений слов и оборотов речи;

- использование этих образов в пересказе, в собственном сочинении;

- иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа;

-музыкальное иллюстрирование текста;

- отработка интонации, подготовка к выразительному чтению;

- игры: «Закончи предложение», «Найди сравнения», «Подбери эпитеты»

16


Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» - отрывок «Как Незнайка был поэтом»

1

Признаки стихотворения: смысл и рифма.

-На неудачных стихах Незнайки дети учатся определять, почему не получились настоящие стихи – рифма есть, а смысла нет.

- Игра «Подбери рифму»

17


Коллективный проект «Сочини стихи»

1

Коллективная работа по созданию стихотворения

-определение темы «Осень» (о чём пойдет речь).

-Что хотим сказать об осени? (смысл);

- подбор рифмы;

-выдача вариантов

18


Виды загадок

1

Знакомство с народными и авторскими загадками

- отгадать загадки;

- восстановить слово, добавив гласные;

- дописать 4 слово;

- составить загадку

19


В мире загадок К.И.Чуковского

1

«Своя игра» - проведение игры с использованием презентации

Музыкальное искусство – 7 часов

20


Основы музыкальной грамоты

1

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания

21


Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

1

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема

22


Развитие чувства ритма

1

Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Ритмопластика

23


Певческая установка. Дыхание

1

Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания

24


Распевание

1

Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.

25


Дикция

1

Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок

26


Работа с солистами

1

Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста

Аппликация – 8 часов

27


Введение. Виды аппликаций. Технология работы с соломкой

1

Изучить приемы работы с соломкой. Технология подготовки материала

Выполнение аппликации «Букет роз»

28


Мозаика из ватных комочков

1

Изготовление сюжетной картины

29-30


Лоскутная мозаика

2

Технология работы с тканью. Подбор сюжета.

Выполнение сюжетов по мотивам сказок

31


Аппликации из пуговиц

1

Осваивать способы и правила работы с пуговицами

Выполнение творческой работы

32


Аппликации в технике квиллинг.

1

Технология работы в технике квиллинг. Выполнение творческой работы

33-34


Искусство дарения подарков

Проект «Подарок маме»

2

Выполнение творческого проекта. Выставка. Презентация работ.



Список литературы для педагога


  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

  3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287..

  4. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

  5. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.

  6. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

  7. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004

  8. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

  9. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

  10. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;

  11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992;

  12. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

.


Список полезных интернет – ресурсов для педагога


1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14. http://notes.tarakanov.net/

15. http://irina-music.ucoz.ru/load

16. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

17. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru


Список литературы для учащихся


  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

  3. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998

  4. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа развития творческих способностей учащихся «Радуга творчества»

Автор: Леонова Лидия Алексеевна

Дата: 07.10.2017

Номер свидетельства: 431165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа  технического кружка "Стендовый моделизм" "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-tiekhnichieskogho-kruzhka-stiendovyi-modielizm"
    ["file_id"] => string(6) "246378"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446368232"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Организация единого образовательного пространства урочной и внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(96) "orghanizatsiia-iedinogho-obrazovatiel-nogho-prostranstva-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "230809"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442256608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства