kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет учителям начальной школы приготовить детей к разным праздникам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр"»


НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ




Рассмотрено

на МО учителей

начальных классов

руководитель МО

___________________

Протокол №_______

«_____» _________2015 г.


Согласовано

Зам директора по УВР

________________


«_____» _________2015 г.

Утверждено

Директор НОУ

Православная гимназия

иерей Александр Трифонов

________________________


«_____» _________2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Театр»

для 3 класса



учитель начальных классов Глебова Н.Н.
















2015 – 2016 учебный год


Пояснительная записка

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.

Новизна программы прослеживается в применении системно – деятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.

1 – й год обучения – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств».

2 – й год обучения – знакомство с работой художника и музыканта: «Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.

3 – й год обучения – знакомство с ролью драматурга: «Магия слов, или Литературная часть в театре»; «Дом для чудесных представлений» или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.

На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребенок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдет в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.

Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь

от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.

Теоретико – методологические основы программы строятся на системно – деятельностном подходе.

Цель программы:

– создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Авторы программы ставят своей целью реализацию следующих задач:

– опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

– формировать, навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

– привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

– ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собсвенным мнением.

Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров. Музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно – ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декараций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.

Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.

Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю. Длительность курса – 102 академических часа. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 2 – 4-го классов. Продолжительность занятия – 40 минут. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиН.

Программа обеспечена учебным пособием для детей «Театр» (автор И.А. Генералова; М.: Баласс, 2012).


3 год


Тематический план занятий (29 ч.)


п/п

Тема занятия

Дата

Раздел 1. Знакомство (2ч.)

план

факт

1

Вводное занятие. Театр. Создание спектакля

9.10


2

Практическое занятие. Создание спектакля


16.10


Раздел 2. Дорога в театр (4ч.)

1

Репетиция.


23.10


2

Практическое занятие. Репетиция.


29.10


3

Упражнение «Превращение квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов»


6.11


4

Театр как здание. Театральные профессии


13.11


Раздел 3. В театре (4ч.)

1

Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма


20.11


2

«Театр начинается с вешалки» (К.С.Станиславский)


27.11


3

Этика поведения в театре


4.12


4


Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис»

11.12


Раздел 4. Как создаётся спектакль (3ч.)


1

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримерная.


18.12


2

В мастерской костюмера и художника


25.12


3

Мастерская актёра и режиссёра


24.01






Раздел 5. Гномы играют в театре (2ч)

1

Сочинение «Сказки про Дракона»

5.02


2

Характеристика героев «Сказки про Дракона»


12.02


Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству(6ч.)

1

Знакомство с театром пантомимы


19.02


2

Стихотворение Д. Хармса


26.02


3


Стихотворение С. Чёрного «Скрут»


5.03


4

Средства образно выразительности. Сказка К. Чуковского «Цыплёнок»

12.03


5


Стихотворение А.Усачёва «Фантазёр». Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве

19.03


6


«Одушевление неодушевленных предметов». Стихотворение С. Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку»

26.03


Раздел 7. Делаем декорации (2ч.)

1

Изготовление декорации к «Сказке про Дракона», «Замок»

2.04


2

Изготовление декорации к «Сказке про Дракона», «Лес»

9.04


Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3ч.)

1


Стихотворение В. Берестова «В дверь диетической столовой…»


16.04


2


Театральные маски

23.04


3

Изготовление маски Дракона и Льва

30.04


Раздел 9. В мастерской бутафора (3ч.)

1

Бутафорская мастерская в театре


7.05






2


Изготовление пальчиковых кукол

14.05


3



Разыгрывание «Сказки про Дракона»

23.05



Раздел 10. Делаем афишу и программку (2ч.)

1

Афиша. Изготовление афиш

26.05


2

Театральная программка

30.05



Итого: 29 часов



Содержание разделов программы

Раздел 1. Знакомство (2ч.)

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа – театр. Сравнительная характеристика: учитель – актер; ученик – актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

Раздел 2. Дорога в театр (4ч.)

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль «Приключение Буратино», «Запутанные картинки», «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.

Раздел 3. В театре (4ч.)

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Раздел 4. Как создаётся спектакль (3ч.)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримерная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

Раздел 5. Гномы играют в театре (2ч)

Сочинение «Сказки про дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.

Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству(6ч.)

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д. Хармса и С. Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыпленок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» - чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевленных предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушки на сцене и значение игрушки в жизни человека.

Раздел 7. Делаем декорации (2ч.)

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники – декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета.

Создание своих декораций.

Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3ч.)

Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва.

Раздел 9. В мастерской бутафора (3ч.)

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона».

Раздел 10. Делаем афишу и программку (2ч.)

Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».


















Список литературы:

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра/ Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.

  2. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М.: Инфа – М., 2000.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. – М., 1991.

  4. Генералова И.А. Театр: учебное пособие для детей/ И.А. Генералова. – М.: Баласс, 2012.

  5. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. – М., 1992. – С.10 – 24.

  6. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998.

  7. Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дофман. М.: Педагогическое общество России, 2002.

  8. Зарубина В.Е. Куклы/ В.Е. Зарубина. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  9. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду/ Т.Н. Караманенко. – М.: Учпедгиз, 1960.

  10. Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С.Петров. – СПб, 1997.

  11. Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – М.: Просвещение, 1985.

  12. Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини – спектакли, пьесы. 1 – 9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

  13. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой) / И.Е. Кулагина. – Нижний Новгород – Москва, 1993.

  14. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука. 1988. – С.4.

  15. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1979.

  16. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду/ М.Д. Маханёва. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  17. Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра/ А.П. Немеровский. – М.: Просвещение, 1976.

  18. Панфилова М.А. Игротерапия общение /М.А. Панфилова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

  19. Парулина О.В. Мир игрушек и поделок /О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.

  20. Пикулева Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

  21. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй /Дж. Родари. – М., 1978.

  22. Савкова З.В. Техника звучащего слова: методическое пособие /З.В. Савкова. – М.: ВЛАДОС, 1998.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр"

Автор: Глебова Наталья Николаевна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр""
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "261840"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449216686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и дети" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatr-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "247176"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446499282"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке""
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_teatr_na_angliiskom_iazyke"
    ["file_id"] => string(6) "526068"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573131210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Рабочая программа  внеурочной деятельности театральный кружок  «Чудесники» для учащихся  начальной школы "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-chudiesniki-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "177270"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424613429"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Рабочая программа внеурочной деятельности театральной студии "Тайны волшебного театра" для обучающихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_teatralnoi_studii_tainy_volshebnogo"
    ["file_id"] => string(6) "643063"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1703336385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства