Рабочая программа внеурочной деятельности театральной студии "Тайны волшебного театра" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности театральной студии "Тайны волшебного театра" для обучающихся 1-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности театральной студии «Тайны волшебного театра» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией Виноградовой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности театральной студии "Тайны волшебного театра" для обучающихся 1-4 классов»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО учителей начальных классов
________________________
Протокол № от «» 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________
Протокол № от « 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
.
Приказ № от «» 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
театральной студии «Тайны волшебного театра»
для обучающихся 1-4 классов
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возрастобучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 34 часа
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности театральной студии «Тайны волшебного театра» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией Виноградовой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Актуальность программы: Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, с охранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства,
с его видами и жанрами, также раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности.
Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи.
Курс внеурочной деятельности театральной студи «Тайны волшебного театра» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цель и задачи.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цельпрограммы: приобщение детей младшего школьного возраста (1-4 классы начальной школы) к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
обучить основам сценическогодействия;
познакомить с основным языком театрального искусства;
познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности;
дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины;
Развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность. Программа рассчитана на 4 года, для учащихся 1-4(доп) классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 КЛАСС
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
2 КЛАСС
Вводное занятие, итоговое занятие решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
Театральная игра. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Основы театральной культуры
система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
3 КЛАСС
Вводное занятие, итоговое занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Основы театральной культуры
система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театральных постановок.
4 КЛАСС
Азбука театра.
Теория: Знакомство собучающимися. О знакомление с режимом занятий, п равилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности.
Беседа о театре. Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Виды театров. Правила поведения в театре. Устройство сцены и театра. Театральные профессии.
Практика:
Театр вокруг нас. Ролевая игра «Мы идем в театр» Актер – главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?». О профессии актера
и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и тоже по-разному».
Сценическаяречь. Исходя из особенностей детей младшего школьного возраста (активность, рассеянное внимание, бурная фантазия и воображение), необходимы упражнения, в которыхдети подключают к работе речевого аппарата все тело. Такие практики переводят энергетическую активность в творческое русло. Это могут быть приседания, игра с мячом, бег, ритмические игры.Каждый ребeнок задает свое индивидуальное звучание (например, один участник произносит звук, звукосочетание, чистоговорку ит.д.), и все в кругу должны за ним повторить. В этот момент ребенок становится как бы дирижером и управляет всей группой. Такиеупражнения активно включают внимание в начале занятия.
Актерскаяграмота. Упражнения по актерскому мастерству, направленные на развитие творческой личности ребенка, воспитывают в ребенке: умение слушать, развитие памяти, концентрацию, трудовую этику(неподвести партнеров), самодисциплину, умение работать под давлением, улучшение языка тела, бесстрашие перед публичными выступлениями, коммуникативные навыки (исчезает замкнутость и скрытость), уверенность (исчезают страхи), уравновешенность. Ребенок учится решать проблемы, развивает внимание, мышечную свободу, воображение, фантазию и многое другое.
Предлагаемыеобстоятельства( Театральные игры)
Теория. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра». Значение игры в театральном искусстве.
Режиссерская игра. Игры-импровизации. Игры-инсценировки. Игры-превращения. Игры-драматизации. Язык жестов, движений и чувств.
Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Составление этюдов. Индивидуальные и групповые этюды. Этюды-пантомимы. Танец и слово. Работа с реквизитом. Работа с декорациями. Инсценирование музыкальных произведений. Импровизация.Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.
Выполнение музыкальных этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Триточки» и др.
Выполнение упражнений: «Круги внимания», «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др. Выполнение упражнений: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения»,
Теория. Чтение литературного произведение. Разбор. Читка по ролям. Разучивание текстов.
Практика. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. В ыполнение сценического действия, своей задачи. Сценическая оценка. Прогоны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение внеурочного курса театральной студии «Тайны волшебного театра» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.
понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям, инсценировании.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
учить наизусть стихотворения русских авторов.
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями;
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится применять знания и умения:
• представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония;
• сформированность первоначальных представлений о роли театрального искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
• ознакомление учащихся с выразительными средствами театрального искусства и освоение некоторых из них;
• ознакомление учащихся с терминологией и классификацией театрального искусства;
овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных текстов;
• первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
• получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности;
• произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
• строить диалог с партнером на заданную тему;
• подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся получит возможность:
строить диалог с партнером на заданную тему;
достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Основное содержание
Основные виды деятельности
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Практические работы
Роль театра в культуре.
1
Знакомятся с учителем и одноклассниками. Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра «Снежный ком»). Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом.
Знакомство детей с театром. История театра.
Отличие театра от других видов искусства.
Опрос учащихся «Что я знаю о театре?». Познакомить с понятием
«театр». Опрос – игра «Твой любимый театр» Рассказать о театрах.
На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок», «Колобок».
Игры-пантомимы.
Отработка этюдов, направленных на развитии фантазии, внимания и актерской уверенности.
https://myschool.edu.ru/
http://nachalka.edu.ru/
Занятия сценическим искусством.
11
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.
Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр Дж. Родари. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов.
На практических занятиях выпол- няются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег).
https://myschool.edu.ru/
Просмотр профессионального театрального спектакля.
3
Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах.
Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои поделки из пластилина, делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного.
https://myschool.edu.ru/
Итоговое занятие
1
Подведение итогов, показательные выступления.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок
https://myschool.edu.ru/
Итого
34
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
5
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Основное содержание
Основные виды деятельности
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Практические работы
1
Роль театра в культуре.
1
Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе.
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы.
Как вести себя на сцене. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Понятие «рифма». Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.
https://myschool.edu.ru/
2
Театрально-исполнительская деятельность.
8
На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения».Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»
Работа над темпом,громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж о школьной жизни»
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Отработка умения работать с пальчиковыми куклами.
Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.
https://myschool.edu.ru/
4
Работа над серией мини-спектаклей.
10
5
Участвуют враспределе -нии ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции.
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Обсуждение музыки, распределение ролей, репетиции и показ. Чтение сказок, распределение ролей, репетиции. Выступление перед гостями
https://myschool.edu.ru/
http://nachalka.edu.ru/
5
Итоговое занятие
1
Подведение итогов, показательные выступления.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок
https://myschool.edu.ru/
Итого
34
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
5
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Основное содержание
Основные виды деятельности
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1
Роль театра в культуре.
1
Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе.
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы.
Как вести себя на сцене. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.
Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность.
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. Театральная игра. Викторина по сказкам. Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Отработка умения работать с текстом.
https://myschool.edu.ru/
4
Работа над серией мини-спектаклей.
14
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов.
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции.
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
Обсуждение музыки, распределение ролей, репетиции и показ
Чтение сказок, распределение ролей, репетиции.
Выступление перед гостями.
https://myschool.edu.ru/
http://nachalka.edu.ru/
5
Итоговое занятие
1
Подведение итогов, анализ работы, показательные выступления.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок
https://myschool.edu.ru/
Итого
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Основное содержание
Основные виды деятельности
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1
Азбука театра. Роль театра в культуре.
4
Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами.Видами театра. Посещение театра кукол.
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе.
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года.
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (жесты, мимика, дикция, интонация, импровизация).
https://myschool.edu.ru/
2
Сценическая речь. Театрально-исполнительская деятельность.
6
Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. Мастер-классы.
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей).
Умение находить правильные оттенки, соответствующие желаемой передачи информации.
Развить способность всестороннего, полного воссоздания в воображении не только картинки, но и соответствующего звукового сопровождения и художественного оформления.
Актерская грамота. Занятия сценическим искусством.
6
Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.
Знакомство с понятием «внутренний монолог».
Совершенствование восприятия сценических приёмов, развитие, соответствующих способностей.
Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации.
https://myschool.edu.ru/
4
Предлагаемые обстоятельства.
4
5
Работа над инсценировками
12
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями.
Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.п.) Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.
Изготовление театральной афиши, программки, билета. Работа над спектаклем
https://myschool.edu.ru/
http://nachalka.edu.ru/
5
Итоговое занятие
1
Подведение итогов, показательные выступления.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Воспитательный потенциал предмета может быть реализован через участие обучающихся в мероприятиях, предусмотренных Федеральным календарным планом воспитательной работы:
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Практические работы
1
Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием курса.
1
06.09.2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
2
Знакомство с театром. Театр как вид искусства. Театральное здание
1
13. 09.2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
3
Театральные профессии
1
20. 09.2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
4
Мы в театре: сцена, зрительный зал, оркестровая яма
1
27. 09.2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
5
Путешествие по театральным мастерским: бутафорская, гримёрная
1
04.10. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
6
Путешествие по театральным мастерским: костюмерная и художественная мастерская
1
18.10. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
7
Чтение произведения К. Чуковского «Айболит». Герои произведения. Отбор выразительных средств
1
25.10. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
8
Подготовка декораций к инсценированию произведения К. Чуковского «Айболит»
1
01.11.2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
9
Инсценирование произведения К. Чуковского «Айболит». Театральная игра
1
1
08.11. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
10
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Айболит»
1
15.11. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
11
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью.
1
29.11. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
12
Чтение произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Герои произведения. Отбор выразительных средств
1
06.12. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
13
Подготовка декораций к инсценированию произведения «Перчатки» (английская народная песенка)
1
13.12. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
14
Инсценирование произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Театральная игра
1
1
20.12. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
15
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Перчатки»
1
27.12. 2023
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
16
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью
1
10.01. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
17
Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Герои произведения. Отбор выразительных средств
1
17.01. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
18
Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Сами виноваты»
1
24.01. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
19
Инсценирование произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Театральная игра
1
1
31.01. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
20
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Сами виноваты»
1
07.02. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
21
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью
1
14.02. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
22
Чтение произведения С. Маршака «Волк и лиса». Герои произведения. Отбор выразительных средств
1
28.02. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
23
Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Маршака «Волк и лиса»
1
06.03. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
24
Инсценирование произведения С. Маршака «Волк и лиса». Театральная игра
1
1
13.03. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
25
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Волк и лиса»
1
20.03. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
26
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью
1
27.03. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
27
Чтение произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Герои произведения. Отбор выразительных средств
1
03.04. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
28
Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Пляцковского «Солнышко на память»
1
17.04. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
29
Инсценирование произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Театральная игра
1
1
24.04. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
30
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Солнышко на память»
1
08.05. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
31
Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью
1
15.05. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
32
Подготовка к заключительному концерту
1
22.05. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
33
Заключительный концерт
1
29.05. 2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
34
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Планирование работы на следующий год
1
05.06.2024
https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
5
2 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Практические работы
1
Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием курса.
1
06.09.2023
https://myschool.edu.ru
2
Драма. Драматургия. Пьеса как произведение для театра
1
13. 09.2023
https://myschool.edu.ru
https://m.edsoo.ru/f841f35c
http://nachalka.edu.ru/
3
Организация работы театральной мастерской
1
20. 09.2023
https://myschool.edu.ru
4
Театральный реквизит. Подготовка реквизита к спектаклю
Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра.
1
04.10.2023
6
Мы в театре кукол: сцена, зрительный зал. Путешествие по театральным мастерским: бутафорская, гримёрная. Спектакль «Лопоухий Илюк»
1
18.10.2023
7
Использование дикции, темпа речи, интонационной выразительности в театральной постановке.
1
25.10. 2023
8
Чтение произведения В. Сутеева «Мешок яблок». Разбор. Герои произведения. Отбор выразительных средств.
1
8.11.2023
9
Инсценирование произведения В. Сутеева «Мешок яблок». Распределение и чтение по ролям. Разучивание текстов.
1
15.11.2023
10
Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Сценическая речь. Разбор мизансцен.
1
29.11.2023
Актерская грамота. Занятия сценическим искусством. (6 ч.)
11
Работа актера над собой. Особенности сценического внимания. Тренинги на внимание. Инсценирование сказки «Мешок яблок» на сцене. Разбор мизансцен.
1
06.12.2023
12
Мышечная свобода. Зажим. Тренинги. Упражнения с приемами релаксации. Этюдные репетиции сказки «Мешок яблок» на сцене.
1
13.12.2023
13
Посещение театра. Новогоднее представление
1
20.12.2023
14
Подготовка декораций к инсценированию сказки «Мешок яблок». Выполнение упражнений на коллективную согласованность действий. Этюдные репетиции сказки «Мешок яблок» на сцене
1
27.12.2023
15
Сценический образ как «комплекс отношений». Этюдные репетиции сказки «Мешок яблок» на сцене.
1
10.01.2024
16
Репетиция сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
1
17.01.2024
Предлагаемые обстоятельства. (9 ч.)
17
Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Представление сказки «Мешок яблок».
1
24.01.2024
18
Понятие «Театральная игра». Значение игры в театральном искусстве. Игры-импровизации.
1
31.01.2024
19
Понятие «Предлагаемы обстоятельства». Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.
1
07.02.2024
20
Составление этюдов. Обыгрывание этюдов по русским народным сказкам.
1
14.02.2024
Работа над инсценировкой (12 ч. )
21
Чтение литературного произведения на экологическую тему. Разбор. Герои произведения. Отбор выразительных средств.
1
28.02.2024
22-23
Инсценирование произведения . Распределение и чтение по ролям. Разучивание текстов.
2
06.03.2024
13.03.2024
24
Посещение театра. Встреча с артистами, разговоры по душам.
1
20.03.2024
25-26
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен.
2
03.04.2024
17.04.2024
27
Прогон
1
24.04.2024
28
Творческий отчет
1
08.05.2024
29
Посещение театра. Подведение итогов Проекта «Путешествие в сказку», финальный праздник для детей и родителей
1
15.05.2024
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
1-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
3-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
4-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c
Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/
Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
Инфоурок
https://infourok.ru/
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального