Рабочая программа по учебному курсу "Математика" 4 класс
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" 4 класс
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, утверждена Министерством образования и науки Российской федерации. М. «Просвещение»2010
Предлагаемая программа ориентирована на учебник М.Н. Перовой «Математика» для 4 класса специальных ( коррекционных ) общеобразовательных учреждений VIII вида, М., « Просвещение » 2009. Математика готовит детей с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи учреждений 8 вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, формированием умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Цель: формирование умений и навыков счета и арифметических действий в пределах 100.
Задачи:
- учить считать в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд.;
- формировать умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
- развивать образное и логическое мышления, воображение;
- воспитывать интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Математика" 4 класс»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой , утверждена Министерством образования и науки Российской федерации. М. «Просвещение»2010
Предлагаемая программа ориентирована на учебник М.Н. Перовой «Математика» для 4 класса специальных ( коррекционных ) общеобразовательных учреждений VIII вида, М., « Просвещение » 2009. Математика готовит детей с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи учреждений 8 вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, формированием умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Цель: формирование умений и навыков счета и арифметических действий в пределах 100.
Задачи:
- учить считать в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд.;
- формировать умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
- развивать образное и логическое мышления, воображение;
- воспитывать интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение математике должно носить практическую направленность, готовить уч-ся к овладению уч-ся профессионально-трудовыми знаниями и умениями.
В неделю проводится 5 уроков, 170 ч в год.
Количество часов по четвертям:
1 четверть – 40 ч
2 четверть – 40 ч
3 четверть – 50 ч
4 четверть – 40 ч
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, т.к. большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Не менее важный прием – материализация, т.е.
умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения,
беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений , без которых дальнейшее продвижение уч-ся в усвоении математики будет затруднено.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики.
Домашние задания должны обязательно ежедневно проверяться учителем.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству уч-ся.
Коррекционная работа, которая включает следующие задачи:
развивать различные виды мышления, речь, индивидуальные пробелы в знаниях, умениях и навыках.
Уроки математики строятся на принципах взаимосвязи уроков «развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» , «изобразительного искусства»,« трудового обучения».
Содержание программы
Нумерация(3 ч).
Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание(62ч).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения и деления (76 ч).
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Составные задачи.
Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10 (17 ч)
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.
Единицы измерения и их соотношения (22 ч)
Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение:
1ц = 100 кг.
Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.
Геометрический материал (18 ч)
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.
Итоговое повторение
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
названия компонентов умножения, деления;
меры длины, массы и их соотношения;
меры времени и их соотношения;
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
названия элементов четырехугольников.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи
Математика (1 чет. – 40 ч.) 2016-17уч.год
Кол-во часов
По плану
Факт.
Умения
Коррекционные задачи.
Нумерация (повторение)
10ч
1,2,3
Устная нумерация в пределах 20, 100
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
3ч
Умение сравнивать числа, получать последующее и предыдущее число
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
4,5
Меры стоимости. Соотношение: 1 р.= 100 к.
2ч
Умение получать двузначное число и раскладывать его на разряды
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
6, 7
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр
2ч
Умение различать числа чётные и нечётные
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, классификации
8, 9
Миллиметр .Соотнош. 1 см = 10 мм
2ч
Умение сравнивать числа первого и второго десятка
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
10,11
Виды углов, построение углов.
2ч.
Умение различать виды углов и построение углов.
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, классификации
12
Проверка пройденного по теме « Нумерация в пределах 20, 100»
1ч
Умение применять на практике переместительный закон сложения
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
13,14
Умножение и деление
2ч.
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
15,16
Меры массы, килограмм, центнер.
2ч
Умение составлять примеры; решать примеры в два действия
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
17,18
Меры времени. Сутки.
2ч.
Умение решать примеры с именованными числами
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
18,20
Закрепление пройденного по теме
«Меры массы и длины».
2ч
Умение решать примеры с именованными числами
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
21
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание без перехода через разряд»
1ч
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
22,23,24
Сложение в пределах 100 с переходом через разряд вида: 15+5 и 24+16
3ч.
Умение решать примеры с переходом через разряд
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
25,26,27
Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд вида: 40-8 и 30-12
3ч
Умение решать примеры
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
28,29,30
Приемы сложения и вычитания в пределах 100
3ч
Умение раскладывать второе слагаемое на два однозначных числа
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
31
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»
1ч
Умение раскладывать второе слагаемое на два однозначных числа
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
32,33,34
Составные текстовые арифметические задачи
3ч
Умение раскладывать второе слагаемое на два однозначных числа
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
35,36
. Контрольная работа за 1 четверть.
Работа над ошибками.
2ч
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
37,38,39
Вычитание вида: 75-28
3ч
Умение решать примеры на вычитание
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
40
Меры ёмкости. Меры массы
1ч
Знание мер ёмкости, мер массы
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
Математика (2 чет. – 40 ч.) 2016-17уч.год
Кол-во часов
По плану
Факт.
Умения
Коррекционные задачи.
1,2,3
Умножение и деление числа 2
3ч
Умение сравнивать числа, получать последующее и предыдущее число
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
4,5
Умножение числа 3
2ч
Умение получать двузначное число и раскладывать его на разряды
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
6, 7
Деление на 3 равные части.
2ч
Умение различать числа чётные и нечётные
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, классификации
8
Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление числа 2,3»
1ч
Умение сравнивать числа первого и второго десятка
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
9,10,11
Умножения числа 4.
3ч.
Умение различать виды углов и построение углов.
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, классификации
12,13
Линии: прямая, кривая, ломаная. Луч.
2ч
Умение применять на практике переместительный закон сложения
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
14,15,16
Деление на 4 равные части.
3ч.
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
17,18
Замкнутая и незамкнутая кривые
2ч
Умение составлять примеры; решать примеры в два действия
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
19
Контрольная работа по теме «Умножение и деление».
1ч.
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
20,21,22
Умножение числа 5.
3ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
23,24,25
Деление на 5 равных частей
3ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
26,27,28
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
3ч.
Умение решать примеры с переходом через разряд
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
29
Замкнутые и незамкнутые ломаные линн.
1ч
Умение раскладывать второе слагаемое на два однозначных числа
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
30
Повторение пройденного по теме «Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.»
1ч
Умение раскладывать второе слагаемое на два однозначных числа
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
31,32,33
Умножение числа 6.
3ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
34,35,36
Деление на 6 равных част.
3ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
37
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
1ч
Знание мер ёмкости, мер массы
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
38
Контрольная работа за 1 четверть.
1ч
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
39-40
Решение задач
2ч
Умение решать задачи
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
Математика (3 чет. – 50 ч.) 2016-17уч.год
Кол-во часов
По плану
Факт.
Умения
Коррекционные задачи.
1,2,3
Решение задач с мерами стоимости
3ч
Умение решать задачи
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
4,5,6,7
Решение примеров в пределах 100
4ч
Умение получать двузначное число и раскладывать его на разряды
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
8,9,10,
11
Действия 1 и 2 ступени, порядок их выполнения в примерах без скобок и со скобками.
4ч
Умение различать числа чётные и нечётные
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, классификации
12,13
Умножение и деление на 7
2ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
14
Прямая линия. Отрезок.
1ч.
Умение различать виды углов и построение углов.
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, классификации
15
Контрольная работа по теме «Порядок действий».
1ч
Умение применять на практике переместительный закон сложения
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
16
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
1ч.
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
17,18
Умножение числа 8.
2ч
Умение составлять примеры; решать примеры в два действия
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
19
Контрольная работа по теме «Умножение и деление».
1ч.
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
20,21,22
Деление на 8 равных частей
3ч
Умение решать примеры с именованными числами
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
23,24,25
Умножение числа 9
3ч
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
26,27,28
Деление на 9 равных частей
3ч.
Умение решать примеры с переходом через разряд
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
29,30
Упражнения в закреплении таблицы.
2ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
31
Контрольная работа по теме «Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.»
1ч
Умение работать самостоятельно
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
32,33
Умножение единицы и на единицу
2ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
34,35
Деление на единицу.
2ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
36,37
Решение примеров в пределах 100
2ч
Умение решать примеры
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
38,39
Решение текстовых, арифметических задач в 2 – 3 действия.
2ч
Умение решать задачи
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
40
Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.
1ч
Умение строить геометрические фигуры
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
41,42
Умножение нуля и на нуль.
2ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
43,44
Деление чисел на 10, умножение чисел на 10
2ч
Формирование умения в выполнении действий умножения и деления
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
45
Контрольная работа за 3 четверть.
1ч
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
46-47
Решение текстовых, арифметических задач в 2 – 3 действия.
2ч
Умение решать задачи
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
48-50
Резерв на повторение. Решение задач в 2 – 3 действия.
3ч
Умение решать задачи
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
Математика (4 чет. – 40 ч.) 2016-17уч.год
Кол-во часов
По плану
Факт.
Умения
Коррекционные задачи.
1,2,3
Единица времени –секунда. Секундомер.
3ч
Умение сравнивать числа, получать последующее и предыдущее число
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
4,5
Взаимное положение геометрических фигур
2ч
Умение получать двузначное число и раскладывать его на разряды
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
6, 7,8,9
Арифметические задачи в 2-3 действия
4ч
Умение различать числа чётные и нечётные
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, классификации
10,11,12
Порядок действий в примерах.
3ч
Умение сравнивать числа первого и второго десятка
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
13-19
Решение задач на все действия.
7ч.
Умение различать виды углов и построение углов.
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, классификации
20,21
Линии: прямая, кривая, поманая. Луч.
2ч
Умение применять на практике переместительный закон сложения
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
22,23
Контрольная работа. По теме «Решение примеров и задач».
Работа над ошибками
2ч.
Умение работать самостоятельно
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
24,25
Замкнутая и незамкнутая кривые
2ч
Умение составлять примеры; решать примеры в два действия
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
26-30
Все действия в пределах 100
1ч.
Умение решать примеры с именованными числами
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
31,32,33
Деление с остатком
3ч
Умение решать примеры с именованными числами
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
34,35
Треугольники. Построение треуг
2ч
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
36
Определение времени по часам
2ч.
Умение решать примеры с переходом через разряд
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
37
Прямоугольники. Построение прямоугольников.
1ч
Умение раскладывать второе слагаемое на два однозначных числа
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
38
Контрольная работа за 1 четверть.
1ч
Умение работать самостоятельно
Коррекция самоконтроля
39- 40
Резерв. Повторениепройденного за 4 четверть.
2ч
Умение раскладывать второе слагаемое на два однозначных числа
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе
Учебно - методическое обеспечение
Литература для обучающихся:
Основная:
М.Н.Перова. Математика. Учебник для 4 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Москва «Посвещение» 2002
Дополнительная:
И.М.Яковлева Рабочая тетрадь по математике. Москв«Просвещение»2007 Литература для учителя:
Основная:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва «Просвещение» 2010