Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 2 класса к учебнику Роговцевой Н. И»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
2. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
3. Роговцева, Н. И. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М. : Просвещение, 2012.
4. Шипилова, Н. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс / Н. В. Шипилова, Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на ____ / _____ учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _____ от __.__.20__ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20__ / 20__ учебный год»;
• Учебный план образовательного учреждения на _____/____ учебный год;
• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Цели изучения технологии в начальной школе*:
• приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
• приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
• формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
• духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-историческогоопыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
• формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональномобществе на основе знакомства с ремесламинародов России;развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
• формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основеосвоениятрудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
• развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системойценностей ребенка, а также на основе мотивацииуспеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
• формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание,планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать ипринимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
– первоначальных конструкторско-технологическихзнаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различнымиматериалами и инструментами,неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализациипроектов.
Содержание учебного предмета
№ п/п
Название раздела
Количество
часов
1
Здравствуй, дорогой друг
1
2
Человек и земля
23
3
Человек и вода
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
4
Итого
34
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
Программа и материал УМК рассчитаны на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП во вторых классах (1–4).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
– формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
– формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
– развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
– развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
– формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
– развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
– ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Виды и формы организации учебного процесса
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Усвоение данной программы обучающимися к концу 2 класса обеспечит достижение следующих предметных результатов:
• знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
• первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
• знать возможности использования природных богатств человеком;
• познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
• собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям;
• рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины;
• знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
• основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
• общее понятие о размножении растений черенками;
• уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
• оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;
• наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
• сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности;
• анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
• находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
• организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
• знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;
• создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
• осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
• моделировать несложные изделия;
• уметь применять знания, полученные в 1 классе;
• начальные знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора профессии; использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и вне школы;
• знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;
• уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);
• осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
• уметь готовить сообщение на заданную тему;
• знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
• уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
• уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать об их свойствах, происхождении и использовании человеком);
• освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка, отделка; уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
• выполнять задания по заполнению технологической карты;
• правильно и экономно расходовать материалы;
• знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);
• знать и выполнять правила техники безопасности;
• использовать приобретенные знания и умения для творческого решения и несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
• владеть навыками работы с простейшей технической документацией (распознавание чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);
• ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;
• понимать, что вся работа имеет цену;
• выполнять практические работы с помощью схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения, их виды и способы);
• неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка) – знать, уметь применять на практике;
• название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание, формообразование, сборка, оформление;
• приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
• с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
• самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
• изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
• работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы соединения деталей);
• с помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки, из тех, что есть в конструкторе;
• развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий;
• анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;
• учиться строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;
• работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само- и взаимоконтроль;
• кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям (основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер);
• различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
• составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
• получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
• овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;
• знать свойства, способы использования, виды пластилина;
• народные промыслы – уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;
• усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;
• создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;
• использовать в аппликации различные виды круп – просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
• различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
• освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой, составлять композиции;
• выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);
• создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу (понятия: виды швов, нитки);
• правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;
• работать с выкройками; развивать навыки кроя;
• научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
• коллективно, с помощью учителя проводить конференции;
• уметь выступать с презентацией своей папки достижений;
• задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать выступления своих товарищей, анализировать;
• иметь представление о том, как строить монологическое высказывание;
• владеть методами самоанализа, самоконтроля, самооценки, взаимопомощи и взаимовыручки;
• приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
• освоить элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, в том числе в Интернете, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач) – для этого изучают правила набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer;
• работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи и т. д.
Планируемые результаты универсальных учебных действий
Личностные результаты
Создание условий дляформирования следующих умений:
– объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
– уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
– понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
– учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
– учиться планировать практическую деятельность на уроке;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
– работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
– определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
– наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
– сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
– учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
– находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
– с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
– самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
– уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
Учебно-методическое обеспечение
Интернет-ресурсы:
1) Электронная версия газеты «Начальная школа». Издательский дом «Первое сентября». – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/index.php
2) Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов. Сайт для учителей газеты «Начальная школа» – Издательский дом «Первое сентября». – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3) Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/ communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
4) Роговцева, Н. И. Уроки технологии : Человек, природа, техника. 1 класс : пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/ Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html
5) ИЗО и технический труд. Медиатека. ПЕДСОВЕТ : образование, учитель, школа. – Режим доступа : http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275
6) Технология. Начальная школа. – Режим доступа : http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
Информационно-коммуникативные средства:
1) Технология [Электронный ресурс]. – М. : Мин-во образования РФ : ГУ РЦ ЭМТО : ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» , 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM ). – (Библиотека электронных наглядных пособий).
2) 1С: Школа. Студия лепки. Животные [Электронный ресурс]. – М. : 1C-Паблишинг, 2009. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).