Рабочая программа по изучению курса русского языка в 4 классесоставленана основе федерального компонента государственногостандарта начального общего образования по русскому языку, утверждённого приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г.,учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана для основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Русский язык. 4класс». Авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Москва, «Просвещение», 2015 г. 1, 2 часть.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе. В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.
Курс русского языка 4 класса направлен на достижение следующих целей:
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности
- активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся
- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом
Количество учебных часов в год–136;в неделю – 4.
Тематическое планирование
Повторение - 15 ч.
Слово в языке и речи– 17ч.
Части речи - 90 ч.:
Имя существительное - 31 ч.
Имя прилагательное - 25 ч.
Местоимение - 7 ч.
Глагол - 27 ч.
Повторение изученного - 14 ч.
Содержание программы
Текст и его признаки. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Составление предложений с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях.
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава.
Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее представление).Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.Связь имен прилагательных с именем существительным. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов
Речь и ее значение в речевой практике человека. Зависимость речи от речевой ситуации Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Знакомство с учебником «Русский Язык» Наша речь и наш язык.Язык и речь. Формы вежливости
С.6 упр.2
Текст и его план
С. 7 упр.3
Обучающее изложение
Соч.на тему «Мои каникулы»
Анализ изложения. Предложение как единица речи.
С.12 упр.11
Виды предложения по цели высказывания и по интонации.
С.16 упр.19
Диалог. Обращение
3 предлож.с обращениями
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения
12.09
С.20 упр.27
Диктант по теме «Повторение»
14
С.21 прочитать
Работа над ошибками. Словосочетание.
15
С.23 упр.30
Однородные члены предложения
16
С.28 упр.36, с.29 упр.37 устно
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
19.09
С.31 упр.41
Знаки препинания с однородными членами.
21
С.34 упр.46
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
22
Переписать соч.на чистовик
Работа над ошибками. Простые и сложные предложения.
23
С.37 упр.52, повыш.ур.с.37 упр.51
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
26.09
С.40 №1
Слово в языке и речи 17ч.
Слово и его лексическое значение
28
С.43 упр.61
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
29
С.45 упр.64
Синонимы, антонимы, омонимы.
30
С.48 упр.73
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
03.10
С.50упр.76
Состав слова. Распознание значимых частей слова.
05
С.53 упр.81, с.52 выуч.определения
Роль суффиксов и приставок в словах
06
С.54 упр.85
Словарный диктант.
Правописание гласных и согласных в корнях слова.
07
С. 58упр.93
Разделительный твёрдый и мягкий знак.
10
С. 66упр.109
Обучающее изложение.
12
С.63упр.105
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.
С.68упр.114
Склонение имён существительных и имён прилагательных
С. 71 упр.120
Имя числительное. Глагол.
Найти скороговорки и пословицы с числит.
Наречие как часть речи
С. 75 упр.129
Правописание наречий
С. 77 упр.133
Контрольный диктант по теме «Части речи»
С.78 № 1
Работа над ошибками.
С.78 № 5
Сочинение-отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке»
Переписать соч.
Имя существительное 31 ч.
Распознавание падежей имён существительных
С. 83 упр.140
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных
2 четверть
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.
С. 87 упр.150
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные
Упр.152
Три склонения имён существительных 1-е склонение имён существительных
С. 90 упр.156
Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»
Переписать срч.
Анализ сочинений. 2-е склонение имён существительных
С. 94 упр.165
Упражнение в распознавании имён существительных
2-го склонения.
С. 96упр.168
3-е склонение имён существительных.
С.97 упр.172
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения
С.99 упр.176
Обучающее изложение.
С. 101 упр.179
Анализ изложения. Падежные окончания сущ. 1,2, 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний сущ.
С. с.103 упр.183
Словарный диктант
Именительный и винительный падеж
С.107 упр.189
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.
С. 110 упр.200
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
С. 114 упр.210
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах
С.116 упр.215
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже
Записать словосочет.с сущ. в твор.пад.
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже
С. 120 упр.226
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
С. 126 упр.238
Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
Переписать соч.
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
С. 130 упр.246
Анализ контрольного диктанта. Повторение
С. 128 упр.242
Склонение имён существительных во множественном числе
С. 132 упр.252
Именительный падеж имён существительных множественного числа
С. 133 упр.254
Родительный падеж имён существительных множественного числа
С. 136упр.261
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа
С. 140 упр.271
Склонение имён существительных во множественном числе
С. 142 упр.274
Обучающее изложение
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
С. 142 упр.275
Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе»
Анализ контрольного диктанта. Наши проекты
С. 143 №1,2
Имя прилагательное 25 ч.
Имя прилагательное как часть речи
С. 6 упр.5
Род и число имён прилагательных
С. 9 упр.13
Описание игрушки
Оформить соч.для выставки
3 четверть
Склонение имён прилагательных
С. 12 упр.20
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» обобщающий урок
С. 13 упр.21
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
С. 17 упр.28
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже
С. 20 упр.37
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
С.21 упр.41
Именительный, винительный, родительный падежи
С. 24 упр.43
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
С. 26 упр.54
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты
С. 26 упр.56
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода
С. 29 упр.59
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
С. 31 упр.64
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода
С. 33 упр.70
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода
С.35 упр.75
Изложение описательного текста
Анализ изложения. Склонение имен существительных во множественном числе
С. 37 упр.79
Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
С. 40 упр.85
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа
С. 42 упр.89
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа
С. 44 упр.93
Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа
С.46 упр.99
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
С.48 упр.104
Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Переписать соч.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
С. 49 упр.106
Анализ контрольного диктанта. Повторение
С. 50 № 1,3
Местоимение 7 ч.
Местоимение как часть речи.Личные местоимения
С. 55 упр.117
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам
С. 59 упр.124
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам
С.62 упр.131
Изменение личных местоимений по падежам
С.64 упр.136
Изложение повествовательного текста с элементами описания
С.65 упр.137
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Анализ контрольного диктанта. Повторение
С. 53 упр.111
Глагол 27 ч.
Роль глаголов в языке
С. 70 упр.145
Изменение глаголов по временам
Неопределённая форма глагола
С. 74 упр.153
Изменение глаголов по временам
С.78 упр.161
Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Повторить словарные слова
Анализ изложения. Спряжение глаголов
С. 82 упр.166
Спряжение глаголов
С.84 упр.170
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
С.87 упр.177 С.85 выуч.правило
4 четверть
Закрепление знаний. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
С. 86 упр.176
I и II спряжение глаголов настоящего времени
I и II спряжение глаголов будущего времени
С. 91 упр.188
Наши проекты
Выполнить проектную работу
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
С.95 упр.194
Закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
С. 99 упр.201
Обобщение знаний в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
С.100 упр.205
Возвратные глаголы
С. 103 упр.213
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
С. 105 упр.219
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок
С.107 упр.224
Правописание глаголов в прошедшем времени
С.111 упр.233
Изложение повествовательного текста по вопросам
С. 112 упр.236
Контрольный диктант по теме «Глагол»
С. 114 упр.241
Анализ контрольного диктанта. Повторение
С. 114 упр.242
Закрепление знаний по теме «Глагол»
С. 116 упр.246
Обобщение по теме «Глагол»
С. 117 упр.250
Изложение повествовательного текста
Подготовиться к провероч.работе
Проверочная работа по теме «Глагол»
Анализ изложения, тестовой работы. Повторение
Индивид.зад.
Повторение 14 ч.
Язык. Речь. Текст
С.123 упр.259
Предложение и словосочетание
С.127 упр.273
Упражнение в нахождении предложений и словосочетаний.
Лексическое значение слова
С. 129 упр.277
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»
С. 129 упр.278
Состав слова. Корень, родственные слова.
С. 131 упр.283
Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова.
С.134 упр.291
Части речи
С. 136 упр.297
Морфологический разбор частей речи
С. 139 упр.308
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Повторение
С. 139 упр.309
Изложение повествовательного текста по цитатному плану
С.140 упр.311
Анализ изложения.
С. 141 упр.312
Игра «По галактике Частей Речи»
Планируемые результаты освоения учебного предметапо итогам обучения в 4 классе
Личностные результаты
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
-орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
-производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
- производить разбор по составу
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
-производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
-определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
-определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
-писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
-в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Список литературы
О. В. Узорова. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку в начальной школе». Москва « Дрофа» 2014 год
Программа «Школа России». Москва Просвещение 2013 год.
Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»
О. В. Узорова. «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления». Москва «Дрофа»2012 год.
«Дидактический материал по русскому языку для малокомплектной школы». Москва «Дрофа» 2012 год
В. И. Воробьёва «Сочинения по картинам в начальных классах». Издат – школа . Москва 2011 г.
Я иду на урок в начальную школу: «Русский язык» :Книга для учителя - М.: Издательство « Первое сентября»