Рабочая программа по изучению курса русского языка в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, примерной программы по русскому языку (В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, М.: Просвещение, 2015г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 3 класс : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М. : Просвещение, 2013.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс русского языка 3 класса направлен на достижение следующих целей:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма;
Программа направлена на реализацию средствами предмета основных задач образовательной области «Филология»:
формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способность к творческой деятельности.
Количество учебных часов в год – 170, в неделю – 5.
Тематическое планирование
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Язык и речь
2
2
Текст. Предложение. Словосочетание
15
3
Слово в языке и речи
18
4
Состав слова
14
5
Правописание частей слова
29
6
Части речи
78
7
Повторение
14
Итого: 170 часов
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно - тематическое планирование по русскому языку
№
п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее
задание
план
факт
1 четверть
Язык и речь (2 часа)
1
Наша речь. Виды речи.
01.09
2
Наш язык.
02
Текст. Предложение. Словосочетание. (15 часов)
3
Текст
05
Упр.11. с.12
4
Типы текстов
06
Упр. 12 с. 12-13
5
Предложение
07
Упр.17 с. 15, правило с.16 выучить наизусть.
6
Виды предложений по цели высказывания
08
Упр.22 с.18, правила с. 17, 18 выуч. наиз.
7
Виды предложений по интонации
09
Правила с. 21 выуч. наиз..
8
Обучающее изложение
12
Упр.29 с.21
9
Главные и второстепенные члены предложений
13
Упр.37 с. 26
10
Главные и второстепенные члены предложений
14
Упр.41 с. 28
11
Упражнение в разборе предложений по членам предложений
15
Упр. 46 с.30
12
Простое и сложное предложение
16
Правила с. 31, 32 выуч. наиз.
13
Простое и сложное предложение
19
Упр. 53 с. 33
14
Словосочетание
20
Упр.60 с. 36, правило с.35 выуч.наиз.
15
Словосочетание
21
Упр. 61 с.37
16
Контрольный диктант по теме «Предложение»
22
17
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные
23
Слово в языке и речи (18 часов)
18
Синонимы и антонимы
26
Упр.70 с.43, правило с. 42 выуч. наиз.
19
Омонимы
27
Упр.77 с. 46, правило с.45 выуч. наиз.
20
Слово и словосочетание
Словарный диктант
28
Упр.80 с. 47, правило с. 47 выуч. наиз.
21
Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)
29
Упр.87 с. 50, правило с.49
22
Подробное изложение после зрительного восприятия текста
(упр. 88 с.52)
30
23
Части речи. Повторение.
03.10
Упр.90 с. 54
24
Имя существительное. Местоимение
04
Упр.95 с.55
25
Части речи. Имя прилагательное
05
Упр. 98 с. 57
26
Части речи. Глагол.
06
Упр.102 с. 58-59
27
Имя числительное как часть речи.
07
28
Однокоренные слова.
10
Упр.108 с. 61, правило с. 61 выуч. наиз.
29
Слово и слог. Гласные звуки и буквы.
11
Упр.113 с. 63, правило с. 63
30
Согласные звуки и буквы.
12
Упр. 117 с.65 устно
31
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
13
Упр.125 с. 68, правило с. 68 выуч. наиз.
32
Обучающее изложение
(упр. 129 с.70)
14
Правило с. 67 выуч наиз.
33
Обобщение и закрепление изученного
Проект «Рассказ о слове»
17
Упр.124 с. 68
34
Контрольный диктант по теме «Части речи»
18
35
Работа над ошибками.
19
Упр. 128 с. 70
Состав слова (14 часов)
36
Что такое корень слова
Как найти в слове корень?
20
Упр.132 с. 74, правило с. 74 выуч. наиз.
37
Сложные слова
21
Правило с. 75 выуч. наиз.
38
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
24
Упр. 143 с. 79, правило с. 80
39
Обобщение знаний о корне и окончании.
25
Упр.151 с. 83
40
Приставка. (общее понятие).
Как найти в слове приставку
26
Упр.156 с. 86, правило с. 86
41
Контрольный диктант за 1 четверть
27
42
Работа над ошибками. Значение приставок.
28
2 четверть
43
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
07.11
44
Значение суффиксов
08
45
Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»
09
46
Основа слова
10
47
Обобщение знаний о составе слова
11
48
Изложение повествовательно-го текста.
(упр. 191 с.99)
14
49
Работа над ошибками.
Проект «Семья слов»
15
Правописание частей слова (29 часов)
50
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
16
51
Правописание слов с безударными гласными в корне
17
52
Правописание слов с безударными гласными в корне
18
53
Правописание слов с безударными гласными в корне
21
54
Правописание слов с двумябезударными гласными в корне
22
55
Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными
23
56
Правописание слов с парными согласными в корне
24
57
Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне
25
58
Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне
Словарный диктант
28
59
Обучающее изложение
«Клесты»
29
60
Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне
30
61
Правописание слов с непроизносимой согласной в корне
01.12
62
Правописание слов с непроизносимой согласной в корне
02
63
Словарный диктант
Двойные согласные
05
64
Правописание слов с удвоенными согласными
06
65
Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»
07
66
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова»
08
67
Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек
09
68
Упражнение в правописании суффиксов
12
69
Правописание суффиксов и приставок
13
70
Упражнение в правописании значимых частей слова
14
71
Приставки и предлоги
15
72
Правописание приставок и предлогов
16
73
Написание слов с «ъ»
19
74
Упражнение в написании слов с разделительным «ь», «ъ».
20
75
Упражнение в написании слов с разделительным «ь», «ъ».
21
76
Списывание текста
(упр. 276 с 139)
22
77
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
23
78
Анализ контрольного диктанта.
Проект «Составляем орфографический словарь»
26
Части речи (78 часов)
79
Учебник «Русский язык» часть 2
Части речи
27
80
Имя существительное как часть речи
28
81
Обучающее изложение
(упр. 278 с. 140)
29
82
Имя существительное
30
3 четверть
83
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
11.01
84
Изложение повествовательного текста
(упр. 21 с. 14)
12
85
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные
13
86
Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по числам
16
87
Проект «Тайна имени»
17
88
Изменение имен существительных по числам.
18
89
Упражнение по развитию связной речи
Словарный диктант
19
90
Род имен существительных
20
91
Определение рода имен существительных в косвенных падежах
23
92
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
24
93
Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук
25
94
Обучающее изложение
(упр. 62 с.35)
26
95
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
27
96
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).
30
97
Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных
31
98
Несклоняемые имена существительные.
01.02
99
Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
02
100
Именительный падеж имен существительных
03
101
Родительный падеж имен существительных
06
102
Дательный падеж имен существительных
07
103
Винительный падеж имен существительных
08
104
Творительный падеж имен существительных
09
105
Предложный падеж имен существительных
10
106
Подробное изложение повествовательного текста
(упр.101 с.56)
13
107
Обобщение знаний о падежах имен существительных
14
108
Обобщение знаний о падежах имен существительных
15
109
Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных)
16
110
Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»
17
111
Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения
Проект «Зимняя страничка».
20
112
Понятие об имени прилагательном как части речи.
21
113
Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление).
22
114
Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных.
24
115
Текст- описание. Художественное и научное описание (общее знакомство).
27
116
Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».
Составление научного ( или художественного текста-описания растения.
Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление).
09
123
Упражнение в определении падежа имен прилагательных.
10
124
Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи .
13
125
Обобщение знаний об имени прилагательном.
14
126
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
15
127
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном.
16
128
Обобщение знаний об имени прилагательном
Словарный диктант.
17
4 четверть
129
Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками»
28.03
130
Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
Проект «Имя прилагательное в загадках»
29
131
Личные местоимения (общее представление)
30
132
Личные местоимения третьего лица
31
133
Наблюдение над употреблением в тексте местоимений
03.04
134
Обобщение знаний о местоимении
04
135
Ознакомление с особенностями текста-письма. Обучающее изложение
«Кошкин выкормыш»
05
136
Понятие о глаголе как части речи
06
137
Упражнение в определении лексического значения глагола
07
138
Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.
10
139
Составление рассказа по сюжетным картинкам
11
140
Глаголы в неопределенной форме
12
141
Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме
13
142
Число глаголов. Изменение глаголов по числам
14
143
Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа
17
144
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
18
145
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
19
146
Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.
20
147
Изменение глаголов по временам
21
148
Упражнение в изменении глагола по временам
Словарный диктант
24
149
Подробное изложение повествовательного текста
(упр.213 с.120)
25
150
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении
26
151
Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений
27
152
Частица не с глаголами
28
153
Правописание не с глаголами
154
Обобщение знаний о глаголе
155
Контрольный диктант по теме «Глагол»
156
Работа над ошибками
Повторение (14 часов)
157
Части речи
158
Контрольное списывание
159
Обучающее изложение (упр.265 с.141)
160
Предложение. Предложения по цели высказывания. Повторение
161
Диктант «Обобщение изученного о слове, предложении»
162
Работа над ошибками. Правописание окончаний имён прилагательных
163
Правописание приставок и предлогов
164
Повторение правописания приставок и предлогов
165
Правописание безударных гласных
Словарный диктант
166
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул
167
Итоговый контрольный диктант за 3 класс
168
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова
169
Повторение. Составление предложений по картинкам
170
Списывание текста. Состав слова. Повторение.
Итого: 170 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 3 классе
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звукобуквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости,разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь знаком;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Литература
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.
Тесты по русскому языку Е.М. Тихомирова, Москва «Экзамен» 2015 г..
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 класы: пособие для учителей общеобр. Учрежден.- М.: Просвещение, 2012
Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.:Просвещение 2013
Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
«Рассмотрено»
Протокол методического объединения учителей от ____________ № __________
Руководитель ШМО ___________________ ФИО
Дата _________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ____________________ФИО
Дата _____________________
«Принято»
Протокол педагогического совета от _________________№___________
Дата___________________
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.