Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 14
«Утверждаю»
Директор МОУ ООШ № 14____________ Н. А. Фомина
Приказ № 67/12 от 01.09.2016г.
Рабочая программа учебного курса по русскому языку
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Самиулина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории
Егорьевск
2016 г
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для второго класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, требований примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Для реализации программного содержания используются:
- Учебник «Русский языку» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва: «Просвещение», 2013 г.
- Методическое пособие с поурочными разработками по русскому языку 2кл., Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Москва: «Вако», 2015 г.
- Тесты по русскому языку Е.М.Тихомирова, Москва «Экзамен»2015 г.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.
Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства к слову и русскому языку кВ целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различного вида. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма (задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока)
Цели обучения:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя сущ, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).
Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы НЕ с глаголами.
Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представление о тексте и его признаках Уточняются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.
Количество часов в год - 170 часов, в неделю - 5 часов
Примерное тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Наша речь
4
2
Текст
5
3
Предложение
12
4
Слова,слова,слова…
22
5
Звуки и буквы
34
6
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
29
7
Части речи
47
8
Повторение
17
Итого:
170 часов
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Язык и речь. Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст. Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слово и его лексическое значение Слово и его лексическое значение. Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Слог. Ударение. Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Гласные ударные и безударные.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки и буквы: гласные и согласные.Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков. Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков. Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Обобщение знаний об изученных правилах письма. Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (общее представление). Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста. Местоимение как часть речи. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог (10ч). Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Обобщение знаний о частях речи. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение изученного за год. Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложениях
24.05
С.132 памятка4
Тест
169
Повторение изученного. Разбор по членам предложения.
25.05
Тест
170
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.
26.05
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные УУД: делать выводы о значении речи в жизни человека; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения; осознание роли языка и речи в жизни человека; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическая ориентация.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; делать выводы о значении речи в жизни человека; различать диалог и монолог; различать предложение и группу предложений; определять тему, главную мысль текста; выделять части текста, самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания; различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме; составлять предложения, читать их, делать логическое ударение; списывать текст, проговаривать его по слогам; находить основу и второстепенные члены предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения, устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому; видеть и правильно записывать слова с орфограммами; определять лексическое значение слов; классифицировать ошибки по орфограммам; различать прямое и переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова; находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; переносить слова с одной строки на другую; писать сочинения по серии картинок и по картине, по вопросам; различать гласные и согласные звуки; слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я; слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке; писать имена собственные с большой буквы; характеризовать парные звонкие и глухие согласные; распознавать собственные имена существительные; изменять имена существительные по числам; применять правила правописания; писать и переносить слова с разделительным мягким знаком; видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; определять число глаголов; писать частицу НЕ раздельно с глаголами; устанавливать связь между существительным и прилагательным; подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; определять число имени прилагательного; распознавать текст – описание и выделять его характерные признаки; осознавать местоимение как часть речи; распознавать текст – рассуждение и выделять его характерные признаки; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогов; отличать текст от предложения; проводить фонетический анализ слова.
Регулятивные УУД: оценивать свои результатов; обнаруживать и формулировать учебную проблему; аргументировать свою позицию; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей; волевая саморегуляция, прогнозирование результата; осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; анализировать, делать выводы, сравнивать; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контроль в форме сличения способа действия и его результата; оценка результатов работы; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению; анализировать и делать выводы; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; троить сообщения в устной и письменной форме.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАССА
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Проверка и оценка усвоения программы
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
II класс — 8—10;
III класс — 10—12;
IV класс — 12—15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
I класс, конец года — 15—17;
II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45;
III класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65;
IV класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80.
Количество слов в текстах для изложений:
II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов;
III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов;
IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов.
В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
- названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком, правила переноса слов.
уметь
- без ошибок писать текст объёмом 35 – 45 слов;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
- находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком;
- писать раздельно предлоги со словами;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
- распознавать изученные части речи;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;
- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения;
- писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;
- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста; использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).
Литература
Учебник:
Русский язык. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1, 2
Рабочие тетради (Русский язык).
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1,2
Библиографический список для учителя:
Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.-М.: ВАКО, 2013.