ФИО учителя – Саламова Н. В.
2017 г.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определёние места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
• знаки препинания в конце предложения.
Определёние качественной характеристики звука: гласный — согласных; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в смысловом отношении слова); эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове). Фонетический разбор слова.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам.
Имя существительное, его лексико-грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определёние падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определёние принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определёния I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решать, косить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся, -ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного).
Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли. Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Прямая речь (общее знакомство).
Обращение (общее знакомство).
Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся — её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определёний): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика. Основные гласные звуки [а], [о] ,[у] [ы] ,[и] ,[э]; гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. Обозначение буквами е, ё, ю, я. Двух звуков [йэ] [йо] [йу] [йа] в начале слова, после гласных и после разделительного мягкого знака. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Звук [й] и буква й. Различие звуков [й] и [и] и букв, их обозначающих. Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове (без терминологии). Соотношение произношения и обозначения их на письме.
Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в слове. Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по твёрдости и мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме ь (мягким знаком) и буквами е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак (ь).
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть – 45 ч |
Наша речь (15 часов) |
1 | Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. | Воспринимать и понимать звучащую речь. | Знание, что предложение является единицей речи, выражающей законченную мысль; умение оформлять на письме начало и конец предложения, соблюдать правильную интонацию при устных высказываниях; составлять предложения; умение устанавливать связь между словами в предложении при помощи вопросов. | | |
2 | Понятие о тексте. Главные члены предложения. | Воспринимать и понимать звучащую речь. | Знание признаков главных членов предложения; умение определять главные члены в предложении, составлять схемы предложений, умение выделять в предложении главные члены как его смысловую и грамматическую основу. | | |
3 | Повествовательные предложения. | Распознавать разновидность предложения по цели высказывания. Ознакомиться с повествовательными предложениями. Упражняться в определении вида предложения. | Умение составлять предложения из одного или нескольких слов. Знание термина «повествовательное предложение», иметь представление о повествовательном предложении, интонации, с которой оно может произноситься, о знаках препинания в конце предложения. | | |
4 | Вопросительные предложения. | Распознавать разновидности предложения по цели высказывания. Ознакомиться с вопросительными предложениями. Упражняться в определении вида предложения. | Знание терминов «вопросительное предложение», «вопросительная интонация», сформировать представление о вопросительном предложении, знаках препинания в конце вопросительного предложения; умение выделять предложения в тексте, составлять предложения из слов и словосочетаний. | | |
5 | Входная диагностическая работа. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание всех орфограмм, изученных в 1 классе. | | |
6 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста «Медвежата». | Слушать учителя. Работать с деформированным текстом. | Умение выделять предложения из сплошного текста; определять виды предложений по цели высказывания; умение восстанавливать деформированный текст. | | |
7 | Побудительные предложения. | Распознавать разновидность предложения по цели высказывания. Ознакомиться с побудительными предложениями. Упражняться в определении вида предложения. | Умение употреблять в речи термины: повествовательное, вопросительное, побудительное предложения, главные члены предложения; чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения предложения с целью более точной передачи его смысла и построения; различать предложения, содержащие сообщение, приказ, просьбу, вопрос, пожелания и т.д. | | |
8 | Развитие речи. Составление рассказа-миниатюры на тему «Осень». | Составить рассказ по иллюстрации. Анализ и запись предложений и текста. | Умение употреблять в речи термины: повествовательное, вопросительное, побудительное предложения, главные члены предложения; чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения предложения с целью более точной передачи его смысла и построения; различать предложения, содержащие сообщение, приказ, просьбу, вопрос, пожелания и т.д. | | |
9 | Обобщение знаний о видах предложений. | Упражняться в определении вида предложения. | Умение определять виды предложений по цели высказывания. | | |
10 | Обобщение знаний о видах предложений. Словарный диктант №1. | Воспринимать речь на слух и записывать в соответствии с орфографическими нормами. | Знание звучащих слов; умение записывать слова, диктуя их себе по слогам. | | |
11 | Обобщение знаний о видах предложений. | Упражняться в определении вида предложения. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | | |
12 | Обобщение знаний о предложениях. | Упражняться в определении вида предложения. | Умение определять виды предложений по цели высказывания. | | |
13 | Зачёт по теме «Речь и предложение». | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Умение определять виды предложений по цели высказывания. | | |
14 | Диктант по теме «Повторение». | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | | |
15 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв; умение определять виды предложений по цели высказывания. | | |
Звуки и буквы (60 часов) |
16 | Гласные и согласные звуки и буквы. Наблюдение. Правило. | Распознавать гласные и согласные звуки и буквы. Давать им характеристику. | Знание признаков гласных звуков, количества гласных звуков в русском языке. | | |
17 | Гласные и согласные звуки и буквы. Правило. | Распознавать гласные и согласные звуки и буквы. Давать им характеристику. | Знание признаков гласных звуков, количества гласных звуков в русском языке. | | |
18 | Гласные звуки. | Распознавать гласные звуки и буквы. Давать им характеристику. | Знания способов графического обозначения звукового состава слова транскрипцией; звуко-буквенного анализа звучащего слова; сравнение буквенного и звукового состава слова. | | |
19 | Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. | Делить слова на слоги. Выявлять закономерности. | Знание терминов «односложные», «двусложные», «трехсложные» слова; уточнение знаний о словообразующей роли гласных звуков; умение записывать слова с делением на слоги. | | |
20 | Слоги и слогоделение. Упражнения. Словарный диктант №2. | Делить слова на слоги. Выявлять закономерности. | Умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам. | | |
21 | Деление слов на слоги и для переноса. | Делить слова на слоги. Выявлять закономерности. | Умение анализировать звучащее слово; записывать слова, диктуя их себе по слогам; Умение правильно произносить согласные звуки и правильно называть буквы, которые их обозначают. | | |
22 | Перенос слов. | Делить слова на слоги, используя правила переноса. | Знание правила деления слов на слоги. | | |
23 | Деление слов на слоги. | Делить слова на слоги. Выявлять закономерности. | Умение делить слова на слоги. | | |
24 | Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я. | Выявить особенности йотированных гласных букв е, ё, ю, я. | Умение делить слова с гласными е, е, ю, я на слоги. Знание правила деления слов на слоги. | | |
25 | Упражнение в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. | Упражняться в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. | Знание понятия «йотированные гласные»; умение производить звуковой анализ слов с этими звуками. | | |
26 | Ударение. | Наблюдать за произношением слов. Работа над звуковым анализом. Находить ударный гласный звук и обозначать его в слове. | Умение правильно произносить слова, выделять ударный слог. | | |
27 | Слово и словосочетание. | Отработать и повторить изученные темы. | Умение определять количество слогов в словах; устанавливать количество гласных в слове; умение переносить по слогам. | | |
28 | Предложение. | Отработать и повторить изученные темы. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | | |
29 | Предложение. | Отработать и повторить изученные темы. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | | |
30 | Предложение. Словарный диктант №3. | Отработать и повторить изученные темы. | Знания признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке, изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | | |
31 | Согласные звуки и буквы. Наблюдение. | Уточнить представление о согласных звуках и буквах. | Знание отличительных признаков согласных звуков и букв. | | |
32 | Согласные звуки и буквы. Правило. | Уточнить представление о согласных звуках и буквах. | Знание отличительных признаков согласных звуков и букв. | | |
33 | Звонкие и глухие согласные. | Выявить различие согласных звонких и глухих. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений. | Умение использовать звуковой анализ слов для различения звонких и глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы, которая обозначает этот звук в слове. | | |
34 | Парные и непарные согласные. | Выявить различие согласных парных и непарных. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений. | Знание, что парный согласный звук на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому написание слов с парными согласными звуками на конце нужно проверять. | | |
35 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | Выявить различие согласных твёрдых и мягких. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений. | Знание, что согласные звуки бывают мягкие и твердые; закрепить способы обозначения мягкости согласных букв на письме. | | |
36 | Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. | Определить функцию букв и, е, ё, ю, я. Звуко-буквенный анализ слов. | Знание, что мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком или гласными буквами и, ю, е, е, я; закрепить знание звукобуквенного анализа слов. | | |
37 | Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком или гласными буквами и, е, ё, ю, я. | Уточнить представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков. | Знание, что мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков; продолжать развивать орфографическую зоркость, выработать навык автоматической грамотности | | |
38 | Контрольное списывание №1. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | Знание признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке, изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | | |
39 | Буквы и, й и звуки, которые они обозначают. | Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают. | Знание различия букв й, и; умение правильно произносить данные звуки и верно записывать слова с этими буквами. | | |
40 | Различие букв й, и. | Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают. | Знание различия букв й, и; умения правильно произносить данные звуки и верно записывать слова с этими буквами. | | |
41 | Различие букв й, и. Словарный диктант №4. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии. | Знание правописания словарных слов. | | |
42 | Диктант за 1 четверть. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение самостоятельно находить на конце слов согласные буквы, которые нужно проверять; знание и умение находить словарные слова. Развить навыки грамотного, каллиграфического письма. | | |
43 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке, изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками. | | |
44-45 | Резерв | | | | |
2 четверть (35 часов) |
46 | Ударные и безударные гласные в слове. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Знание, что в ударном и безударном слогах звуки обозначаются одной и той же буквой. Знание правила проверки безударных гласных. Уметь распознавать ед. и мн. число. | | |
47 | Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме. | Воспринимать на слух и правильно обозначать ударение в словах. Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Знание, что безударные гласные проверяются ударением. | | |
48 | Правописание безударных гласных. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Умение самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением. Умение комментировать свой ответ. | | |
49 | Слова с непроверяемыми безударными гласными. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. | Умение объяснять написание гласных, не проверяемых ударением. Умение комментировать свой ответ. | | |
50 | Развитие речи. Изложение текста с языковым анализом. | Анализ и запись предложений и текста. | Умение на допущенную ошибку при письме находить нужную орфограмму. | | |
51 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки. | | |
52 | Правописание парных и непарных согласных в конце слова. Словарный диктант №5. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Знание правила написания парных согласных на конце. Умение использовать звуковой анализ слов для различения звонких и глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы, которая обозначает этот звук в слове. | | |
53 | Парные и непарные согласные в конце слова. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Знание правила написания парных согласных на конце слов. Умение самостоятельно подбирать проверочные слова, записывать их через тире; закрепить написание парных согласных на конце слова. | | |
54 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Знание правила проверки парных согласных на конце слова. | | |
55 | Парные звонкие и глухие согласные. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Умения писать слова с парными согласными на конце слов; различать проверочное и проверяемое слово; выполнять звуко-буквенный анализ слова. | | |
56 | Развитие речи. Сочинение по результатам наблюдений и воспоминаний «Первый снег». | Анализировать результаты наблюдений и воспоминаний и запись предложений и текста. | Умение находить нужную орфограмму. | | |
57 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Умение самостоятельно подбирать проверочные слова. | | |
58 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Умения писать слова с парными согласными на конце слов; различать проверочное и проверяемое слово; выполнять звуко-буквенный анализ слова. | | |
59 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | Анализ и запись предложений и текста. | Знание правила оформления предложений; умение составлять предложения, используя текст и вопросы к нему. | | |
60 | Редактирование текста изложения. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; выполнять работу над ошибками. | | |
61 | Диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Знание признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке; изученные орфограммы. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | | |
62 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением. Умение комментировать свой ответ. | | |
63 | Правописание слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци. Словарный диктант №6. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. | Умение писать сочетания жи-ши, цы-ци. | | |
64 | Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. | Знание правописания сочетаний ЧА-ЩА; отработать до автоматизма безошибочное написание слов с данными сочетаниями; сформировать навык правописания сочетаний ЧУ-ЩУ; умение распознавать звуки Ч, Щ. | | |
65 | Правописание сочетаний чк, чн, щн. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. | Знание правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН; умение заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов. | | |
66 | Обучающее изложение. | Анализ и запись предложений и текста. | Знание способов обозначения мягкости согласных на письме, о правописании сочетаний; умение выделять предложение из сплошного текста. | | |
67 | Повторение по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки». | Наблюдать и выявлять слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Объяснять причины. | Знание разновидности предложений по цели высказывания; правила проверки парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова. Умение писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | | |
68 | Разделительный мягкий знак. Наблюдение. | Наблюдать за словами с мягким знаком. Классифицировать слова. | Знание правила употребления разделительного мягкого знака и правила правописания слов с разделительным мягким знаком; умение делать звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | | |
69 | Разделительный мягкий знак. Правило. | Выделять слова с разделительным мягким знаком. | Знание буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак, умение правильно записывать слова с ним. | | |
70 | Разделительный мягкий знак. Отработка алгоритма правописания. Словарный диктант №7. | Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме. | Знание буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак, умение правильно записывать слова с ним. | | |
71 | Обобщение по теме «Разделительный мягкий знак». | Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме. | Знание буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак, умение правильно записывать слова с ним. | | |
72 | Контрольное списывание №2. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | Знание правописания слов с разделительным мягким знаком; умение определять границы предложений. | | |
73 | Повторение пройденного по теме «Звуки и буквы». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить нужную орфограмму. | | |
74 | Диктант за 1 полугодие. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Знания разновидности предложений по цели высказывания; правила проверки парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова, мягкого знака, разделительного. Умение писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | | |
75 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить нужную орфограмму. | | |
76 | Промежуточная стандартизированная диагностика. | Продемонстрировать и оценить свои знания. | Знания разновидности предложений по цели высказывания; правила проверки парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова, мягкого знака, разделительного. Умение писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | | |
77 | Обобщение тем четверти. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение анализировать свои ошибки. | | |
78 | Сочинение «Зимние игры» | Анализировать результаты наблюдений и воспоминаний и запись предложений и текста. | Умение находить нужную орфограмму. | | |
79-80 | Резерв | | | | |
3 четверть (50 часов) |
Части речи (38 часов) |
81 | Общее понятие об имени существительном. Наблюдение. | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают предметы. | Умение различать предмет и слово как часть речи; умение соотносить вопросы КТО? и ЧТО? и слово – название предмета. | | |
82 | Общее понятие об имени существительном. Правило. Словарный диктант №8. | Сформулировать правило. Находить имена существительные среди слов по правилу. | Знание, что такое имя существительное; умение находить его в предложении; знание, что слово способно назвать все в окружающем мире. | | |
83 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Различать имена существительные по вопросам «кто?», «что?». Познакомиться с терминами «одушевлённые имена существительные» и «неодушевлённые имена существительные». | Умение классифицировать имена существительные по группам; различать одушевленные и неодушевленные существительные. | | |
84 | Изменение имён существительных по числам. | Различать имена существительные в единственном и во множественном числе. Менять число имён существительных. | Умение классифицировать имена существительные по группам; различать одушевленные и неодушевленные существительные; изменять по числам. | | |
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Умение классифицировать имена существительные по группам; различать одушевленные и неодушевленные существительные; изменять по числам. | | |
86 | Закрепление темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Умение классифицировать имена существительные по группам; различать одушевленные и неодушевленные существительные; изменять по числам. | | |
87 | Закрепление темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание изученные правила правописания. | | |
88 | Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Познакомиться с терминами «имена собственные» и «нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. | Знание правил правописания заглавных букв в именах собственных; умение отличать имена собственные от нарицательных. | | |
89 | Заглавная буква в написании кличек животных. | Упражняться в написании имён собственных. | Умение писать заглавную букву в именах собственных; умение анализировать предложения с именами собственными. | | |
90 | Заглавная буква в географических названиях. | Упражняться в написании имён собственных. | Умение выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы. | | |
91 | Заглавных букв в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных и географических названиях. | Упражняться в написании имён собственных. | Умение писать заглавную букву в именах собственных; умение анализировать предложения с именами собственными. | | |
92 | Особенности написания названий книг, журналов и газет. Словарный диктант №9. | Упражняться в написании имён собственных. | Умение писать заглавную букву в именах собственных; умение анализировать предложения с именами собственными. | | |
93 | Развитие речи. Обучающее изложение. | Анализ и запись предложений и текста. | Умение составлять предложения – ответы на вопросы; определять главную мысль текста; устанавливать связь слов в предложении. | | |
94 | Обобщение о написании слов с заглавной буквы. | Использовать в речи термины «имена собственные» и «имена нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. | Умение писать заглавную букву в именах собственных; умение анализировать предложения с именами собственными. | | |
95 | Диктант по теме «Имя существительное». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы. Знание изученных орфограмм. | | |
96 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание правил употребления заглавной буквы в именах собственных. | | |
97 | Общее понятие о глаголе. | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета. | Умение сопоставлять вопрос и значение слова; самостоятельно сделать вывод: слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? обозначают действие предмета. | | |
98 | Неопределённая форма глагола. | Ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета. | Знание, что между вопросом и словом есть связь; умение различать в тексте слова, отвечающие на вопрос что делать? | | |
99 | Изменение глаголов по числам. | Наблюдать за изменением глагола по числам. | Знание понятия «глагол». Знание вопросов, на которые отвечают глаголы в ед. числе и во мн. числе. | | |
100 | Изменение глаголов по числам. | Сформулировать правило. Классифицировать слова, используя правило. | Знание понятия «глагол». Знание вопросов, на которые отвечают глаголы в ед. числе и во мн. числе. | | |
101 | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант №10. | Наблюдать за изменением глагола по временам. | Знание понятия «время глагола». Умение изменять глаголы по временам. | | |
102 | Изменение глаголов по временам. | Сформулировать правило. Классифицировать слова, используя правило. | Знание понятия «время глагола». Умение изменять глаголы по временам. | | |
103 | Обобщение знаний о глаголе. | Давать характеристику глаголам, используя изученные правила. | Умение различать в тексте слова, отвечающие на вопрос что делать? Знание понятия «время глагола». Умение изменять глаголы по временам. | | |
104 | Диктант по теме «Глагол». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение корректировать ошибки, допущенные в диктанте. | | |
105 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | | |
106 | Общее понятие об имени прилагательном. | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают признак предмета. | Знание, что обозначают в речи слова, называющие признаки предметов. | | |
107 | Общее понятие об имени прилагательном. | Сформулировать правило. Классифицировать слова, используя правило. | Умение самостоятельно распространять предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета. | | |
108 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Наблюдать за связью имён прилагательных с именами существительными. | Умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам. | | |
109 | Число имён прилагательных. | Наблюдать за изменением имён прилагательных по числам. | Знание смыслового значения имен прилагательных; умение изменять имена прилагательные по числам; знание зависимости имени прилагательного от имени существительного. | | |
110 | Прилагательные, близкие и противоположные по значению. | Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Упражнение в подборе пар прилагательных. | Умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным; уметь подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. | | |
111 | Свободный диктант. | Анализ и запись предложений и текста. | Умение записывать предложения, используя свои знания. Знание изученных орфограмм. | | |
112 | Развитие речи. Изложение «Старшие друзья». | Анализ и запись предложений и текста. | Умение составлять предложения – ответы на вопросы плана; устанавливать связь слов в предложении. | | |
113 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Характеризовать имя прилагательное. | Умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным; умение подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. | | |
114 | Общее понятие о предлоге. Словарный диктант №11. | Выяснить роль предлогов в речи. | Умение оформлять предложения на письме; систематизировать знания о предлогах. | | |
115 | Предлог. | Упражняться в написании предлогов. | Умение записывать текст с комментированием, объясняя по ходу все орфограммы. | | |
116 | Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да. | Выявить отличие предлогов и союзов. Познакомиться с союзами. | Умение оформлять предложения на письме; систематизировать знания о предлогах. | | |
117 | Контрольное списывание №3 с грамматическим заданием. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | Умение каллиграфически правильно списывать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв. Знать правила списывания, уметь списывать текст без ошибок. | | |
118 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки. | | |
Состав слова (25 часов) |
119 | Окончание и основа. | Знакомиться с признаками родственных слов. Работать над развитием умения сравнивать слова. | Знание, что такое родственные слова; умение подбирать родственные слова. | | |
120 | Корень слова. | Находить и выделять значимую часть слова – корень. | Знание, что такое родственные слова; умение подбирать родственные слова. | | |
121 | Понятие о родственных словах. | Находить и выделять значимую часть слова – корень. Познакомиться с термином «родственные слова». | Умение распознавать родственные слова. | | |
122 | Однокоренные слова. | Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. | Умение находить однокоренные слова и выделять в них корень; выработать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. | | |
123 | Обобщение по теме «Корень слова». Словарный диктант №12. | Находить и выделять значимую часть слова – корень. Познакомиться с термином «родственные слова». Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. | Умение записывать текст с комментированием, объясняя по ходу все орфограммы. Знание правописания словарных слов. | | |
124 | Обобщение по теме «Корень слова». | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. | Умение каллиграфически правильно списывать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв. Знание правил списывания, умение списывать текст без ошибок. | | |
125 | Развитие речи. Обучающее изложение. | Анализ и запись предложений и текста. | Умение составлять предложения – ответы на вопросы плана; устанавливать связь слов в предложении. | | |
126 | Диктант за 3 четверть. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение находить ошибки, выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | | |
127 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить ошибки, выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | | |
128 | Урок-тест. | Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. | Умение находить, анализировать и исправлять ошибки. | | |
129-130 | Резерв. | | | | |
4 четверть (40 часов) |
131 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Наблюдать за сильной и слабой позицией гласных звуков. Упражняться в подборе проверочных слов. | Умение подбирать однокоренные слова с указанием корня; выделять безударные гласные, разделяя слова для переноса. | | |
132 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Алгоритм. | Составить алгоритм для проверки безударных гласных в корне слова. Выявлять слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. | Знание словарных слова. Умение подбирать однокоренные слова и выделять в них корень; различать проверочное и проверяемое слово. | | |
133 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. Словарный диктант №13. | Использовать алгоритм для проверки безударных гласных в корне слова. | Умение применять различные способы проверки написания безударных гласных в корне слова; выделять корень. | | |
134 | Безударные гласные в корне слова. | Проверять безударные гласные в корне слова, используя правило. | Знание, что безударную гласную в корне можно проверить путем изменения формы слова и подбором однокоренных слов. | | |
135 | Безударные гласные в корне слова. Отработка алгоритма. | Использовать алгоритм для проверки безударных гласных в корне слова. | Умение подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова. | | |
136 | Обобщение темы «Безударные гласные в корне слова». | Использовать алгоритм и правило для проверки безударных гласных в корне слова. | Знание навыков правописания гласных после шипящих, безударных гласных, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака, смягчающего мягкого знака, большой буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами. | | |
137 | Развитие речи. Изложение «Птичка». | Анализ и запись предложений и текста. | Умение подробно излагать текст, выбирая наиболее точные слова; составлять план текста; умение на письме применять правила правописания корня. | | |
138 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить ошибки, выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | | |
139 | Правописание парных согласных в корне. | Наблюдать за чёткостью звучания парных согласных в корне. Упражняться в подборе проверочных слов. | Умение проверять парные согласные в корне слова путем подбора однокоренных слов. | | |
140 | Правописание парных согласных в конце слова. | Упражняться в подборе проверочных слов. Наблюдать за чёткостью звучания парных согласных в конце слова. Сформулировать правило. | Знание способов проверки парных согласных в конце слова. Умение находить и подчёркивать «опасные места»; объяснять правописание пропущенных букв в словах; выделять корень. | | |
141 | Правописание парных согласных в корне слова. Отработка алгоритма. | Отработать алгоритм написания парных согласных в корне слова. | Знание способов проверки парных согласных в корне слова. Умение находить и подчёркивать «опасные места»; объяснять правописание пропущенных букв в словах; выделять корень. | | |
142 | Закрепление темы «Правописание парных согласных в корне слова». | Отработать алгоритм написания парных согласных в корне слова. | Знание способов проверки парных согласных в корне слова. Умение находить и подчёркивать «опасные места»; объяснять правописание пропущенных букв в словах; выделять корень. | | |
143 | Проверочная работа. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание о проверяемых и проверочных словах. Умение подбирать проверочные слова. | | |
144 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить ошибки, выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | | |
145 | Обобщение темы. Правописание парных согласных в корне слова. Словарный диктант №14 | Отработать алгоритм написания парных согласных в корне слова. | Умение записывать текст с комментированием, объясняя по ходу все орфограммы. | | |
Связь слов в предложении (13 часов) |
146 | Предложение. Связь слов в предложении. | Различать слова, словосочетания и предложения. Выявлять связи слов в предложении. | Умение вычленять предложения из потока речи; составлять предложения по деформированному тексту; оформлять предложения в письменной речи. Знание понятий о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения. | | |
147 | Главные члены предложения. | Находить главные члены предложения. | Умение вычленять предложения из потока речи; составлять предложения по деформированному тексту; оформлять предложения в письменной речи. Знание понятий о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения. | | |
148 | Главные члены предложения. Словосочетания. | Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. | Знание существенных признаков предложений: законченность мысли, интонационная законченность, главные члены, связь слов в предложении. | | |
149 | Главные члены предложения. | Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. | Знание признаков главных членов предложения; умение выделять в тексте подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении. | | |
150 | Главные члены предложения. Связь слов в предложении. | Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. | Знание признаков главных членов предложения; умение выделять в тексте подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении. | | |
151 | Закрепление знаний о связи слов в предложении. | Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. | Знание признаков главных членов предложения; умение выделять в тексте подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении. | | |
152 | Закрепление знаний о связи слов в предложении. | Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. | Умение распространять предложение по вопросам, дополняя его второстепенными членами. | | |
153 | Диктант по теме «Связь слов в предложении». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Знание правописания слов на изученные темы. | | |
154 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. | | |
155 | Предложение. | Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. | Знание признаков главных членов предложения; умение выделять в тексте подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении. | | |
156 | Предложение. Словарный диктант №15. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание правописания словарных слов. | | |
157 | Контрольное списывание №4. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. | Умение сличать написанное с текстом; правильно делить сплошной текст на предложения. Умение каллиграфически правильно списывать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв. | | |
158 | Урок-тест. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание правописания слов на изученные темы. | | |
159 | Правописание безударных гласных. | Использовать алгоритм и правило для проверки безударных гласных в корне слова. | Знание правил написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции; умение подбирать проверочные слова. | | |
Повторение (7 часов) |
160 | Правописание звонких и глухих согласных. | Отработать алгоритм написания парных согласных в корне слова. | Знание правил написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции; умение подбирать проверочные слова. | | |
161 | Диктант за год. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации за 2 класс. | Знание всех орфограмм, изученных во 2 классе. | | |
162 | Работа над ошибками. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. | | |
163 | Правописание гласных и согласных, стоящих в слабой позиции. | Отработать алгоритм написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции. | Знание правописание слов на изученные темы. | | |
164 | Итоговая стандартизированная диагностика. | Применить свои знания для выполнения итоговой работы. | Умение анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Знание правописания слов на изученные темы. | | |
165 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Словарный диктант №16. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание признаков главных членов предложения; умение выделять в тексте подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении. Знание правописания слов на изученные темы. | | |
166-170 | Резерв. | | | | |
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Русский язык» (Горецкий В.Г., Канакина В.П.. и др.)