Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК Перспектива»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
начального и эстетического образования
от 19.05.2016 г. № 5
Заведующий кафедрой начального и эстетического образования
_______________ Л.М. Смородина
Принято
Протокол заседания педагогического совета от 20.05.2016 г. № 2
Утверждаю
Директор
МБОУ гимназии №12 города Липецка
___________________ О.Н. Уласевич
Приказ от 20.05.2016 № 281
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
УЧИТЕЛЬ: Лаврентьева Ирина Александровна
КЛАССЫ
УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
В НЕДЕЛЮ
В ГОД
1
2015-2016
5
165
2
2016-2017
5
175
3
2017-2018
5
175
4
2018-2019
4
140
ИТОГО
2015-2019
17
655
2016 – 2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
1 класс
Виды речевой деятельности
Слушание.
Осознание цели и ситуации устного общения.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Чтение.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Письмо.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Обучение грамоте
Фонетика.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения.
Состав слова (морфемика).
Морфология.
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
2 класс
Виды речевой деятельности
Слушание.
Адекватное восприятие звучащей речи.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Письмо.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Обучение грамоте
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика.
Использование на письме разделительных ъ и ь.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Лексика.
Состав слова (морфемика). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам.
Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Синтаксис.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Овладение нормами речевого этикета при общении с помощью средств ИКТ.
3 класс
Виды речевой деятельности
Слушание.
Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Чтение. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Письмо.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).
Обучение грамоте
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Фонетический разбор слова.
Графика.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Морфология.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Местоимение.Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Частица не, ее значение.
Синтаксис.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация.
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Практическое овладение диалогической формой речи. План текста. Составление планов к данным текстам.Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.
4 класс
Виды речевой деятельности
Слушание.
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Чтение.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте.
Систематический курс.
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Фонетический разбор слова.
Лексика.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика).
Разбор слова по составу.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа.Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Имя числительное. Значение и употребление в речи.
Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова. Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в предложении. Различение предложений по цели высказывания. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Слово и предложение.
Работа с предложением
Орфография и пунктуация.
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
безударные личные окончания глаголов.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.
Развитие речи.
Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение нормами речевого этикета при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Создание собственных текстов по предложенным планам.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Количество часов, отводимых на освоение темы
Дата по плану
Коррекция
1
Адекватное восприятие звучащей речи
Повторение изученного в 1 классе
1
01.09 – 02.09
2
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение
Мир общения. Собеседники История письма
1
01.09 – 02.09
3
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца
Письменная речь
1
01.09 – 02.09
4
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца
Условия письменного сообщения
1
01.09 – 02.09
5
Применение правил правописания:
прописная буква в начале предложения
Учимся писать письма
1
01.09 – 02.09
6
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий)
Слово, словосочетание, предложение и текст в речевом развитии, общении
1
05.09 – 09.09
7
Использование орфографического словаря
Слова с непроверяемым написанием
1
05.09 – 09.09
8
Применение правил правописания:
прописная буква в начале предложения
Слово и предложение
1
05.09 – 09.09
9
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные: Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
1
05.09 – 09.09
10
Различение предложений по интонационной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательныеЗнаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
Восклицательные и невосклицательные предложения
1
05.09 – 09.09
11
Признаки текста
Основные свойства текста
1
12.09 – 16.09
12
Входная контрольная работа по текстам администрации.
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Входная контрольная работа по текстам администрации.
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
1
12.09 – 16.09
13
Текст. Заглавие текста
Работа над ошибками. Типы текстов
1
12.09 – 16.09
14
Последовательность предложений в тексте
Последовательность предложений в тексте
1
12.09 – 16.09
15
Адекватное восприятие звучащей речи
Главный помощник в общении – родной язык
1
12.09 – 16.09
16
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации
Богатства языка
1
19.09 – 23.09
17
Проверочная работа по теме «Мир общения»
Проверочная работа по теме «Мир общения»
1
19.09 – 23.09
18
Различение гласных и согласных звуков
Гласные и согласные звуки и буквы
1
19.09 – 23.09
19
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности
Алфавит. Роль алфавита
1
19.09 – 23.09
20
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Изобразительные возможности гласных и согласных звуков
1
19.09 – 23.09
21
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Соотношения «звук-буква» в словах
1
26.09 – 30.09
22
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Правописание безударных гласных, парных согласных
1
26.09 – 30.09
23
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи
Общение людей. Виды речи.
1
26.09 – 30.09
24
Применение правил правописания:
перенос слов
Звук [й’] и буква Й. Перенос слов с буквой Й в середине слова
1
26.09 – 30.09
25
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста
Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи»
1
26.09 – 30.09
26
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Звук [э] и буква Э. Написание слов с буквой Э
1
03.10 – 07.10
27
Различение мягких и твердых согласных звуков
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
1
03.10 – 07.10
28
Различение мягких и твердых согласных звуков
Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.
1
03.10 – 07.10
29
Различение мягких и твердых согласных звуков
Две функции букв е, ё, и, ю, я
1
03.10 – 07.10
30
Определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков
Твёрдые и мягкие согласные звуки
1
03.10 – 07.10
31
Применение правил правописания:
перенос слов
Перенос слов с мягким знаком
1
10.10 – 14.10
32
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Волшебный мягкий знак.
1
10.10 – 14.10
33
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И
1
10.10 – 14.10
34
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши в положении под ударением
Шипящие согласные звуки
1
10.10 – 14.10
35
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши в положении под ударением
Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ
1
10.10 – 14.10
36
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши в положении под ударением
Отработка навыка правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ
1
17.10 – 21.10
37
Контрольный диктант по текстам администрации за 1 четверть.Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Контрольный диктант по текстам администрации за 1 четверть.Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
1
17.10 – 21.10
38
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Работа над ошибками.
17.10 – 21.10
39
Применение правил правописания:
сочетания ча – ща в положении под ударением
Отработка навыка правописания слов с сочетаниями ЧА-ЩА
1
17.10 – 21.10
40
Применение правил правописания:
сочетания ча – ща в положении под ударением
Повторение изученных орфограмм с шипящими согласными.
1
17.10 – 21.10
41
Применение правил правописания:
сочетания чу – щу в положении под ударением
Шипящие согласные звуки
1
24.10 – 28.10
42
Применение правил правописания:
сочетания чк – чн, чт, щн
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН
1
24.10 – 28.10
43
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста
Учимся писать изложение
1
24.10 – 28.10
44
Проверочная работа по теме: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, ЩН»
Проверочная работа по теме: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, ЩН»
1
24.10 – 28.10
45
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Работа над ошибками
1
24.10 – 28.10
46
Деление слов на слоги
Правила деления слов на слоги
1
07.11 – 11.11
47
Применение правил правописания: перенос слов
Слог. Перенос слов.
1
07.11 – 12.11
48
Ударение
Ударение.
1
07.11 – 12.11
49
Ударение
Ударение. Ударный слог.
1
07.11 – 12.11
50
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков
Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.
1
07.11 – 12.11
51
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков
Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой е
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Слова с удвоенными согласными
1
05.12 – 09.12
68
Применение правил правописания:
перенос слов
Правила переноса слов с удвоенными согласными
1
05.12 – 09.12
69
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками.
05.12 – 09.12
70
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Непроизносимые согласные
1
05.12 – 09.12
71
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Причины появления непроизносимых согласных в словах
1
12.12 – 16.12
72
Контрольный диктант по текстам администрации за 2 четверть.Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Контрольный диктант по текстам администрации за 2 четверть. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
1
12.12 – 16.12
73
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Правописание слов с непроизносимой согласной
1
12.12 – 16.12
74
Использование на письме разделительного ь
Разделительный мягкий знак
1
12.12 – 16.12
75
Использование на письме разделительного ь
Две функции мягкого знака в словах
1
12.12 – 16.12
76
Использование на письме разделительного ь
Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного
1
19.12 – 23.12
77
Знакомство с жанрами письма и поздравления
Написание поздравительного письма
1
19.12 – 23.12
78
Овладение нормами речевого этикета при общении с помощью средств ИКТ
Написание объявления
1
19.12 – 23.12
79
Диктант по теме: «Звуки и буквы. Слог. Ударение».Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Диктант по теме: «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
1
19.12 – 23.12
80
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Работа над ошибками
1
19.12 – 23.12
81
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Что рассказало слово
1
11.01 – 13.01
82
Понимание учебного текста
Понятийное (обобщающее) значение слова
1
11.01 – 13.01
83
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала
Разновидности толковых словарей
1
11.01 – 13.01
84
Умение опознавать имена собственные
Имена собственные и нарицательные
1
11.01 – 13.01
85
Применение правил правописания:
прописная буква в именах собственных
Правописание имён собственных
1
11.01 – 13.01
86
Умение опознавать имена собственные
Имена собственные и нарицательные
1
16.01 – 20.01
87
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Слова с несколькими значениями
1
16.01 – 20.01
88
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Многозначные слова
1
16.01 – 20.01
89
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Роль слов с переносным значением
1
16.01 – 20.01
90
Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Слова похожие, но разные (омонимы)
1
16.01 – 20.01
91
Различение однокоренных слов и синонимов
Слова, близкие по значению (синонимы)
1
23.01 – 27.01
92
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Использование синонимов в речи.
1
23.01 – 27.01
93
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Роль слов-синонимов в речи.
1
23.01 – 27.01
94
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Слова, противоположные по значению (антонимы)
1
23.01 – 27.01
95
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Устойчивые сочетания слов
1
23.01 – 27.01
96
Выявление слов, значение которых требует уточнения
Тематические группы слов
1
30.01 – 03.02
97
Обобщение изученного материала
Обобщение изученного материала
1
30.01 – 03.02
98
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала
Повторение раздела «Слово и его значение, предложение» .
1
30.01 – 03.02
99
Проверочный тест
Проверочный тест
1
30.01 – 03.02
100
Состав слова (морфемика).
Как собрать и разобрать слово
1
30.01 – 03.02
101
Состав слова (морфемика).
Морфемный состав слова
1
06.02 – 10.02
102
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.
1
06.02 – 10.02
103
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Правописание однокоренных слов
1
06.02 – 10.02
104
Контрольная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Контрольная работа по теме «Безударные гласные в корне слова» Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
1
06.02 – 10.02
105
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Работа над ошибками
1
06.02 – 10.02
106
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Правописание слов с изученными орфограммами
1
13.02 – 17.02
107
Отличие предлогов от приставок
Приставка
1
13.02 – 17.02
108
Использование на письме разделительного ъ
Употребление разделительного твёрдого знака
1
13.02 – 17.02
109
Использование на письме разделительных ъ и ь
Разделительные твёрдый и мягкий знаки
1
13.02 – 17.02
110
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами суффикса
Суффикс
1
13.02 – 17.02
111
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами суффикса
Роль суффиксов в речи
1
20.02 – 24.02
112
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания
Окончание
1
20.02 – 24.02
113
Разбор слова по составу
Состав слова (обобщение знаний)
1
20.02 – 24.02
114
Части речи
Что такое части речи
1
20.02 – 24.02
115
Части речи
Части речи
1
20.02 – 24.02
116
Имя существительное
Имя существительное
1
27.02 – 03.03
117
Значение и употребление в речи имен существительных
Составление словосочетаний с именами существительными
1
27.02 – 03.03
118
Умение опознавать имена собственные
Собственные и нарицательные имена существительные
1
27.02 – 03.03
119
Умение опознавать имена собственные
Правописание собственных имён
существительных
1
27.02 – 03.03
120
Умение опознавать имена собственные
Употребление заглавной буквы в именах собственных
1
27.02 – 03.03
121
Изменение существительных по числам
Категория числа имени существительного
1
06.03 – 10.03
122
Имя существительное
Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа
1
06.03 – 10.03
123
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Диктант по теме: «Имя существительное»
1
06.03 – 10.03
124
Глагол
Глагол
1
06.03 – 10.03
125
Значение и употребление в речи глаголов
Тематические группы глаголов
1
06.03 – 10.03
126
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов по числам
1
13.03 – 17.03
127
Контрольный диктант по текстам администрации за 3 четверть.Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Контрольный диктант по текстам администрации за 3 четверть. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
1
13.03 – 17.03
128
Деление частей речи на самостоятельные и служебные
Общие признаки слов. Работа над ошибками.
1
13.03 – 17.03
129
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Глаголы и нормы речевого этикета
1
13.03 – 17.03
130
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
1
13.03 – 17.03
131
Значение и употребление в речи глаголов
Роль глагола в образовании предложения
1
20.03 – 24.03
132
Глагол
Глагол (обобщение)
1
20.03 – 24.03
133
Списывание в соответствии с изученными правилами. Проверочная работа по теме «Глагол»
Списывание в соответствии с изученными правилами. Проверочная работа по теме «Глагол»
1
20.03 – 24.03
134
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Работа над ошибками
1
20.03 – 24.03
135
Имя прилагательное
Имя прилагательное
1
20.03 – 24.03
136
Значение и употребление в речи имен прилагательных
Роль имён прилагательных в речи
1
03.04 – 07.04
137
Изменение прилагательных по числам
Число имени прилагательного
1
03.04 – 07.04
138
Значение и употребление в речи
Имена прилагательные тематических групп
1
03.04 – 07.04
139
Имя прилагательное
Имя прилагательное (обобщение)
1
03.04 – 07.04
140
Части речи
Части речи (обобщение знаний)
1
03.04 – 07.04
141
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев)
Словесные средства создания художественного образа
1
10.04 – 14.04
142
Предлог
Предлог
1
10.04 – 14.04
143
Предлог
Правописание предлогов
1
10.04 – 14.04
144
Части речи. Проверочная работа по разделу «Части речи»
Части речи. Проверочная работа по разделу «Части речи»
1
10.04 – 14.04
145
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Работа над ошибками
1
10.04 – 14.04
146
Отличие предлогов от приставок
Способы разграничения предлога и приставки
1
17.04 – 21.04
147
Предлог
Литературные нормы употребления предлогов в речи
1
17.04 – 21.04
148
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении
Предложение
1
17.04 – 21.04
149
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого
Главные члены предложения
1
17.04 – 21.04
150
Различение главных и второстепенных членов предложения
Второстепенные члены предложения
1
17.04 – 21.04
151
Различение главных и второстепенных членов предложения
Распространённое и нераспространённое предложения
1
24.04 – 28.04
152
Смысловое единство предложений в тексте. Последовательность частей в тексте
Связь предложений в тексте
1
24.04 – 28.04
153
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца
Связь и оформление предложений в тексте.
1
24.04 – 28.04
154
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
Типы текстов
1
24.04 – 28.04
155
Овладение нормами речевого этикета при общении с помощью средств ИКТ
Записка
1
24.04 – 28.04
156
Овладение нормами речевого этикета при общении с помощью средств ИКТ
Письмо
1
01.05 – 05.05
157
Овладение нормами речевого этикета при общении с помощью средств ИКТ
Приглашение
1
01.05 – 05.05
158
Повторение пройденного. Различение гласных и согласных звуков
Повторение пройденного. Различение гласных и согласных звуков
1
01.05 – 05.05
159
Повторение пройденного. Различение мягких и твердых, глухих и звонких согласных звуков
Повторение пройденного. Различение мягких и твердых, глухих и звонких согласных звуков
1
01.05 – 05.05
160
Повторение пройденного. Использование орфографического словаря
Повторение пройденного. Использование орфографического словаря
1
01.05 – 05.05
161
Итоговый диктант
Итоговый диктант
1
08.05 – 12.05
162
Повторение пройденного. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
Повторение пройденного. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове
1
08.05 – 12.05
163
Повторение пройденного. Использование на письме разделительных ъ и ь
Повторение пройденного. Использование на письме разделительных ъ и ь
1
08.05 – 12.05
164
Повторение пройденного. Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт, нщ
Повторение пройденного. Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт, нщ
1
08.05 – 12.05
165
Повторение пройденного. Применение правил правописания: перенос слов
Повторение пройденного. Применение правил правописания: перенос слов
1
08.05 – 12.05
166
Повторение пройденного. Применение правил правописания: прописная бува в начале предложения, в именах собственных
Повторение пройденного. Применение правил правописания: прописная бува в начале предложения, в именах собственных
1
15.05 – 19.05
167
Повторение пройденного. Применение правил правописания: знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
Повторение пройденного. Применение правил правописания: знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
1
15.05 – 19.05
168
Повторение пройденного. Имя существительное
Повторение пройденного. Имя существительное
1
15.05 – 19.05
169
Повторение пройденного. Глагол
Повторение пройденного. Глагол
1
15.05 – 19.05
170
Повторение пройденного. Имя прилагательное
Повторение пройденного. Имя прилагательное
1
15.05 – 19.05
171
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
1
22.05 – 27.05
172
Повторение пройденного. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение
Повторение пройденного. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение