РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкиной М.В. «Русский язык».
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Основное содержание |
1 | Наша речь | 2 часа | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. Язык и речь. Устная и письменная речь ( общее представление) Русский язык- родной язык русского народа. Русский язык - государственный язык нашей страны, Российской Федерации Словарь:, речь, слушание, говорение, чтение, письмо, письменная речь, устная речь ,родной язык, государственный язык; русский язык |
2 | Текст, предложение, диалог | 3 часа | Текст и предложение. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Связь слов в предложении. Оформление предложений в письменной речи. Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложений. Словарь: ворона, воробей. |
3 | Слова, слова, слова… | 4 часа | Слова-названия предметов, признаков, действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова, тематические группы слова. Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка. Словарь: пенал, карандаш |
4 | Слово и слог. Ударение | 6 часов | Слово как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Анализ слоговых моделей слов. Правила переноса части слова с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Ударение. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с орфоэпическим словарём. Слогообразующая роль ударения. Словарь: лисица, сорока |
5 | Звуки и буквы | 34 часа | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные обозначения звуков. Алфавит, или азбука. Значение алфавита. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков. Слова с буквой э , которые пришли в наш язык из других языков. Словарь иностранных слов Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с памяткой «Как определить в слове ударные и безударные гласные звуки». Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слова Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. Буквы й и и .Звук [й’ ] и звук [и ] .Перенос слов с буквой й. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков. Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком. Особенности глухих и звонких согласных звуков. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных. Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки». Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн. Произношение слов с буквосочетаниями с чн и чт (скучно, конечно, что и др.) в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с орфоэпическим словарём. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях, кличках животных. Проект: «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Словарь: собака, весело, пальто ,алфавит, хорошо: ученик, ученица, учитель, деревня, : петух, ; заяц, класс ( классный), дежурный, ребята, тетрадь, медведь, работа, девочка, машина, Москва. |
6 | Повторение | 1 час | Повторение ранее изученного материала |
| Итого: | 50 часов | |
Количество часов, отводимое на реализацию НРЭО по данному предмету, составляет 5 часов. Для реализации НРЭО на уроках русского языка используется материал, имеющий краеведческое содержание.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррек-тировка | НРЭО | Форма текущего контроля |
Наша речь (2 часа) |
1 | Наша речь | 1 | | | | Беседа |
2 | Устная и письменная речь | 1 | | | | Проверочная работа, учебник.с.8 |
Текст, предложение, диалог (3ч) |
3 | Текст и предложение | 1 | | | | текущий |
4 | Предложение | 1 | | | | Фронтальный опрос |
5 | Диалог | 1 | | | | Проверочная работа, учебник, с.16 |
Слова, слова, слова….(4ч) |
6 | Роль слов в речи | 1 | | | | наблюдение |
7 | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов | 1 | | | | Текущий |
8 | «Вежливые» слова | 1 | | | | наблюдение |
9 | Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова | 1 | | | | Проверочная работа, учебник, с.30 |
Слово и слог. Ударение (6ч) |
10 | Слог как минимальная произносительная единица | 1 | | | | текущий |
11 | Деление слов на слоги | 1 | | | | Проверочная работа, учебник. с. 35 |
12 | Перенос слов | 1 | | | | текущий |
13 | Перенос слов. Закрепление | 1 | | | | Фронтальный опрос |
14 | Ударение (общее представление) | 1 | | | | Выборочный диктант Поурочные разработки, с.45 |
15 | Ударные и безударные слоги | 1 | | | | Проверочная работа, учебник, с. 44 |
Звуки и буквы (34) |
16 | Звуки и буквы | 1 | | | | беседа |
17 | Звуки и буквы. Закрепление | 1 | | | | Фронтальный опрос |
18 | Русский алфавит, или Азбука | 1 | | | | текущий |
19 | Русский алфавит, или Азбука. Закрепление | 1 | | | | Выборочное списывание, учебник, с.55 |
20 | Гласные звуки и буквы | 1 | | | | Фронтальный опрос |
21 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах | 1 | | | | наблюдение |
22 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. | 1 | | | | Проверочная работа, учебник, с.62 |
23 | Обозначение ударного гласного буквой на письме | 1 | | | | текущий |
24 | Особенности проверяемых и проверочных слов | 1 | | | | Фронтальный опрос |
25 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | | | | текущий |
26 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Закрепление. | 1 | | | | Проверочный диктант Поурочные разработки,с. 82 |
27 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | | | | Проверочная работа, учебник,с. 73 |
28 | Согласные звуки и буквы. | 1 | | | | наблюдение |
29 | Слова с удвоенными согласными | 1 | | | | Проверочная работа, учебник, с. 77 |
30 | Слова с буквами И и Й | 1 | | | | Выборочный диктант. Поурочные разработки, с, 91 |
31 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | | | | текущий |
32 | Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки | 1 | | | | Фронтальный опрос |
33 | Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. Закрепление | 1 | | | | Проверочная работа, учебник, с. 86 |
34 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком | 1 | | | | Выборочный диктант, Поурочные разработки, с, 102 |
35 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | | | | Выборочный диктант. Поурочные разработки, с, 105 |
36 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | | | | Запись под диктовку Поурочные разработки, с, 109 |
37 | Глухие и звонкие согласные звуки | 1 | | | | наблюдение |
38 | Парные глухие и звонкие согласные звуки | 1 | | | | текущий |
39 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов | 1 | | | | текущий |
40 | Правописание парных согласных звуков на конце слов | 1 | | | | фронтальный опрос |
41 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. Закрепление | 1 | | | | текущий |
42 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» | 1 | | | | Проверочная работа. Учебник, с.107 |
43 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | | | | Выборочный диктант. Поурочные разработки, с, 128 |
44 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Закрепление | 1 | | | | Словарный диктант. Поурочные разработки, с, 131 |
45 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | | | | Картинный диктант. Поурочные разработки, с, 1138 |
46 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | | | | Выборочный диктант. Поурочные разработки, с, 139 |
47 | Заглавная буква в словах | 1 | | | | Проверочная работа, учебник, с. 121 |
48 | Заглавная буква в словах. Закрепление | 1 | | | | Проверочный диктант. Поурочные разработки, с, 149. |
49 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | | | | Защита проекта |
50 | Повторение и обобщение изученного материала | 1 | | | | Сочинение «Мои летние каникулы» (планы на лето) |
Итого: 50 часов |