Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"»
Министерство общего и профессионального
образования Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное
учреждение Ростовской области «Каменская специальная школа № 15»
«Утверждаю»
Директор ГКОУ РО
«Каменская специальная
школа № 15»
________________Т. А. Лещинская
М.П.
Приказ от _________ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий природный мир»
Уровень общего образования: начальное, класс: 1-б
Количество часов за год: 68 часов, из них уроков – 34 часа, самостоятельной работы – 34 часа; в неделю: 2 часа, из них уроков – 1 час, самостоятельной работы – 1 час.
Учитель: Рудакова С. Н.
Программа разработана на основе:
Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития; на основе требований федерального государственного образовательного стандарта образования; учебно-методического комплекса.
2016-2017 учебный год
Оглавление
1.Планируемые предметные результаты освоения курса…………….…….с. 3
2.Содержание и структура учебного предмета, курса.
2.1.Содержание учебного предмета…………………………………….с. 4
2.2.Структура курса……………………………………………………с. 5-6
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета.
3.2. График и виды контроля освоения учебного предмета……….….с.9
Планируемые результаты освоения обучающимся программы
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
кормление зимующих птиц;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание некоторых правил безопасного поведения в природе с учетом возрастных особенностей;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
проявление активности в организации совместной с учителем деятельности; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
желание овладения навыками коммуникации; понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества с взрослыми; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционального восприятия природы.
Содержание учебного предмета
Курс «Окружающий природный мир» предполагает повышение уровня психологической и функциональной готовности первоклассника с нарушением интеллекта к школьному обучению;формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Предмет является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с миром природы.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Изучение материала проходит по следующим разделам:
Неживая природа:
наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром; живые и неживые объекты природы.
Сутки, части суток. День, вечер, ночь, утро, занятия взрослых и детей в течение суток.
Звезды, Солнце, Земля. Значение Солнца для животных и растений.
Сезонные изменения (времена года):
причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев); признаки осени, зимы, весны, лета; понятие «листопад». Выбор одежды по погоде; жизнь животных и птиц в разные времена года.
Семена растений. Плоды растений, их польза, фрукты и овощи. Условия жизни для растений (свет, тепло, вода).
Способы ухода за комнатными растениями.
Животные:
мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания). Детёныши животных.
Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными.
Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной.
Способы приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. Способы приспособления животных к разным временам года.
Структура учебного предмета, курса
№
Раздел
Кол-во часов
Цель
Задачи
1.
Неживая природа
Формирование представления и интереса к объектам и явлениям неживой природы.
Дать первичные знания о свойствах объектов неживой природы: воды, воздуха, земли (почвы), огня, водоёмов, камней, гор и др. Побуждать ребёнка в создании картины мира на основе своего понимания.
Формировать умения учебного поведения и умений выполнения заданий.
Воспитывать интерес к объектам и явлениям неживой природы. Развивать речь и мыслительные процессы.
2.
Сезонные изменения (времена года)
Формирование представлений о течении времени, о временах года, характерных признаках времён года, их влиянии на окружающую среду и жизнь человека.
Закрепить представления о временах года, погодных изменениях и характерных признаках времён года, о влиянии сезонных изменений на жизнь человека. Учить различать части суток, дни недели, месяцы времён года. Вырабатывать умение учитывать изменения окружающей среды в жизнедеятельности и охране своего здоровья. Учить проявлять инициативу на основе собственного жизненного опыта и представлений. Развивать воображение, речь, расширять кругозор обучающегося. Воспитывать любовь к родной природе.
3.
Растения
Формирование представлений о живой природе, о мире растений и их значении для жизни человека, об охране растений.
Формировать представления о растениях, их видах, о флоре родного края, накапливать опыт наблюдений на экскурсиях. Знакомить со значением растений для жизни человека и животных на Земле, с понятиями «полезные» и «вредные». Учить заботиться и ухаживать за растениями. Знакомить с правилами безопасного поведения в природе. Развивать умения слушать и понимать учителя, задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя. Расширять словарный запас ученика.
4.
Животные
Формирование представлений о живой природе, о мире животных, их видах и значении для человека.
Расширять область знаний ребёнка о разнообразии животных планеты, местах их обитания и их видах. Играть в развиваюие игры «Кто где живёт?», «Кто как поёт?» Развивать речь ребёнка. Углубить знания по темам о диких и домашних животных, их влиянии на жизнь человека, о влиянии деятельности людей на жизнь животных. Учить ухаживать за животными. Знакомить с правилами безопасного поведения при наблюдении и на экскурсиях.
Итого:
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема
Кол-во часов
Сам.
работа
Дата
Планир.
Фактич.
1
Объекты живой и неживой природы. Предворяющая контрольная беседа.
2
Земля и Солнце. Значение Солнца.
Реки, моря, водоёмы.
3
Солнце и жизнь растений.
4
Осень. Признаки осени.
5
Растения. Строение и сходство.
6
Многообразие. Отличия растений.
7
День и ночь. Небо днём и ночью.
8
Сутки. Занятия людей в течение суток.
9
Растения летом и осенью.
10
Лес.
11
Разнообразие цветов.
12
Цветы осени.
13
Сад.
14
Поздняя осень. Растения поздней осенью и зимой.
15
Семена. Сбор. Хранение.
16
Огород.
17
Плоды растений.
Разнообразие плодов.
18
Приспособление растений к сезонным изменениям природы в разные времена года.
19
Зима. Признаки зимы.
20
Растения зимой.
21
Игра «Что растёт в саду?»
22
Игра «Что растёт на грядке?»
23
Животные. Многообразие.
24
Кто где живёт. Весна.
Признаки весны.
25
Птицы. Многообразие.
26
Строение и различия животных.
Сходства животных.
Игра «Кто где живёт?»
27
Приспособление диких животных к различным условиям жизни.
28
Детёныши животных.
29
Дикие и домашние животные.
30
Различия образа жизни диких и домашних животных.
31
Дикие и домашние птицы.
32
Дикие животные и птицы в разное время года. Домашние животные. Уход за ними.
33
Итоговый контроль знаний.
34
Весна. Признаки весны.
Повторение.
Итого:
График и виды контроля учебного предмета, курса
№ урока
Тема
Вид контроля
Дата
1
Диагностика знаний ребёнка.
Времена года. Признаки.
предваряющий
3
Неживая природа.
Времена года. Признаки.
текущий
4
Времена года. Признаки.
текущий
25
Растения.
тематический
28
Животные.
тематический
33
Годовой контроль.
итоговый
Рекомендована к утверждению Согласовано
протокол заседания заместитель директора по УР
методического объединения ___________________подпись