Рабочая программа по письму для детей с интеллектуальным недоразвитием
Рабочая программа по письму для детей с интеллектуальным недоразвитием
Письмо является одним из основных предметов в "Центре образования детей с ОВЗ".Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики, умственно отсталых детей, обуславливает специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по письму для детей с интеллектуальным недоразвитием»
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Утверждаю»
Директор ГКОУ РО
«Центра образования детей с ОВЗ
Приказ от ___________№_______
__________________Н.В.Карасёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
2 класс
Учитель С.Г.Горяева
2016-2017 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по письму и развитию речи, реализуемой во 2 классе ГКОУ РО «Центра образования детей с ОВЗ».
Нормативные акты и учебно-методические документы на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года.
3. ФГОС НОО.
4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» № 24/4.1.-4851/м от 08.08.2014г.
5 . Положение о рабочей программе педагога ГКОУ РО «Центра образования детей с ОВЗ».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Письмо является одним из основных предметов в «Центре образования детей с ОВЗ».
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики, умственно отсталых детей, обуславливает специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно его коммуникативной функции.
Программа по письму во 2 классе включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».
Цель: формирование у обучающихся, воспитанников коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам «Центра образования детей с ОВЗ» максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
Формировать у обучающихся, воспитанников интерес к языку и языковым обобщениям;
Развивать умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
Осуществлять нравственное, эстетическое и экологическое воспитание школьников;
По учебному плану на изучение предметной области «Письма и развития речи» отводится170 часов в год (5 часов в неделю).
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, воспитанника, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения рабочей программы включают освоенные обучающимися, воспитанниками знания и умения, специфичные для образовательной области «Письмо и развитие речи», готовность к их применению.
1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
2) коммуникативно - речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико - орфографических умений для решения практических задач.
Программа по письму и развитию речи для 2 класса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень:
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
- списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;
- составлять буквенную схему слов типа: шар, суп, Мила;
- делить слова на слоги;
- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (10-12 слов).
Достаточный уровень:
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные, правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять значение слов, соотнося их с картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слова – названия предметов и названия действий, приводить в качестве примеров слова этих категорий;
- составлять предложения по заданию учителя, записывать их с большой буквы, в конце ставить точку;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова, предложения и текст из слов, написание которых не расходится с произношением (10 – 14 слов).
Рабочая программа включает оценку планируемых результатов.
Личностные результаты предусматривают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися, воспитанниками основами грамотности и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, воспитанниками даже незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка устных ответов.
Устный опрос является одним из методов учёта знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников «Центра образования детей с ОВЗ». При оценке устных ответов по письму принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полного ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи со стороны учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающее их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» не ставится.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшить.
Основные виды контрольных работ во 2 классе – списывание и диктант. Примерный объём текстов контрольных работ во 2 классе в начале учебного года – 10 -12 слов, к концу года 16 -18 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений ,искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов обучающегося. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной –тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – шестью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено свыше 6 ошибок.
Оценка «1» не ставится.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Авторы-составители: А.К.Аксёнова, Т.И.Бугаева. научный руководитель проекта-канд.психол.наук, проф. И.М.Бгажнокова. – Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. – 220с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А.А.Айдарбекова, В.М.Белов, В.В.Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 176с.
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 320с. – (Коррекционная педагогика).
Учебник «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители: В.В.Воронкова. .изд.центр «Владос» 2003.-128с.
Лазерный комплекс (сканер, принтер, ксерокс) «hp» Laser Jet M1132 MFP.
Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий по разделу, теме
Планируемый результат
Примечания
1
Повторение.
- звуки и буквы;
- соотнесение звука с буквой;
- различение звуков и букв;
- буквы сходные по начертанию, их различие;
- слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове;
- слова со стечением согласных;
- составление предложений из двух - трёх слов
Вводный контрольный диктант Самостоятельная работа
Слуховой
предупредительный диктант
Зрительный диктант Контрольный диктант
- называть и различать звуки и буквы;
- правильно записывать заглавные и строчные буквы;
- составлять простые предложения
2
Звуки и буквы.
- звуки гласные и согласные, их различие;
- гласные ударные и безударные;
- слова с гласной э;
- слова с буквами и и й, их различие;
- слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных;
- согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении.;
- буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова
Самостоятельная
работа
Слуховой
предупредительный диктант Объяснительный диктант
Контрольный диктант
- различать согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- правильно ставить знак ударения;
- ориентироваться в задании при чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
3
Слово
- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?
- называние действия предметов по вопросам : что
Что
Самостоятельная работа
Списывание
Контрольный
- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, различение основных частей хорошо знакомых
делает? Что делают?
- Группировка действий по признаку их однородностей, различие предметов по действиям, умение согласовывать слова, обозначающие действия со словами, обозначающими предметы;
- знакомство с предлогами, отдельными словами ( в, из,на,у,с)
диктант
Тестовый контроль
Комментированное письмо
- предметов;
- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства;
- умение различать слова по их отношению к родовым категориям; знать правило о раздельном написании предлога со словами.
4
Предложение.
Текст.
- практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, по картинке, на тему, предложенную учителем;
- заканчивание начатого предложения;
- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; выделение предложения из текста.
Тестовый контроль
Контрольный
диктант
Самостоятельная
работа
Предупредительный
диктант
-знать и применять правила написания предложений;
- списывать по слогам с рукописного, печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с произношением, простые по структуре предложения;
- выделять предложения из речи и текста
Календарно – тематическое планирование по письму и развитию речи во 2 классе
№
п/п
Тема урока
стр.
уч-ка
дата
обязательный минимум
Виды контроля
знать
уметь
I четверть
1
День знаний.
01.09.2016г
2
Повторение. Звуки и буквы.
3
02.09.2016г
Звуки
Различать звуки
предварительный
3
Выделение звука из слова.
4
05.09.2016г
Выделять нужный звук
4
Соотнесение звука и буквы.
5
06.09.2016г
5
Написание букв на основе дифференциации их образов (а, о, у, э, и, е, ю, я).
6
07.09.2016г
Правила начертания букв
6
Написание букв на основе дифференциации их образов.
7
08.09.2016г
7
Запись букв в определённом порядке.
8
09.09.2016г
Копировать
8
Написание букв на основе дифференциации их образов (з, м, д, т, б, г).
9
12.09.2016г
Правила начертания букв
9
Выделение первого звука из слов и их запись.
10
13.09.2016г
Выделять нужный звук
10
Вводный контрольный диктант.
14.09.2016г
Правила написания предложений
Писать под диктовку
итоговый
11
Работа над ошибками.
15.09.2016г
Анализировать свою работу
12
Написание букв на основе дифференциации их образов (з, м, д, т, б, г).
11
16.09.2016г
Правильное начертание букв
Копировать
13
Написание букв на основе дифференциации их образов(л, ш, ч, ф, х, ж).
12
19.09.2016г
Правильное начертание букв
Копировать
14
Написание букв на основе дифференциации их образов (ч, ш, х, ж, л, ф).
13
20.09.2016г
Правильное начертание букв
Копировать
15
Написание букв на основе дифференциации их образов (ц, щ, й).
14
21.09.2016г
Правильное начертание букв
Копировать
16
Написание букв на основе дифференциации их образов (ц, щ, ь, ъ).
15
22.09.2016г
Правильное начертание букв
Копировать
текущий
17
Алфавит.
16
23.09.2016г
Названия букв
18
Звуковой состав слов.
17
26.09.2016г
Названия звуков
Анализировать слова
19
Звукобуквенный анализ и синтез на основе выделения сходства и различия в составе слова.
18
27.09.2016г
Анализировать слова
20
Последовательность звуков в слове.
19
28.09.2016г
Звуки
21
Самостоятельная работа.
29.09.2016г
текущий
22
Фонематическое восприятие. Различение звуков на слух.