Рабочая программа по изучению курса окружающего мира в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по окружающему миру, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г., учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, примерной программы по окружающему миру (А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2015) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб.с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2015.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2015.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс окружающего мира 4 класса направлен на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.
Тематическое планирование
Земля и человечество - 9 ч.
Природа России - 10 ч.
Родной край – часть большой страны - 14 ч.
Страницы всемирной истории - 6 ч.
Страницы истории Отечества - 21 ч.
Современная Россия - 8 ч.
Содержание программы
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, Интернет). Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2–3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее задание
план
факт
1 четверть
Земля и человечество - 9 ч.
Введение. Мир глазами астронома.
Уч. с.4-8чит.,
Планеты Солнечной системы
Уч.с. 9-13 чит., т. с.10
Звёздное небо – Великая книга Природы
Уч. с. 18-21чит, т. с. 12
Мир глазами географа
12.09
Уч.с. 22-23перес.,т. с.14 №3
Мир глазами историка
16
Уч. с.29-35чит,т. с.18
Когда и где
19.09
Уч. с. 36-37 перес.
Мир глазами эколога.
23
Уч. с. 41-46 чит.,т. с.22 №5
Сокровища Земли под охраной человечества
26.09
Уч. с. 52-53 перес.
Сокровища Земли под охраной человечества
30
с.54-56 чит, т.с.25
Природа России - 10 ч.
Равнины и горы России
03.10
Уч. с. 58-65чит,уметь показывать на карте, т. с. 32
Моря, озёра и реки России
07
Уч. с. 66-68 перес.,
Природные зоны России
10
Уч. с. 71-75чит.
Зона арктических пустынь
Уч.с.76-83чит, т.с. 39 №2
Тундра
Уч.с.84-92 чит, т.с. 42 №2
Леса России
Уч.с.95-101 перес.
Лес и человек
Уч.с.107 выучить, т.с.52 №6
Зона степей.
Уч.с.110-116 чит, т.с.54 №4
2 четверть
Пустыни
Уч. с.118-124 чит, т.с.39-41
У Чёрного моря
Уч.с.131 выучить, т.с.60 №2
Родной край – часть большой страны 14 ч.
Наш край
Уч.с.136-138чит.,уметь пользоваться картой
Форма земной поверхности нашего края
Уч.с.139-144чит.
Водные богатства нашего края
Уч.с.146-147 перес.
Наши подземные богатства
Уч.с.149-159чит., т.с.73 №4
Земля-кормилица
Уч.с.162 перес.
Жизнь леса
Уч.с. 164-168 чит, т.с.77 №3
Жизнь луга
Уч. с.170-175 чит, т.с.78 №2
Жизнь пресного водоёма
Уч.с.178-183 чит, т.с.81
Экскурсия в природные сообщества нашего края.
С.183 перес.
Растениеводство в нашем крае
Уч.с. 187-192чит,отв.на воп.
Животноводство в нашем крае
Уч.с.195-203чит, отв.навоп.
Экскурсия в краеведческий музей
подготовка проектов «Мой край»
Обобщающий урок «Я знаю родной край»
подготовка проектов «Мой край»
Презентация проектов.
3 четверть
Страницы всемирной истории 6 ч.
Начало истории человечества
Уч.с.4-6 чит.
Мир древности: далёкий и близкий
Уч.с.8-13 чит,т.с.6
Средние века: время рыцарей и замков
Уч.с.15-20 чит,т.с.7
Новое время: встреча Европы и Америки
Уч.с.22-26 чит, отв.навоп.
Новейшее время: история продолжается сегодня
Уч.с.28-31 чит.
Обобщение по теме «Страницы всемирной истории».
Страницы истории Отечества 21 ч.
Жизнь древних славян
Уч.с.34-38 чит, отв.навоп.
Во времена Древней Руси
Уч.с.43-44 перес.
Страна городов
Уч.с.46-54чит.
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Уч.с.56-57 перес.
Трудные времена на Русской земле
Уч.с.62-63 перес. т
Русь расправляет крылья
Уч.с.65-68 чит.
Куликовская битва
Уч.с.70-74чит, отв.навоп.
Иван Третий
Уч.с.75-81чит.т.с.26 №1
Мастера печатных дел
Уч.82-86чит.
Патриоты России
Уч.с.87-89 перес.
Пётр Великий
Уч.с.94-100чит, отв.нввоп.
Михаил Васильевич Ломоносов
Уч.с.101-104чит, отв.навоп.
4 четверть
Екатерина Великая
Уч.с.105-111чит, отв.навоп
Отечественная война 1812
Уч.с.113-117 перес. по вариантам
Страницы истории ХIХ века
Уч.с.122-126чит
Россия вступает в ХХ век
Уч.с.127-135чит, отв.навоп.
Страницы истории 20 - 30-х годов
Уч.с.136-139чит, отв.навоп.
Великая война и Великая Победа
Уч.с.140-141 перес.
Великая война и Великая Победа
Уч.с.142-145перес.
Страна, открывшая путь в космос
Уч.с.147-152чит, отв.навоп.
Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»
Современная Россия 8 ч.
Основной закон России и права человека
Уч.с. 156-159чит. т.с.58
«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
Уч.с.160-163чит., т.с.60 № 8
Мы – граждане России
Уч.с. 164-167чит, отв.навоп.
Славные символы России
Уч.с.168-174чит., выучить гимн России
Такие разные праздники
Уч.с. 175-179чит., т.с.65 № 3
Путешествие по России
Уч.с.180-200 чит.
Путешествие по России
Уч.с.201-205чит.
Обобщение по теме «Современная Россия».
Планируемые результаты освоения учебного предметапо итогам обучения в 4 классе
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
– Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
– Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
– Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
– В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные:
– Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
– Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
– Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
– Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
– В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
– Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
– Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
– Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
– Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
– Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
– Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
– Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
– Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Список литературы
Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. – М. : Просвещение. 2013.
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.
Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения.)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2014.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ.
Школа России. Концепция и программы для начальных классов : в 2 ч. Ч. 1 / науч. рук. А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
Герасимов, В. П. Животный мир нашей Родины : пособие для учителя нач. кл. / В. П. Герасимов. – М. : Просвещение, 1985.
Горощенко, В. П. Природа и люди : хрестоматия по природоведению для учителей / В. П. Горощенко. – М. : Просвещение, 1971.
Левитан, Е. П. Путешествие по Вселенной. Моя первая книга / Е. П. Левитан. – М. : Просвещение, 2008.