Рабочая программа по изучению курса окружающего мира в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по окружающему миру, утверждённого приказом Минобразования России от 4 марта 2004 г., учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, примерной программы по окружающему миру (А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2015) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2016г..
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс окружающего мира 3 класса направлен на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.
Тематическое планирование
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Как устроен мир
6
2
Эта удивительная природа
18
3
Мы и наше здоровье
10
4
Наша безопасность
7
5
Чему учит экономика
12
6
Путешествие по городам и странам
15
ИТОГО: 68
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Как устроен мир?
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру
№
п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее
задание
план
факт
1 четверть
Как устроен мир (6 часов)
1
Природа
01.09
С. 4-9, читать, отв. на вопр..
Тетр. с. 3, 7 з.5
2
Человек
06
10-15, чит, отв на вопр..
Тетр. с.9, 11 з.1, 5
3
Проект «Богатства, отданные людям»
08
Подг. сообщение «Богатства, отданные людям»
4
Общество
13
С.18-20, пересказ.
Тетр. с. 15, з. 3, 5
5
Что такое экология
15
С.24-25 пересказ.
Тетр. с. 17 з.3
6
Природа в опасности!
20
С.29-32 пересказ.
Тетр. с. 19. 21 з.2. 6
Эта удивительная природа (18 часов)
7
Тела, вещества, частицы
22
С. 36-39 пересказ.
Тетр. с. 24 з.5
8
Разнообразие веществ
27
С.41-45, читать, отв. на вопросы.
9
Воздух и его охрана
29
С.46-50 читать, отв. на вопросы.
Тетр.с. 28 з.3
10
Вода
04.10
С. 51 пересказ.
Тетр. с. 29, 30 з. 1, 3
11
Превращения и круговорот воды
06
С.55-57 пересказ.
Тетр.с. 33-34 з.3, 4
12
Берегите воду!
11
С.59-62 пересказ.
Тетр. с. 35, 36 з.2. 4
13
Как разрушаются камни
13
Подг. сообщение «Как разрушаютя камни»
14
Что такое почва
18
С.64-65 пересказ.
Тетр. с. 38 з. 5
15
Разнообразие растений
20
С.69-73 пересказ.
Тетр. с. 41 з. 3
16
Солнце, растения и мы с вами
25
С. 74-76 пересказ.
Тетр. с. 44 з.4. 5
17
Размножение и развитие растений
27
С. 78-80 пересказ.
2 четверть
18
Охрана растений
08.11
19
Разнообразие животных
10
20
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
15
21
Размножение и развитие животных
17
22
Охрана животных
22
23
В царстве грибов
24
24
Великий круговорот жизни
29
Мы и наше здоровье (10 часов)
25
Организм человека
01.12
26
Органы чувств
06
27
Надежная защита организма
08
28
Опора тела и движение
13
29
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
15
30
Дыхание и кровообращение
20
31
Умей предупреждать болезни
22
32
Здоровый образ жизни
27
33
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
29
3 четверть
34
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
Наша безопасность (7 часов)
35
Огонь, вода и газ
36
Чтобы путь был счастливым
37
Дорожные знаки
38
Проект «Кто нас защищает»
39
Опасные места
40
Природа и наша безопасность
41
Экологическая безопасность
Чему учит экономика (12 часов)
42
Для чего нужна экономика
43
Природные богатства и труд людей – основа экономики
44
Полезные ископаемые
45
Растениеводство
46
Животноводство
47
Какая бывает промышленность
48
Проект «Экономика родного края»
49
Что такое деньги
50
Государственный бюджет
51
Семейный бюджет
4 четверть
52
Экономика и экология
53
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика»
Путешествия по городам и странам (15 часов)
54 - 55
Золотое кольцо России
56 - 57
Проект «Музей путешествий»
58
Наши ближайшие соседи
59
На севере Европы
60
Что такое Бенилюкс
61
В центре Европы
62
По Франции и Великобритании (Франция)
63
По Франции и Великобритании (Великобритания)
64
На юге Европы
65
По заметным местам мира
66
Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие
67 - 68
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
Итого: 68 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 3 классе
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседей России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Список литературы
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты нового поколения / Научный руководитель учебно-методического комплекса, кандидат педагогических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 120 с. – (Стандарты второго поколения)
Учебно-методическая литература
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс / Н.Ю. Васильева.- М.: ВАКО, 2013. – 384 с.
Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова, А.Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2012. -63 с.
«Рассмотрено»
Протокол методического объединения учителей от ____________ № __________
Руководитель ШМО ___________________ ФИО
Дата _________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ____________________ФИО
Дата _____________________
«Принято»
Протокол педагогического совета от _________________№___________
Дата___________________
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.