Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс»
«Утверждаю»
Директор МОУ ООШ № 14____________ Н. А. Фомина
Приказ № 67/12 от 01.09.2016г.
Рабочая программа учебного курса по окружающему миру
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Самиулина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории
Егорьевск,
2016 г.
Окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2016– 2017 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, примерной программы общеобразовательных учреждений, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2013)
Для реализации программного содержания используются:
- рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2015г.
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы, темы
Количество часов
1
Где мы живём?
2
2
Природа
21
3
Жизнь города и села
12
4
Здоровье и безопасность
10
5
Общение
5
6
Путешествия
17
7
Заключение
1
Итого:
68
Содержание тем учебного курса
Где мы живём? (2 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их родина. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (12 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (5 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (17 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Заключение (1)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
(страницы учебника)
Дата проведения
Домашнее задание
План
Факт
«Где мы живем»
1 четверть
Родная страна. С.4-7
05.09
С.4- 7 переск, отв. вопр.
Город и село.
Проект «Родной город». С.8-13
07.09
С.8-11 чит., вопросы
Тетр. с. 12-13 проект
Природа и рукотворный мир. С.14-17
12.09
С.17пересказ, отв. вопр.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
« Где мы живём». С.18-22
14.09
Работа в тетради
Неживая и живая природа. С.24-27
19.09
С. 27 отв. на вопр., тетрадь с. 19 № 6
Явления природы. С.28-31
21.09
С 28- 31 чит.,переск., тетр. с. 21 № 3
Что такое погода. С.32-35
26.09
С. 32 – 35 чит.,переск., тетр. с 24 № 3
Экскурсия «В гости к осени» С36-37
28.09
С.36-37 переск, тетр. с. 28 №3 - 5
В гости к осени. С.38-39
03.10
С. 38 – 39 чит.,пересказ
Звёздное небо. С.40-43
05.10
С 40 -43 чит.,переск.
Заглянем в кладовые Земли. С.44-47
10.10
С. 44 -47 чит.. тетр. с 34
Про воздух… С.48-51
12.10
С 48 – 51 тетрадь с 36 № 3
… И про воду. С.52-55
17.10
С. 52 – 55 чит.пересказ, тетрадь с 38 № 4
Какие бывают растения. С.56-59
19.10
С. 56 – 59чит.пересказ, тетрадь с. 40 № 4,№ 5
Какие бывают животные. С.60-63
24.10
С. 60 – 63 чит,переск. тетрадь с. 45 № 8
Невидимые нити.С.64-67
26.10
С. 64 – 67 чит.отв.вопр.
2 четверть Дикорастущие и культурные растения.С68-71
07.11
С68-71чит.пересказ
Дикие и домашние животные. С.72-75
09.11
С.72-75 чит.пересказ
Комнатные растения. С.76-79
14.11
С.76-79 чит.пересказ
Животные живого уголка. С.80-83
16.11
С.80-83 чит.пересказ
Про кошек и собак. С.84-87
21.11
С.84-86 чит.пересказ
Красная книга. С.88-91
23.11
С.88-91 чит.пересказ
Будь природе другом. 92-97
Проект « Красная книга, или возьмём под защиту».
28.11
С.92-95 чит.пересказ
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Природа». С.98-102
30.11
С.96-97 проект
«Жизнь города и села»
Что такое экономика? С.104-107
05.12
С.104-107 чит.пересказ
Из чего что сделано. С.108-111
07.12
С.108-111 чит.пересказ
Как построить дом. С.112-115
12.12
С.112-115 чит.пересказ
.
Какой бывает транспорт. С.116-119
14.12
С.116-119 чит.пересказ
Культура и образование. С.120-123
19.12
С.120-123 чит.вопр.
Все профессии важны. С.124-127
Проект «Профессии». С.128-129
21.12
С.124-129 чит.вопр.
С.128-129 проект
Экскурсия « В гости к зиме»
26.12
С.130-133 чит.пересказ
В гости к зиме.
28.12
3 четверть Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». С.134-139
11.01
С.134-139 повтор, проверка
«Здоровье и безопасность»
Строение тела человека. С.4-7
16.01
С.4-7 чит.пересказ
Если хочешь быть здоров. С.8-11
18.01
С.8-11 чит.пересказ
Берегись автомобиля! С.12-17
23.01
С.12-17 чит.пересказ
Домашние опасности. С.18-21
25.01
С.18-21 чит.пересказ
Пожар! С.22-25
30.01
С.22-25 чит.пересказ
На водоёме и в лесу. С.26-27
01.02
С.26-27 выуч.правило
На водоёме и в лесу С.28-29
06.02
С.28-29 чит.,вопросы
Опасные незнакомцы. С.30-35
08.02
С.30-35 чит., пересказ
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность». 36-40
13.02
Работа в тетради
«Общение»
Наша дружная семья. С.42-45
15.02
С.42-45 чит., пересказ
Проект «Родословная».С.46-47
20.02
С.46-47 проект
В школе. С.48-51
22.02
С.48-51 чит., пересказ
Правила вежливости. С.52-55
27.02
С.52-55 чит., пересказ
Ты и твои друзья. С.56-59
01.03
С.56-59 чит.,вопросы
Мы – зрители и пассажиры. С.60-63
06.03
С.60-63 чит., уч памятку
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». С.64-68
13.03
С.70-73 чит., пересказ
«Путешествия»
Посмотри вокруг. С.70-73
15.03
4 четверть
Ориентирование на местности по компасу. С.74-75
29.03
С74-75 чит переск,практ.
Ориентирование на местности. С.76-77
03.04
С.76-77 чит., пересказ
Формы земной поверхности. С.78-81
05.04
С.78-81 чит., пересказ
Водные богатства С.82-85
10.04
С.82-85 чит., пересказ
Экскурсия «В гости к весне». С.86-87
12.04
С.86-87 рассказ о весне
В гости к весне. С.88-89
17.04
С.88-89 чит., пересказ
Россия на карте. С.90-93
19.04
С.90-93 раб. по карте
Как читать карту. С.94-95
24.04
С.94-95 чит. вопросы
Проект «Города России». С.96-97
26.04
С.96-97 проект
Путешествие по Москве. С.98-101
03.05
С.98-101 чит., пересказ
Московский Кремль. С.102-107
08.05
С.102-107 чит., пересказ
Город на Неве. С.108-113
10.05
С.108-113 чит., пересказ
Путешествие по Оке. Краеведение
15.05
Проект
Путешествие по планете. С.114-117
17.05
С.114-117 чит.,вопросы
66
Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира».
22.05
С.118-127 проект
67
68
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Заключение. Обобщающий урок
24.05
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Личностные результаты: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир; воспитание уважительного отношения к своей стране; умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию; способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; способность успешно осуществлять учебную деятельность; умение проводить опыты, наблюдения; способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками в учебной деятельности; владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др); понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание любви к своей семье; воспитание гуманного отношения к людям; умение соотносить информацию с имеющимися знаниями; формирование основ экологической культуры; формирование основ экологической культуры; понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные достижения; принятие норм нравственного поведения в природе.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: умение различать государственные символы, ориентироваться в понятиях; умение различать город и село; воспитание любви к родному краю; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ); умение классифицировать объекты по существенным признакам; ориентироваться в разнообразии способов решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе; умение классифицировать объекты по существенным признакам; владение способами организации, планирования различных видов деятельности
( исследовательской, поисковой и др.), понимание специфики каждой; владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, чтение и др.); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; воспитание любви к родному краю;
Регулятивные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста иллюстрации; умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, рассуждать и проверять свои выводы; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; установление причинно-следственных связей,выполнение действий по алгоритму; умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки; умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение моделировать различные ситуации, опасные для детей; умение моделировать различные ситуации в школе и дома; умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД: способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; владение способами организации, планирования различных видов деятельности (творческой, поисковой и др.); владение рассуждением, описанием, сравнением; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ и др.); владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др.); умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Учащиеся должны знать/уметь:
1.Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
2.Работа с книгой и другими источниками информации
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
3.Мыслительные умения
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Литература
Учебники
Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2013. Учебник в 2-х ч.: 2 класс.
Рабочие тетради
Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2015. Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
Дополнительная литература
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.
Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.
Методические пособия
Максимова Т.Н., Москва: «ВАКО» 2015. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 2 класс.
«Рассмотрено»
Протокол методического объединения учителей от ______________ №__________
Руководитель ШМО В.И.Волнышева ____________
Дата ____________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР М.П.Шалаева ________________
Дата _______________________
«Принято»
Протокол педагогического совета от _______________ №_____________
Дата _____________
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу