Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиям Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторской программы А.А.Плешакова.М.: Просвещение 2016 г
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Окружающий мир. 1 класс». Автор А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2016 г.
Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс окружающего мира 1 класса направлен на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
-формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Количество учебных часов в год – 66, в неделю - 2
Тематическое планирование
Вводные темы. экскурсии
5 ч
Что и кто?
19 ч
Как, откуда и куда?
12 ч
Где и когда?
10 ч
Почему и зачем?
20 ч
Итого - 66 ч
Содержание учебного курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религии.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Календарно тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
План
Факт
Вводные темы. Экскурсии ( 4 ч)
Введение. Задавайте вопросы. с.3-8 р/т с. 3
02 сентября
Экскурсия «Что такое наша школа?»
06 сентября
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
09 сентября
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»
13 сентября
Что и кто? (20 ч)
Что такое Родина? с.10-11 р/т с.4
16 сентября
Что мы знаем о народах России? с.12-13 р/т с.5-6
20 сентября
Что мы знаем о Москве? с.14-15 р/т с.7
23 сентября
Проект «Моя малая родина» с.16-17р/т с.8-9
27 сентября
Что у нас над головой? с.18-19 р/т с.10
30 сентября
Что у нас под ногами? с.20-21 р/т с.10-11
04 октября
Что общего у разных растений? с.22-23 р/т с.12-13
07 октября
Что растёт на подоконнике? с.24-25 р/т, с. 13-14
11 октября
Что растёт на клумбе? с.26-27 р/т с.15-16
14 октября
Что это за листья? с.28-29 р/т с.16-18
18 октября
Что такое хвоинки?с.30-31 р/т с.19-21
21 октября
Кто такие насекомые?с.32-33р/т с.22-23
25 октября
Кто такие рыбы? с.34-35 р/т с. 24
28 октября
Кто такие птицы? с.36-37 р/т с.25-262 четверть
Кто такие звери? с.38-39 р/т с.27-28
Что окружает нас дома? с.42-43 р/т с.29-30
Что умеет компьютер? с.44-45 р/т с.31
Что вокруг нас может быть опасным? с.46-47 р/т с.32-33
На что похожа наша планета? с.48-49 р/т с.33
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» с.50-54 р/т с.34
Презентация проекта «Моя малая родина»
Как, откуда и куда?( 15 ч)
Как живет семья? Проект «Моя семья» с.56-59 р/т с.35-37
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?с.60-61 р/т с.38-40
Откуда в наш дом приходит электричество? с.62-63 р/т с.40-41
Как путешествует письмо? с.64-65 р/т с.42-43
Куда текут реки? с.66-67 р/т с.43-45
Откуда берутся снег и лёд? с.68-69 р/т с.45-47
Как живут растения? с.70-71 р/т с.48-49
Как живут животные? с.72-73 р/т с.50-51
Как зимой помочь птицам? с.74-75 р/т с.52-54
Откуда берётся и куда девается мусор? с.78-79 р/т с.54-55 3 четверть
Откуда в снежках грязь? с. 80-81 р/т с.56-57
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «»Как, откуда и куда?» с.82-87р/т с.58
Презентация проекта «Моя семья»
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» с.4-7 р/т с.3-5
Когда придёт суббота? с.8-9 р/т с.6-8
Когда наступит лето? с.10-11 р/т с.9-10
Где и когда? (7 ч)
Где живут белые медведи? с.12-13 р/т с.11-12
Где живут слоны? с.14-15 р/т с.12-13
Где зимуют птицы? с.16-17 р/т с.14-15
Когда появилась одежда? с.20-21 р/т с.15-16
Когда изобрели велосипед? с.22-23 р/т с.17-18
Когда мы станем взрослыми? с.24-25 р/т с.18-19
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» с.26-30р/т с.20
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? ( 20 ч)
Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? с. 32-33 р/т с.21-22
Почему Луна бывает разной? с.34-35 р/т с.22-23
Почему идёт дождь и дует ветер? с. 36-37 р/т с.23-24
Почему звенит звонок? с.38-39 р/т с.25-26
Почему радуга разноцветная? с.40-41 р/т с.26-27
Почему мы любим кошек и собак? с. 42-43. р/т с.27
Проект «Мои домашние питомцы» с. 44-45 р/т с.28-29
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
с.46-49 р/т с.30-34
Зачем мы спим ночью? с.52-53 р/т с.35
Почему нужно есть много овощей и фруктов? с. 54-55 р/т с.36-38
Почему надо чистить зубы и мыть руки? с.56-57 р/т с.38-39
Зачем нам телефон и телевизор? с.58-59 р/т с.39-40
Зачем нужны автомобили? с.60-61 р/т с.41
Зачем нужны поезда? с.62-63р/т с.42-43
Зачем строят корабли? с.64-65 р/т с.44-45
Зачем строят самолёты? с.66-67 р/т с.46
Почему в автомобиле, поезде, самолёте, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? с.68-71
р/т с.47-49
Зачем люди осваивают космос? с.72-73 р/т с.50-51
Почему мы часто слышим слово «экология»? с.74-75 р/т с.52-53
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» с.76-83 р/т с.54
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения окружающего мира ученик научится:
• называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
• называть государственную символику России;
• называть общие признаки живых организмов;
• называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
• соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
• соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
• называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
• называть основные группы животных и растений;
• соблюдать правила поведения в природе;
• называть основные признаки каждого времени года;
• называть основные помещения школы;
• называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
• называть основные учреждения культуры, быта;
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• пользоваться словами, указывающими направления и время;
• наблюдать, делать умозаключения;
• различать профессии людей;
• различать растения и животных;
• различать объекты природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке;
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать сушу и воду на глобусе;
• ориентироваться в помещениях школы;
• различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
• уход за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут
• проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
• группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
• сознательно выполнять правила экологического поведения;
• высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
• определить по внешнему виду названия различных растений;
Самостоятельно и уверенно учащиеся могут
• измерить длину небольшого тела; времени по часам;
• описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
• выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
• по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
• перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
• назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
• приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
Список литературы
Большая энциклопедия от А до Я. Потт. – М.: Мир книги, 2002.
Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия. – М.: Росмэн, 1994
Доисторическая жизнь. – М.: Росмэн, 1996.
Ёлкина Н.В. Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Карпенко М.Т. Сборник загадок. – М.: просвещение 2000 г.
Кульневич С.В, нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ТИ «Учитель», 2002
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему?» М.: Молодая гвардия, 1992
Сухим И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – М.: Новая школа. 1999
Тарабарина Т.И. И учеба и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1997
Что такое? Кто такой? В 3 т.- М.: Педагогика – Пресс, 2003
Я познаю мир: дет. Энциклопедия: М.: ТКО «АСТ», 1995